Гендиректор "Победы": Я за появление новых лоукостеров, только что-то их пока не видать

Андрей Калмыков рассказал о новых международных рейсах, любви к недорогим аэропортам и ненависти к бумажным билетам

Гендиректор "Победы": Я за появление новых лоукостеров, только что-то их пока не видать
Андрей Калмыков
Фото: пресс-служба "Победы"

Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - За неполные два года работы низкобюджетная авиакомпания "Победа" стала одним из крупнейших игроков на рынке авиаперевозок РФ, раньше, чем ожидал головной "Аэрофлот", вышла на чистую прибыль, и впуталась в сложные отношения с европейскими, как, впрочем, и российскими авиавластями. Об этом, а также новых международных рейсах, любви к недорогим аэропортам и ненависти к бумажным билетам в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков.

"Сняли с поезда"

- "Победа" летает почти два года - как оцениваете свои результаты?

- Прежде всего, начали летать те пассажиры, которые либо вообще никуда не ездили, либо пользовались только наземным транспортом. Эта категория составила 15% общего объема наших перевозок в первый год работы. В 2016 году около 10% пассажиров начали летать. И в этом основная идея "Победы" - сделать воздушный транспорт для россиян доступным. Обратите внимание, на маршрутах "Победы" цены не только не повысились, а наоборот - снизились на 20-30%, и это официальные данные метапоисковиков. В целом, откуда уходит "Победа", цены вырастают на те же 20-30%.

- Публично заявлялось, что "Победа" досрочно выходит на чистую прибыль, и по итогам года она составит "более 2 млрд рублей". Это сколько?

- Пока могу только подтвердить, что намного больше 2 млрд руб. мы принесем. Официально сможем озвучить результаты в январе.

- А выручку какую прогнозируете?

- Около 20 млрд руб.

- "Победа" получает фондирование от "Аэрофлота"?

- Никакого рода финансовой поддержки от "Аэрофлота" мы не получаем.

- Ваши попытки обратить внимание Федеральной антимонопольной службы на стоимость авиатоплива в РФ чем-то увенчались?

- ФАС обратила внимание... Сказала, что проверила цены.

- Сколько вы заработали на рекламном контракте с "Вятским квасом"?

- Это был первый проект "Победы" по брендированию борта, уникальный в своем роде. Поэтому мы с партнером договорились о чисто символическом вознаграждении. Но сама акция получилась вполне масштабной. За первый день презентации мы получили несколько десятков запросов от потенциальных рекламодателей.

- С кем-то уже заключили новые контракты?

- Нет, но переговоры ведем. Основная сложность сейчас в том, что нам нужно найти время, чтобы вывести самолет из расписания (у нас очень высокий суточный налет), но и, прежде всего, мы должны учитывать интересы российских производителей. А заплатить прямо сейчас готовы, в основном, иностранцы.

- Вы будете придерживаться общемировой практики лоукостеров - обновлять парк по достижению возраста 6 лет?

- Мы летаем примерно на 10% интенсивнее, чем европейские лоукостеры. Не только потому, что мы такие крутые, а потому что в России, в отличие от Европы, нет ограничений на полеты ночью. Поэтому для нас этот срок может наступить еще раньше, но пока вопрос стоит о пополнении парка: в следующем году будет 5 новых машин, дальше будем смотреть на рынок.

- Каких нормативных изменений вам не хватает, чтобы чувствовать себя полноценным лоукостером?

- Из того пакета инициатив, который в свое время продвигал "Аэрофлот", появились невозвратные тарифы, беспошлинный ввоз воздушных судов до 189 кресел, отменилось обязательное питание. Но нам нужно еще очень многое. Главное - отменить обязанность пассажира оплачивать провоз 10 кг багажа и кучи личных вещей вне зависимости от их наличия у него. Законодательство обязывает авиакомпании включать это в тариф. Нигде в мире уже такого нет - каждая авиакомпания устанавливает свои правила перевозки багажа и ручной клади, предоставляя пассажиру право выбора.

Второе - отказ от бумажных посадочных талонов. У нас в этом году будет более 4 млн пассажиров - это 4 млн руб. на ровном месте в помойке, не говоря уже про загрязнение окружающей среды.

Далее - почти все наши аэропорты для авиакомпаний дают тарифы all-in, включающие обработку багажа, регистрацию пассажиров, посадку и т.д. То есть если вы летите с багажом, а ваша подруга - без, я аэропорту все равно заплачу одинаковую сумму. Надо уходить от этого - к разделению тарифов.

В споре рождается скидка

- Со стороны складывается впечатление, что вы часто конфликтуете с партнерами по бизнесу, а потом ввязываете в свои споры чиновников. Например, история с Инсбруком: как думаете, почему Минтранс согласовал Austrian Airlines рейсы в Москву, несмотря на вашу просьбу этого не делать?

- На самом деле нам нравится работать, а не конфликтовать. Здесь мы столкнулись с беспрецедентным случаем, когда австрийский перевозчик будет летать на этом маршруте по субботам, а российский - не будет. В гостиницах Инсбрука, как и на других австрийских горнолыжных курортах, суббота - день заезда и выезда, поэтому нам принципиальны полеты именно по этим дням. Но теперь российских пассажиров будут возить "Австрийские авиалинии", которые будут зарабатывать на этом прибыль и платить налоги в бюджет Австрии. Как это согласуется с импортозамещением, я не очень понимаю.

- Вы, обращаясь в Минтранс, ссылались на то, что без вас на этом направлении нарушится паритет по межправительственному соглашению РФ и Австрии. Как же он нарушится, если в Инсбрук летает российская S7?

- Во-первых, S7 не летает по субботам и не претендовала на это. Во-вторых, с австрийской стороны есть два назначенных перевозчика - другое дело, что один из них не хочет летать. Это его право, но это не значит, что он не может летать. А вот мы летать не можем, и это две большие разницы.

- От допуска откажетесь?

- Допуск действителен в течение двух сезонов IATA. Если мы не получим субботние слоты в следующем сезоне и не убедим Минтранс, что российские компании надо защищать на международном рынке, то откажемся.

- К вам были вопросы у европейских авиавластей. Вы выполнили их требования прекратить продажи билетов в те города, на полеты в которые у вас нет назначения?

- Там было две истории. Первая - когда немецкие авиавласти потребовали прекратить продажи билетов в Цюрих через Мемминген по системе Fly&Bus (услуга "Победы", когда пассажиры, долетев до одного города, могут добраться до соседнего на автобусах-экспрессах - ИФ), и оно было выполнено. Но месяц назад авиавласти РФ и Германии внесли в меморандум о взаимопонимании возможность таких продаж, поэтому в ближайшее время билеты до Цюриха мы вернем.

Что касается пожелания австрийских авиавластей, чтобы мы не продавали билеты в Вену ("Победа" везет до Братиславы, откуда предлагает автобус в Австрию - ИФ), мы с уважением относимся к этому пожеланию, но не более того. Мы не летаем в пункты Австрийской Республики, поэтому не видим со своей стороны никаких нарушений.

- Вы недавно получили допуск на рейсы в Ереван, очень скоро отказались от этого направления, а потом объявили о планах летать в соседний Гюмри. Это потому что в ереванском аэропорту вам не дали скидку, а в Гюмри дали?

- Допуск в Ереван мы взяли в надежде, что сможем договориться с собственником аэропорта "Звартноц" о предоставлении нам специальных условий, но этого не произошло. При этом авиавласти Армении предложили нам альтернативный вариант - аэропорт в Гюмри. Он находится в 120 км от Еревана и позиционирует себя как лоукост-аэропорт. Мы переговорили с управляющей компанией и достигли взаимовыгодных условий.

- Какие льготы вам дали?

- Министерство транспорта и связи Армении отменило для пассажиров, прилетающих в Гюмри, так называемый "налог на воздух". Это очень серьезная сумма, в среднем около 20 евро с каждого прилетающего в Армению пассажира идет сразу в государственный бюджет. Плюс стоимость аэропортового и аэродромного обслуживания будет для нас намного ниже.

- Вы отказались от зимних рейсов на юг РФ из-за того, что "БазЭл Аэро" (собственник аэропортов Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика - ИФ) опять же не дал вам скидку. Если на лето не дадут, тоже не полетите?

- У "БазЭла" действовало положение о скидках на полеты из Сочи в регионы России, под которое мы подпадали, в связи с чем планировали весь прошедший летний сезон летать на льготных условиях. Но уже после согласования программы полетов и начала продаж "БазЭл" это положение отменил, и мы отлетали все лето по их обычным тарифам. Но раз никаких скидок мы летом не имеем, то у нас нет никаких обязательств поддерживать аэропорты "БазЭл Аэро" в трудный зимний период. Поэтому мы переставили самолеты на те маршруты, где можем зарабатывать, открыли много новых маршрутов: например, из Ростова в Баку, Тбилиси, из Самары - в Алма-Ату, из Екатеринбурга - в Красноярск.

Что касается будущего летнего сезона - будем смотреть: если рейсы в аэропорты "БазЭл Аэро" будут выгодны даже без скидок, будем летать, если найдем более рентабельные маршруты - значит, выберем их.

- К вам много претензий со стороны Ространснадзора: об отсутствии питания на борту вы, по их мнению, информируете плохо, детей с родителями рассаживаете, за женские рюкзаки заставляете доплачивать и т.д. Наблюдая за судебными тяжбами, как оцениваете свои шансы на победу?

- Мы будем использовать все имеющиеся у нас юридические возможности для обжалования и привлечения внимания к проблеме, которая мешает не только нам, но и другим авиакомпаниям. Проблема в том, что правила воздушных перевозок написаны криво, и интерпретировать их можно по-разному. Конечно, хотелось бы, чтобы правила были ясные и однозначные, авиакомпании и пассажиры должны четко понимать свои права и обязанности.

- Но пока у этих правил будет двоякое прочтение, вы будете зарабатывать на этом?

- Мы не хотим на этом зарабатывать - мы хотим, чтобы пассажиры платили только за те услуги, которыми они пользуются.

- А с журналистами вы судитесь, потому что они пишут о вас неправду или вам не нравится, как о вас пишут?

- Я с огромным уважением отношусь к этой профессии и понимаю, что у всех может быть субъективная оценка. Но бывают случаи, когда мы видим явно заказной характер материала, нас это сильно цепляет. Например, одна журналистка описала свой опыт путешествия с "Победой" как сплошной ужас. Я когда прочитал, поручил провести внутреннюю проверку, благо теперь почти на всех этапах есть видеофиксация - ни один факт не подтвердился.

- А на продажи такие публикации влияют?

- Сильной зависимости положительных или отрицательных публикаций на динамику продаж не вижу. Основной фактор - все-таки уровень тарифа.

Маленький Жуковский - большая победа

- Планируете летать больше по международным маршрутам?

- Мы будем придерживаться планки 15%, поскольку перед нами изначально ставилась задача развивать маршрутную сеть в регионах РФ. У нас большой разлет из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, недавно добавились Ростов, Самара. Мы видим большой неудовлетворенный спрос на полеты между городами-миллионниками без пересадок Москве, стараемся этот пробел устранять.

- Когда вы полетите в Гоа и откуда?

- Мы хотели летать в Гоа из Астрахани и Екатеринбурга, поскольку там есть спрос, и оттуда мы "достаем" нашими самолетами без промежуточной посадки. Но мы первоначально рассматривали эти рейсы не как стратегические, а тактические: Гоа является ближайшим "соседом" Египта по стоимости. И в условиях закрытого авиасообщения с Египтом эти рейсы могли бы стать очень привлекательными для наших пассажиров. Но допуска у нас до сих пор нет, когда получим - непонятно, так что в этом сезоне мы, скорее всего, не успеем. А на следующий сезон, если Египет откроется, рейсы в Гоа будут уже не очень интересными.

- А Египет вы ждете?

- Не ждем, там количество индивидуальных туристов очень мало, поэтому это ниша туроператоров с чартерными перевозками.

- Вы хотели полететь в Стамбул - когда?

- Если нам дадут допуск, мы, конечно, полетим, но не в дорогой, загруженный "Ататюрк", а в "Сабиху Гекчен", второстепенный аэропорт Стамбула с совершенно другими тарифами.

- А к Аланье сохраняете интерес?

- Да, Аланья - очень интересное направление: одно дело лететь туристу в Анталью и три часа трястись в автобусе до отеля, другое - потратить на это максимум 30 минут. По нашей просьбе на ближайших переговорах авиационных властей России и Турции вопрос будет рассмотрен.

- Виталий Ванцев (совладелец аэропорта "Внуково", где базируется "Победа" - ИФ) летом говорил, что договорился с "Победой", "Россией" и "ЮТэйром" о пятилетнем сотрудничестве. Это вы какое-то стратегическое соглашение подписали или о чем речь?

- Могу сказать, что нам очень комфортно работать в этом аэропорту, в том числе потому, что он не загружен. А если и рассматривать какие-то альтернативы "Внуково", то нигде кроме "Шереметьево" и "Домодедово" мы просто не поместимся - настолько большими мы стали. Поэтому в среднесрочной перспективе мы рассматриваем "Внуково" как стратегического партнера, без всяких обязывающих документов.

- То есть относительно аэропорта "Жуковский" ваша позиция не изменилась - без железной дороги он вам не интересен?

- Во-первых, повторюсь, мы в него просто уже не поместимся. Во-вторых, погодные условия в последние дни показали, что до половины наших пассажиров приезжало в аэропорт на аэроэкспрессе.

- А вы сами пробовали добраться до "Жуковского" общественным транспортом?

- Конечно - на электричке до станции "Отдых", дальше добирался на шаттле. Я все стараюсь проверять лично. Дорога у меня заняла 2,5 часа от центра. Я считаю, что это много.

- Вы пока единственный лоукостер в России. Как воспримете появление новых?

- Чем больше конкуренции, тем лучше для пассажира. Лучше и для нас, потому что конкуренция заставляет более эффективно работать. Так что я за появление новых лоукостеров - только что-то пока не видать

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Путин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газаПутин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газа
Глава государства также высказал уверенность в перспективах реализации проекта "Северный поток 2"Подробнее
Медведев расширил перечень требований при проведении тендеровМедведев расширил перечень требований при проведении тендеров
В том числе, теперь запрещено приобретать автомобили мощностью более 200 л.с.Подробнее
Порог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 годуПорог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 году
Соответствующее поручение Евразийский межправительственный совет дал совету Евразийской экономической комиссииПодробнее
Суд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрдСуд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрд
Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования Антимонопольного комитета УкраиныПодробнее
Нефть подорожала до максимума за 16 месяцевНефть подорожала до максимума за 16 месяцев
Котировки февральских фьючерсов на нефть Brent увеличились до $54,92 за баррельПодробнее
Apple признала планы разработки беспилотных автомобилейApple признала планы разработки беспилотных автомобилей
Компания говорит, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить "будущее транспорта"Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи