ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Чем обернется введение платы для грузовиков

Ритейл готовится к перебоям с поставками и росту цен, а перевозчики мрачно оценивают риски необоснованных штрафов из-за "сырости" системы

Чем обернется введение платы для грузовиков
Во время массовой акции протеста дальнобойщиков в Новосибирске
Фото: ТАСС, Евгений Курсков

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU – Участники продовольственного рынка ждут перебоев с поставками продукции из-за запуска с 15 ноября системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Система "Платон" запускается непригодной для полноценного функционирования, считают они.

Ряд крупных производителей продовольственных товаров уже предупредили розничные сети о возможных проблемах с поставками, сообщили "Интерфаксу" источники на рынке.

Часть грузоперевозчиков, столкнувшись с невозможностью выполнить новые требования, будет вынуждена временно покинуть рынок в пиковый предновогодний период, что создаст дефицит услуг по перевозке и приведет к росту их стоимости.

Заплатит потребитель

Удорожание грузоперевозок может транслироваться в повышение розничных цен. "Установленный переходный период в три месяца не позволит отработать вновь вводимую систему сборов, а увеличение тарифа до 3,06 рубля за 1 км уже с 1 марта следующего года повысит себестоимость грузоперевозок на 15-20%. Это приведет к ускорению инфляции на 2 п.п. (ЦБ прогнозирует на будущий год 5,5-6,5%)", - заявили "Интерфаксу" в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко).

Представитель российского подразделения Coca-Cola Hellenic Bottling Company (эксклюзивный боттлер Coca-Cola) прогнозирует временный, до конца декабря, уход с рынка примерно 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Это произойдет из-за неготовности системы "Платон" и нехватки бортовых устройств фиксации маршрута. Такой дефицит предложения по перевозке вкупе с затратами на сам сбор увеличит операционные затраты Coca-Cola HBC на 100-150 млн рублей в год, ожидают в компании.

Введение сбора повлечет рост тарифов на автоперевозки на 5-10%, что негативно скажется на общем уровне инфляции в стране, отметил представитель Coca-Cola HBC. "Также увеличение тарифов может коснуться и малотоннажного транспорта в связи с замещением дефицита транспорта большей грузоподъемности", - полагает он.

Общий рост себестоимости грузовых перевозок для ритейла может составить 14%, прогнозирует Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Новый дорожный сбор затронет весь товарный спектр грузовых автоперевозок, особенно перевозки продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также сырья для их производства, где доля грузоперевозок крупнотоннажным автотранспортом достигает 85%. Перераспределение даже части перевозок с большегрузного на малотоннажный или другие виды транспорта приведет к значительному удорожанию конечного продукта, полагает АКОРТ.

По мнению ассоциации, неизбежен рост цен и на социально значимые продовольственные товары отечественного производства - в среднем на 5%.

Минсельхоз пока не видит угрозы возникновения перебоев с поставками продуктов питания в торговые сети, а также предпосылок к значительному увеличению их стоимости, отметил представитель министерства. "Остальное будет зависеть от того, насколько оперативно компании-перевозчики намерены выполнять новые нормы и оснастить свои автомобили необходимым оборудованием", - сказал он.

Перевод части грузов на железную дорогу рассматривается как крайняя мера: стоимость доставки ж/д транспортом грузов на расстояние менее 1,5 тыс. км выше, чем по автодорогам, из-за высоких тарифов в сочетании с накладными расходами, отметили в Coca-Cola HBC.

"Действия относительно грузоперевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом требуют дополнительной проработки. В зависимости от дальнейшего развития ситуации такая работа будет проведена в минимально возможные сроки", - заявил "Интерфаксу" представитель Минсельхоза.

Поставки под угрозой

Некоторые производители уведомили ритейлеров о том, что их системы кризисной логистики позволят обеспечить бесперебойность поставок в горизонте одной недели. Дальше этого горизонта они не загадывают.

"Мы направили в адрес своих партнеров официальные письма с информацией о том, что возможные затруднения у транспортных компаний могут сказаться на своевременности поставок нашей продукции по независящим от нас причинам. В этом письме мы также указали, что предпринимаем все возможные усилия для минимизации рисков, вплоть до обеспечения ключевых партнеров-перевозчиков бортовыми устройствами", - сказал "Интерфаксу" представитель крупного производителя пищевой продукции.

По его словам, производители, перевозчики и ритейлеры за два дня до начала работы обнаруживают в системе множество проблемных моментов. Прежде всего, не хватает бортовых устройств. Устройства, которые "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) - оператор системы "Платон" - должен был начать выдавать еще в октябре, многие перевозчики начинают получать только с 10 ноября. Новые устройства доступны только в центральных офисах "Платона", за Уралом ожидаются не раньше конца ноября - начала декабря, утверждает собеседник агентства.

При этом устройства получают только крупные участники рынка, владеющие не менее 300 автотранспортных средств, в то же время более 60% перевозок приходится на малых и средних перевозчиков, с которыми крупные грузоотправители работают по договорам - эти компании пока не могут получить устройства, сообщил источник.

"Мы получали от наших поставщиков уведомления о том, что у них возникают повышенные риски, связанные с аккуратностью и дисциплиной графика доставки товаров в наши распределительные центры. Все, что в наши распределительные центры будет доставлено, мы вывезти способны и сейчас максимально концентрируемся на решении этой задачи", - заявил "Интерфаксу" представитель X5 Retail Group Олег Полетаев.

По его словам, на собственный автопарк X5 приходится примерно 70% объемов доставки из распределительных центров в магазины. Ритейлер получил все необходимые устройства, и к 15 ноября все его грузовики начнут работать по новым правилам. Оставшиеся 30% перевозок для X5 выполняют привлеченные средние и малые транспортные компании. Лишь 10-15% их автопарка получили бортовые устройства, сообщил Полетаев. "Ровно такая же проблема есть у других крупнейших производителей продуктов питания, напитков и молочных продуктов, которые должны доставлять продукты со своих комбинатов в наши распределительные центры", - заявил представитель Х5.

"Мы рассчитываем, что в ближайшие дни мы при оптимизации логистических цепочек будем удерживать ситуацию под контролем, а наши контрагенты за этот период решат свои проблемы по оснащению, и проблема не станет глобальной настолько, чтобы это заметили покупатели", - сказал Полетаев.

Metro Cash & Carry не ожидает перебоев с обеспечением магазинов товарами, заявила представитель ритейлера Оксана Токарева.

Поставки в магазины "Дикси" будут осуществляться вовремя и в полном объеме, пообещала представитель компании Екатерина Куманина. "Компания продолжает переоснащать свой автопарк. Но сказать, что система сейчас полностью готова, нельзя", - добавила она.

"Сырая" система

"Разработчиками в принципе не проводилось тестирование системы", - утверждает представитель одного из крупных поставщиков продовольствия.

У большинства участников рынка остаются без ответа вопросы, касающиеся регламентации работы новой системы, процесса взимания платы, процесса получения и работы по маршрутным картам - все это повышает риски ошибочного начисления штрафов, которые остаются очень высокими (для юрлиц до 1 млн рублей). "Минтрансом проводится работа по снижению штрафов за нарушения, однако выпустить их в срок не успеют", - заявил один из собеседников агентства.

Замминистра транспорта Евгений Дитрих на этой неделе заявил, что штрафы за неоплаченный проезд грузовиков с 15 ноября будут взиматься только в Московской области, на территории остальной России - с мая 2016 года. "Никаким нормативным актом это заявление так и не подкреплено, а между тем КоАП не предусматривает выборочного применения установленной административной ответственности, в том числе по географическому признаку", - заявил "Интерфаксу" представитель одной из крупных логистических компаний. Более того, это решение в принципе кажется ему странным, так как добросовестные исполнители закона, которые уже зарегистрировались в системе, будут платить, а те, кто не успел этого сделать - смогут экономить деньги.

Запуск новой системы платежа по принципу предоплаты, рост дополнительных издержек (фактическое изъятие оборотных средств, издержки на администрирование нового процесса внутри предприятий), введение штрафных санкций за нарушения, которые, в том числе, носят технический характер, и отказ от тестового периода ведут к дестабилизации рынка, уверены в Союзмолоке и АКОРТ.

"Мы ранее направляли обращения с просьбой установить тестовый период, но это предложение не было услышано", - заявили в Союзмолоке.

Проблемный сбор

Российские власти рассчитывают собирать за проезд 12-тонников до 50 млрд рублей ежегодно. "Часть этих средств - порядка 10 млрд рублей - будет уплачиваться РТИТС за управление системой "Платон", остальные планируется расходовать на софинансирование дорожного строительства в регионах.

Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако позднее премьер-министр Дмитрий Медведев отменил конкурс, а единственным исполнителем проекта назначил ООО "РТ-Инвест Транспортные системы". По информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", по 50% РТИТС принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и ООО "РТ-Инвест" (25,01% - у ГК "Ростех", 74,99% принадлежит ООО "Царицын Капитал").

Тариф системы взимания платы до 29 февраля 2016 года установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года - 3,06 рубля.

Предполагается, что дальнобойщики будут оплачивать проезд заранее. При этом фиксировать пройденный грузовиком путь необходимо с помощью бортового устройства системы, которое зарегистрированные в системе "Платон" перевозчики могут получить бесплатно. Правительство также разрешило использовать и сторонние бортовые устройства, работающие по технологии ГЛОНАСС/GPS, но требования к ним еще не установил Минтранс.

Кроме того, проезд можно оплатить, оформив маршрутную карту (она может быть как бумажной, так и электронной).

В случае, если система взимания платы установит, что бортового устройства в кабине большегруза нет или что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, то ему придет письмо с квитанцией о штрафе от ГИБДД на 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей при первом нарушении (при повторном штраф составит 50 тыс. рублей), для юрлиц - на 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.

Крупные зарубежные инвесторы поднимали тему взимания платы 12-тонников на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева 19 октября. КСИИ предлагала в течение года применить нулевой коэффициент пересчета платы, чтобы протестировать систему и решить возможные проблемы стартового этапа ее функционирования, рассказывал источник "Интерфакса".

В среду по всей России прокатилась волна акций протеста перевозчиков против введения платы. Участники акций требовали внести изменения в методику расчета тарифов и порядок их оплаты. В связи с введением нового сбора ряд перевозчиков уже объявил о 30%-ном повышении тарифов на свои услуги.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });