ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Замминистра природных ресурсов Денис Храмов: "Россия первой претендует на Арктику"

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ рассказал "Интерфаксу", как Россия убеждала комиссию ООН отнести часть Охотского моря к своему шельфу

Замминистра природных ресурсов Денис Храмов: "Россия первой претендует на Арктику"

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU – Россия добилась того, что анклав на шельфе Охотского море, ранее относящийся к нейтральным водам, с 15 марта относится к континентальному шельфу нашей страны. Теперь все внимание будет сосредоточено на том, чтобы убедить Комиссию ООН по границам морского дна в обоснованности включения в российский арктический шельф обширных пространств Северного Ледовитого океана.

О том, как Россия убеждала комиссию ООН отнести часть Охотского моря к шельфу нашей страны и какие аргументы готовятся по арктической заявке, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, который возглавляет российскую делегацию, работающую с комиссией ООН.

- От момента первых претензий РФ на нейтральную территорию в Охотском море до признания этого анклава российским шельфом прошло более 10 лет — в чем заключались основные проблемы столь длительного решения вопроса?

- Действительно, Россия подала соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа еще в 2001 году. Тогда заявка включала одновременно претензии и на Охотское море, и на шельф Арктики. Но поскольку это разные регионы, то и замечания у комиссии были разные. В связи с этим мы приняли решение в процессе доработки выделить отдельно заявку по шельфу Охотского морю и по Северному Ледовитому океану.

По Охотскому морю при рассмотрении первоначальной заявки у комиссии возникло два принципиальных вопроса. Во-первых, нет ли у Японии возражений в связи с тем, каким образом Россия отмеряет экономическую зону от исходных линий в этом регионе. И не задействуются ли при этом спорные с Японией острова. Дело в том, что Комиссия по шельфу не имеет права рассматривать заявки, по которым есть неурегулированные территориальные вопросы. От Японии после продолжительных переговоров нам удалось получить ноту о том, что эта страна не возражает против заявки России в Охотском море.

Второй важной задачей, поставленной перед нами комиссией, стало определение точек подножия континентального склона, для того чтобы доподлинно убедиться, действительно ли интересующий Россию анклав находится на шельфе, а не на глубинном океаническом дне.

С 2001 года была проведена гигантская работа, включавшая множество исследований, геологических обоснований, переговоров. В итоге первую обновленную заявку по шельфу Охотского моря Россия подала летом 2013 года. Тогда нам казалось, что доводы бесспорны, но, тем не менее, комиссия подняла вопрос корректности данных структуры дна, попросив подкрепить их новейшими способами эхолотирования. Подключившееся Минобороны, за что ему отдельное спасибо, в 2013 году провело специальное исследования на подножье морского склона, доказав верность предоставленных Россией данных.

Все это время российская делегация продолжала взаимодействие с комиссией, отвечая на вопросы ее экспертов. Большую роль в этом процессе играл и представитель России в комиссии И. Ф. Глумов. В итоге на прошлой неделе единогласным решением комиссии признано, что анклав в Охотском море площадью 52 тыс. кв. км принадлежит Российской Федерации, ее континентальному шельфу.

- С какого момента юридически анклав в Охотском море становится российским — есть ли еще процедурные моменты, которые необходимо пройти?

- Комиссия ООН по границам континентального шельфа выносит рекомендации прибрежному государству включить тот или иной участок океанического дна в континентальный шельф. Дальнейшее юридическое оформление должна осуществить сама Россия – это внесение изменений в нормативную базу выпуск новых карт, доведение их до мировой общественности. Здесь все зависит от того, как сработают соответствующие ведомства – думаю, к середине года все внутренние процедуры будут закончены.

- Есть ли риск, что другие страны оспорят решение комиссии по отнесению анклава в Охотском море к шельфу РФ?

- Нет. Решение принято в соответствии с конвенцией ООН, органа, уполномоченного по принятию решений. Никакие другие страны это решение оспорить не смогут. В соответствии с пунктом 8 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву внешние границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.

- Как Минприроды оценивает углеводородный потенциал нового анклава в частности и Охотского моря в общем? Насколько геологически этот регион хорошо изучен?

- У нас есть представление по общей ресурсной составляющей Охотской нефтегазовой провинции. Ресурсы нефти по категориям D1 и D2 здесь составляют 1,5 млрд тонн, газа – 6,1 трлн куб. м.

В Охотском море на баланс поставлены запасы только по сахалинским проектам. Остальной потенциал – это ресурсы. Несколько блоков для изучения взяла "Роснефть", ("Магадан-1,2", "Лисянский", "Кашеваровский"), у "Газпрома" здесь тоже есть проекты, например, "Западно-Камчатский" или очень перспективный "Южно-Киринский" и т. д.

Новый анклав в Охотском море детально геологически еще не изучался, поэтому прогнозными оценками, достаточными для корректного прогноза нефтегазоносности отдельно по нему, мы пока не располагаем. Но вполне логично предположить, что если в разных районах Охотского моря есть потенциальные структуры, то и в этом анклаве они тоже могут быть.

Программа работ на шельфе в основном базируется на предложениях компаний. Работы за счет средств госбюджета в Охотском море проводить не планируется. Мы считаем его достаточно изученным по сравнению с другими шельфовыми провинциями. Если переходить на термины, то это умеренно изученная акватория – порядка 350 м сейсмики 2D на 1 кв. км площади.

- Каким Минприроды видит потенциал биоресурсов анклава?

- Очень важно отметить одну простую вещь: биоресурсы, которые существуют в новом российском анклаве, являются неотъемлемой частью биологической системы Охотского моря в целом. В этом плане бесконтрольный промысел рыбы и других биоресурсов, в частности сидячих видов, таких как краб, моллюски, именно в этом анклаве, как это было до настоящего момента, не мог не отразиться на биологическом балансе всего моря, нерестовых мест, кормовой базы китовых.

Из нейтральных вод анклава рыбаки разных стран буквально бездонной ложкой выбирали рыбу. Мы не могли контролировать объемы промысла, предъявлять требования к орудиям и способам лова, требования по охране окружающей среды. Теперь здесь будет осуществляться нормальное регулирование и экологический контроль. Мы намерены выдавать квоты, требовать соблюдения правил окружающей среды по законам РФ. Теперь на анклав будут распространяться требования российского законодательства о континентальном шельфе, необходимость проведения экологической экспертизы для ресурсных исследований. Россия приобрела суверенные права на эти ресурсы.

- Насколько положительное решение по анклаву в Охотском море дает преимущество России при рассмотрении заявки на продление границ Арктического шельфа, включая хребет им. Ломоносова, котловину Подводников и поднятие им. Менделеева?

- Формальных преимуществ, конечно, не дает никаких. Это, скорее, опыт организации работы. Все эти годы российская сторона вела на постоянной и системной основе с членами Комиссии по границам континентального шельфа плотное рабочие взаимодействие, выстроила в том числе и личные взаимоотношения. Теперь нам гораздо проще понимать друг друга, мы лучше разбираемся в их требованиях.

Надеюсь, все это сыграет свою роль при обосновании арктической заявки. И, конечно же, в процессе работы над заявкой по Охотскому морю мы представляли членам комиссии свои точку зрения и подходы формирования арктической заявки.

- И когда Россия намерена подать в Комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение своего шельфа в Арктике?

- Согласно правилам, страна, ратифицировавшая Конвенцию ООН по морскому праву, должна в течение 10 лет с момента ратификации заявить о своих претензиях на часть шельфа. Россия в Арктике сделала это первой, подав заявку в 2001 году. Теперь у нас есть право в любое время подавать доработанную заявку и иные дополнительные обосновывающие материалы.

Ориентировочные сроки подготовки доработанной заявки (как документа) – ноябрь 2014 года. Мы посчитали необходимым в летний полевой сезон этого года провести еще один раунд исследований.

Сейчас Роснедра подводят итоги тендера на проведение летом сейсмических работ в районе смыкания котловины Подводников, хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с материковой окраиной. Эта сейсмика и дополнительная батиметрия позволят усилить геологические и морфологические доказательства того, что заявленные объекты являются продолжением шельфа РФ.

Заявка, подкрепленная дополнительными материалами, будет передана МИДу. Затем МИД совместно с правительством РФ в зависимости от политических и прочих условий примет решение – когда лучше подать заявку России по Арктике в комиссию при ООН.

- Известно ли, в какой стадии готовности находятся заявки других стран, претендующих на увеличение своих шельфовых территорий в Северном Ледовитом океане?

- У Канады в 2013 году истекал срок подачи претензий на шельф. Поэтому она в конце прошлого года подала свою предварительную заявку на включение в канадский шельф участка в Северном Ледовитом океане. Конкретных обоснований эта страна пока не предъявляла, а только обозначила, что намерена готовить заявку на арктический шельф, очевидно, что заявка дорабатывается, в том числе и по политическим соображениям.

У Дании, которая на год позже Канады ратифицировала конвенцию, только в декабре 2014 года истекает срок подачи претензий. Думаю, в конце этого года Дания в любом виде также подаст свою заявку.

У Норвегии нет претензий, она все вопросы с комиссией уже решила.

США к настоящему моменту еще даже не ратифицировали конвенцию.

- Как претензии других стран на арктический шельф пересекаются с интересами России?

- Во-первых, пока Россия единственная подала официальную заявку на расширение шельфа в Арктике. Соответственно, на данный момент нет ни одной другой страны, заявка которой пересекалась бы с претензиями России.

Канадская заявка даже не содержит точных координат интересующих их участков в Арктике. Канадская заявка, поданная в декабре прошлого года, содержит детальное обоснование только в части Атлантики, по Арктике пока Канада не обозначила ничего, кроме намерения подать такую заявку в будущем.

Если нарисовать на карте Арктики возможные зоны интереса разных стран, то можно увидеть, что границы шельфа, заявляемые Россией, Канадой, Данией, Норвегией и, вероятно, США (если бы они присоединились к конвенции), фактически не пересекаются. А если и пересекаются, то в пределах небольших секторов. По этим секторам проблемы снимаются процессом двусторонних переговоров. Так было, например, у России с Норвегией - в 2010 году дипломатические договоренности решили проблемы когда-то спорной "серой зоны" в Баренцевом море.

Кстати, в компетенцию Комиссии ООН по континентальному шельфу не входит установление границ между государствами. Комиссия не рассматривает территориальные споры. Она всего лишь является техническим научным органом, решающим какую часть морского дна можно отнести к шельфу. Не больше, но и не меньше.

Границы на шельфе устанавливают сами государства, договариваясь между собой посредством двусторонних соглашений. Также и Россия при подаче арктической заявки должна будет представить комиссии ноты от других стран, что страны-партнеры не против подачи соседями заявки на шельф Арктики, а в дальнейшем урегулируют вопросы, касающиеся территориальных границ.

- Как в настоящее время строятся отношения России и переговорный процесс с другими странами-претендентами на расширение своих границ в Арктике?

- Регулярно в течение 6 лет каждый ноябрь Россия, Дания, Канада и США проводят встречи геологических служб, чтобы выработать единый подход к аргументации по арктическому шельфу. Чтобы обосновать отнесение участков морского дна к естественным компонентам материковой окраины, нужно, чтобы геологическая общественность одинаково понимала геологическую историю формирования арктического бассейна. Это конструктивный научный диалог. Именно научный, а не политический, потому что в ходе него вырабатывается и обосновывается единая геодинамическая модель Амеразийского бассейна.

Если говорить в частности, то напомню, что с Норвегией территориальные вопросы мы уже решили. С Канадой ведем двусторонние переговоры и не возражаем против подачи этой страной заявки в комиссию ООН. С Данией, находящейся еще только в процессе подготовки заявки, также согласовали подход, при котором не возражаем против подачи заявок нашими странами и обязуемся все наши двусторонние вопросы решить позднее.

США в долгосрочных планах тоже намерены ратифицировать конвенцию и подать заявку на шельф в Арктике. На ближайшее будущее, как мы понимаем, они перед собой такую задачу не ставят.

Претензии России в Арктике – это шельф площадью 1,2 млн кв. км, ресурсный потенциал которого мы оцениваем в порядка 5 млрд тонн условного топлива. Для России подача арктической заявки – один из серьезных приоритетов. И мы работаем над этим документом в максимально динамичном режиме.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });