Чем обернется введение платы для грузовиков

Ритейл готовится к перебоям с поставками и росту цен, а перевозчики мрачно оценивают риски необоснованных штрафов из-за "сырости" системы

Чем обернется введение платы для грузовиков
Во время массовой акции протеста дальнобойщиков в Новосибирске
Фото: ТАСС, Евгений Курсков

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU – Участники продовольственного рынка ждут перебоев с поставками продукции из-за запуска с 15 ноября системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Система "Платон" запускается непригодной для полноценного функционирования, считают они.

Ряд крупных производителей продовольственных товаров уже предупредили розничные сети о возможных проблемах с поставками, сообщили "Интерфаксу" источники на рынке.

Часть грузоперевозчиков, столкнувшись с невозможностью выполнить новые требования, будет вынуждена временно покинуть рынок в пиковый предновогодний период, что создаст дефицит услуг по перевозке и приведет к росту их стоимости.

Заплатит потребитель

Удорожание грузоперевозок может транслироваться в повышение розничных цен. "Установленный переходный период в три месяца не позволит отработать вновь вводимую систему сборов, а увеличение тарифа до 3,06 рубля за 1 км уже с 1 марта следующего года повысит себестоимость грузоперевозок на 15-20%. Это приведет к ускорению инфляции на 2 п.п. (ЦБ прогнозирует на будущий год 5,5-6,5%)", - заявили "Интерфаксу" в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко).

Представитель российского подразделения Coca-Cola Hellenic Bottling Company (эксклюзивный боттлер Coca-Cola) прогнозирует временный, до конца декабря, уход с рынка примерно 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Это произойдет из-за неготовности системы "Платон" и нехватки бортовых устройств фиксации маршрута. Такой дефицит предложения по перевозке вкупе с затратами на сам сбор увеличит операционные затраты Coca-Cola HBC на 100-150 млн рублей в год, ожидают в компании.

Введение сбора повлечет рост тарифов на автоперевозки на 5-10%, что негативно скажется на общем уровне инфляции в стране, отметил представитель Coca-Cola HBC. "Также увеличение тарифов может коснуться и малотоннажного транспорта в связи с замещением дефицита транспорта большей грузоподъемности", - полагает он.

Общий рост себестоимости грузовых перевозок для ритейла может составить 14%, прогнозирует Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Новый дорожный сбор затронет весь товарный спектр грузовых автоперевозок, особенно перевозки продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также сырья для их производства, где доля грузоперевозок крупнотоннажным автотранспортом достигает 85%. Перераспределение даже части перевозок с большегрузного на малотоннажный или другие виды транспорта приведет к значительному удорожанию конечного продукта, полагает АКОРТ.

По мнению ассоциации, неизбежен рост цен и на социально значимые продовольственные товары отечественного производства - в среднем на 5%.

Минсельхоз пока не видит угрозы возникновения перебоев с поставками продуктов питания в торговые сети, а также предпосылок к значительному увеличению их стоимости, отметил представитель министерства. "Остальное будет зависеть от того, насколько оперативно компании-перевозчики намерены выполнять новые нормы и оснастить свои автомобили необходимым оборудованием", - сказал он.

Перевод части грузов на железную дорогу рассматривается как крайняя мера: стоимость доставки ж/д транспортом грузов на расстояние менее 1,5 тыс. км выше, чем по автодорогам, из-за высоких тарифов в сочетании с накладными расходами, отметили в Coca-Cola HBC.

"Действия относительно грузоперевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом требуют дополнительной проработки. В зависимости от дальнейшего развития ситуации такая работа будет проведена в минимально возможные сроки", - заявил "Интерфаксу" представитель Минсельхоза.

Поставки под угрозой

Некоторые производители уведомили ритейлеров о том, что их системы кризисной логистики позволят обеспечить бесперебойность поставок в горизонте одной недели. Дальше этого горизонта они не загадывают.

"Мы направили в адрес своих партнеров официальные письма с информацией о том, что возможные затруднения у транспортных компаний могут сказаться на своевременности поставок нашей продукции по независящим от нас причинам. В этом письме мы также указали, что предпринимаем все возможные усилия для минимизации рисков, вплоть до обеспечения ключевых партнеров-перевозчиков бортовыми устройствами", - сказал "Интерфаксу" представитель крупного производителя пищевой продукции.

По его словам, производители, перевозчики и ритейлеры за два дня до начала работы обнаруживают в системе множество проблемных моментов. Прежде всего, не хватает бортовых устройств. Устройства, которые "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) - оператор системы "Платон" - должен был начать выдавать еще в октябре, многие перевозчики начинают получать только с 10 ноября. Новые устройства доступны только в центральных офисах "Платона", за Уралом ожидаются не раньше конца ноября - начала декабря, утверждает собеседник агентства.

При этом устройства получают только крупные участники рынка, владеющие не менее 300 автотранспортных средств, в то же время более 60% перевозок приходится на малых и средних перевозчиков, с которыми крупные грузоотправители работают по договорам - эти компании пока не могут получить устройства, сообщил источник.

"Мы получали от наших поставщиков уведомления о том, что у них возникают повышенные риски, связанные с аккуратностью и дисциплиной графика доставки товаров в наши распределительные центры. Все, что в наши распределительные центры будет доставлено, мы вывезти способны и сейчас максимально концентрируемся на решении этой задачи", - заявил "Интерфаксу" представитель X5 Retail Group Олег Полетаев.

По его словам, на собственный автопарк X5 приходится примерно 70% объемов доставки из распределительных центров в магазины. Ритейлер получил все необходимые устройства, и к 15 ноября все его грузовики начнут работать по новым правилам. Оставшиеся 30% перевозок для X5 выполняют привлеченные средние и малые транспортные компании. Лишь 10-15% их автопарка получили бортовые устройства, сообщил Полетаев. "Ровно такая же проблема есть у других крупнейших производителей продуктов питания, напитков и молочных продуктов, которые должны доставлять продукты со своих комбинатов в наши распределительные центры", - заявил представитель Х5.

"Мы рассчитываем, что в ближайшие дни мы при оптимизации логистических цепочек будем удерживать ситуацию под контролем, а наши контрагенты за этот период решат свои проблемы по оснащению, и проблема не станет глобальной настолько, чтобы это заметили покупатели", - сказал Полетаев.

Metro Cash & Carry не ожидает перебоев с обеспечением магазинов товарами, заявила представитель ритейлера Оксана Токарева.

Поставки в магазины "Дикси" будут осуществляться вовремя и в полном объеме, пообещала представитель компании Екатерина Куманина. "Компания продолжает переоснащать свой автопарк. Но сказать, что система сейчас полностью готова, нельзя", - добавила она.

"Сырая" система

"Разработчиками в принципе не проводилось тестирование системы", - утверждает представитель одного из крупных поставщиков продовольствия.

У большинства участников рынка остаются без ответа вопросы, касающиеся регламентации работы новой системы, процесса взимания платы, процесса получения и работы по маршрутным картам - все это повышает риски ошибочного начисления штрафов, которые остаются очень высокими (для юрлиц до 1 млн рублей). "Минтрансом проводится работа по снижению штрафов за нарушения, однако выпустить их в срок не успеют", - заявил один из собеседников агентства.

Замминистра транспорта Евгений Дитрих на этой неделе заявил, что штрафы за неоплаченный проезд грузовиков с 15 ноября будут взиматься только в Московской области, на территории остальной России - с мая 2016 года. "Никаким нормативным актом это заявление так и не подкреплено, а между тем КоАП не предусматривает выборочного применения установленной административной ответственности, в том числе по географическому признаку", - заявил "Интерфаксу" представитель одной из крупных логистических компаний. Более того, это решение в принципе кажется ему странным, так как добросовестные исполнители закона, которые уже зарегистрировались в системе, будут платить, а те, кто не успел этого сделать - смогут экономить деньги.

Запуск новой системы платежа по принципу предоплаты, рост дополнительных издержек (фактическое изъятие оборотных средств, издержки на администрирование нового процесса внутри предприятий), введение штрафных санкций за нарушения, которые, в том числе, носят технический характер, и отказ от тестового периода ведут к дестабилизации рынка, уверены в Союзмолоке и АКОРТ.

"Мы ранее направляли обращения с просьбой установить тестовый период, но это предложение не было услышано", - заявили в Союзмолоке.

Проблемный сбор

Российские власти рассчитывают собирать за проезд 12-тонников до 50 млрд рублей ежегодно. "Часть этих средств - порядка 10 млрд рублей - будет уплачиваться РТИТС за управление системой "Платон", остальные планируется расходовать на софинансирование дорожного строительства в регионах.

Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако позднее премьер-министр Дмитрий Медведев отменил конкурс, а единственным исполнителем проекта назначил ООО "РТ-Инвест Транспортные системы". По информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", по 50% РТИТС принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и ООО "РТ-Инвест" (25,01% - у ГК "Ростех", 74,99% принадлежит ООО "Царицын Капитал").

Тариф системы взимания платы до 29 февраля 2016 года установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года - 3,06 рубля.

Предполагается, что дальнобойщики будут оплачивать проезд заранее. При этом фиксировать пройденный грузовиком путь необходимо с помощью бортового устройства системы, которое зарегистрированные в системе "Платон" перевозчики могут получить бесплатно. Правительство также разрешило использовать и сторонние бортовые устройства, работающие по технологии ГЛОНАСС/GPS, но требования к ним еще не установил Минтранс.

Кроме того, проезд можно оплатить, оформив маршрутную карту (она может быть как бумажной, так и электронной).

В случае, если система взимания платы установит, что бортового устройства в кабине большегруза нет или что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, то ему придет письмо с квитанцией о штрафе от ГИБДД на 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей при первом нарушении (при повторном штраф составит 50 тыс. рублей), для юрлиц - на 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.

Крупные зарубежные инвесторы поднимали тему взимания платы 12-тонников на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева 19 октября. КСИИ предлагала в течение года применить нулевой коэффициент пересчета платы, чтобы протестировать систему и решить возможные проблемы стартового этапа ее функционирования, рассказывал источник "Интерфакса".

В среду по всей России прокатилась волна акций протеста перевозчиков против введения платы. Участники акций требовали внести изменения в методику расчета тарифов и порядок их оплаты. В связи с введением нового сбора ряд перевозчиков уже объявил о 30%-ном повышении тарифов на свои услуги.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Медведев расширил перечень требований при проведении тендеровМедведев расширил перечень требований при проведении тендеров
В том числе, теперь запрещено приобретать автомобили мощностью более 200 л.с.Подробнее
Порог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 годуПорог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 году
Соответствующее поручение Евразийский межправительственный совет дал совету Евразийской экономической комиссииПодробнее
Суд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрдСуд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрд
Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования Антимонопольного комитета УкраиныПодробнее
Нефть подорожала до максимума за 16 месяцевНефть подорожала до максимума за 16 месяцев
Котировки февральских фьючерсов на нефть Brent увеличились до $54,92 за баррельПодробнее
Apple признала планы разработки беспилотных автомобилейApple признала планы разработки беспилотных автомобилей
Компания говорит, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить "будущее транспорта"Подробнее
В Центробанке опровергли кражу хакерами со своих счетов 2 млрд рублейВ Центробанке опровергли кражу хакерами со своих счетов 2 млрд рублей
Как пояснили в пресс-службе ЦБ РФ, в обзоре финансовой стабильности, сделанном накануне, речь шла о потерях банков и их клиентов от атак за весь годПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи