В марте рекордное число россиян сократили покупки продуктов питания

44% россиян стали покупать меньше продуктов питания и товаров повседневного спроса; на этом фоне рост выручки большинства ритейлеров замедлился

В марте рекордное число россиян сократили покупки продуктов питания
Фото: ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 17 апреля. INTERFAX.RU – Доля российских потребителей, заявивших о сокращении покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса, оказалась беспрецедентно высока, свидетельствует исследование аналитической фирмы Nielsen "Российский покупатель в новых экономических условиях", проведенное в марте.

В прошлом месяце 44% россиян заявили, что стали приобретать меньше продуктов питания и товаров повседневного спроса. Между тем, в течение кризисного 2009 года доля сокративших покупки потребителей колебалась в пределах 25-30%, а в декабре 2014 года этот показатель был равен 31%.

В марте российские потребители оценили сокращение покупок по сравнению с декабрем в среднем в 24%.

Рост цен в магазинах заметили практически все покупатели (99%), при этом 77% опрошенных указали на "значительное" повышение (это на 20 процентных пунктов больше, чем в декабре, и на 47 п.п. больше, чем в августе прошлого года). В период кризиса 2009 года о "значительном" подорожании продуктов говорили чуть более половины потребителей.

По мнению респондентов, в марте цены выросли на треть (32%) по сравнению с уровнем трехмесячной давности. Среди категорий - лидеров по темпам роста цен россияне назвали сыр, свежие фрукты и овощи, свежее мясо, мясо птицы и мясные продукты.

"От периода к периоду мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены. Если в 2009 году россияне уже ко второму кварталу начинали оправляться от кризиса, то в текущей ситуации мы фиксируем последовательное ухудшение всех показателей уже на протяжении более чем шести месяцев - с августа 2014 года", - сказала коммерческий директор Nielsen Россия Илона Лепп.

"Сейчас потребители проходят через период адаптации к новым ценам, и покупательские настроения сегодня, судя по всему, находятся на своем "дне". Среди форматов торговли выигрывают только дискаунтеры - это единственные магазины, где сохраняется приток новых покупателей, которые при выборе точки совершения покупки руководствуются, во-первых, уровнем цен, во-вторых, соотношением "цена-качество" на представленные товары и, в-третьих, наличием привлекательных промо-предложений", - считает Лепп.

Выводы о сокращении потребления FMCG-товаров (товаров повседневного спроса) подтверждают данные публичных ритейлеров. В марте две из трех крупнейших российских розничных компаний замедлили рост выручки.

Во втором квартале сочетание замедления продовольственной инфляции, предпочтений более дешевой продукции и эффектов базы сравнения может привести к замедлению роста выручки ритейлеров, отмечается в аналитическом обзоре Sberbank CIB.

Лидер рынка "Магнит" в марте нарастил розничную выручку на 30,4% после прироста на 34% в феврале и на 35,3% в январе. Магазины "у дома" "Магнита" также замедлили рост - до 26,7% в прошлом месяце с 29,7% в феврале и 31,1% в январе.

Сопоставимые продажи "Магнита" (LfL) в I квартале увеличились на 14,53% - главным образом, за счет повышения среднего чека (на 13,97%). Рост покупательского трафика составил 0,49%. В магазинах "у дома" прирост трафика был еще ниже - 0,17%.

"Мы видим down-trade, когда люди уменьшают потребление свежих продуктов в пользу продуктов "сухих" и более дешевых", - говорил в марте финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан.

Группа "Дикси" также замедлила рост продаж в марте. Выручка ритейлера в прошлом месяце увеличилась на 24,6% после рост на 28,5% в феврале и на 30,7% в январе. Рост выручки сети магазинов "у дома" под вывеской "Дикси" в марте замедлился до 28,2% с 31,7% и 34,5% соответственно. LfL-выручка компании в I квартале выросла на 11,7% за счет повышения среднего чека на 11,5% при минимальном росте трафика (на 0,1%).

Х5 Retail Group, в отличие от конкурентов, напротив, наращивала выручку от месяца к месяцу: до 28% в марте с 25,9% в феврале и 25,5% в январе. По итогам квартала продажи Х5 выросли на 26,5%, сопоставимые продажи - на 17,1%. Прирост покупательского трафика в сопоставимых магазинах Х5 был заметнее, чем у "Магнита" и "Дикси" - 2,9%.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
"Ъ" узнал о компенсации поставок электроэнергии в ЛНР за счет российских потребителей"Ъ" узнал о компенсации поставок электроэнергии в ЛНР за счет российских потребителей
Нагрузка, связанная с повышением тарифа ФСК, ляжет на всех потребителей, кроме непосредственно населения РоссииПодробнее
Белый дом представил проект налоговой реформыБелый дом представил проект налоговой реформы
Самые серьезные послабления предусмотрены для крупных корпорацийПодробнее
Начало продаж гособлигаций для населения. ОбобщениеНачало продаж гособлигаций для населения. Обобщение
В первый день продаж дебютного выпуска трехлетних облигаций федерального займа россияне приобрели бумаги на 697 млн рублейПодробнее
Курс доллара впервые за две недели превысил 57 рублейКурс доллара впервые за две недели превысил 57 рублей
Рост евро и доллара к рублю объясняется продолжающей дешеветь нефтью и уменьшением спроса на рублевую ликвидностьПодробнее
Ткачев заявил о сокращении импорта продовольствия вдвое за три годаТкачев заявил о сокращении импорта продовольствия вдвое за три года
При этом министр предупредил о вероятном сокращении объема экспорта из-за укрепления рубляПодробнее
"Аэрофлот" получил предложение продать авиакомпанию "Россия" за 1 рубль"Аэрофлот" получил предложение продать авиакомпанию "Россия" за 1 рубль
У рассказавшего об этом главы компании Виталия Савельева предложение вызвало смех и улыбкуПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи