Итоги 2016 года: Российский авторынок - как не стать Детройтом

Уходящий год на автомобильном рынке РФ был годом мучений

Итоги 2016 года: Российский авторынок - как не стать Детройтом
Фото: ТАСС, Юрий Смитюк

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Уходящий год на автомобильном рынке России был годом мучений - мучительные поиски "дна", мучительные попытки автопроизводителей стабилизировать продажи акциями и скидками, и производства - простоями и оптимизациями персонала, и, наконец, мучительное обсуждение стратегии дальнейшего развития всей отрасли. Помогает Детройт: призрак опустевшего из-за закрытия автомобильных производств "города моторов" бродит по российскому рынку и заставляет власти поддерживать его разнообразными способами, в основном - накачкой деньгами.

В поисках дна

Таблица динамики продаж в 2016 г. выглядит менее устрашающей по сравнению с 2015 г., а сам рынок на протяжении года лихорадило уже не так сильно - кажется, его участники просто устали, но, тем не менее, их настроение было далеко от оптимистичного. Поискам дна были посвящены 11 месяцев из 12 - и надежда уже было совсем угасла, однако к ноябрю статистика продаж начала выравниваться, а предпоследний месяц даже показал символический прирост - продажи, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 0,6%.

Темп падения, несколько сбавивший обороты в апреле, вновь ускорился летом, но с приходом осени начал сокращаться, пока, наконец, не достиг ноябрьского "нуля".

2015 год:

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя
-24,4% -38% -42,5% -41,5% -37,6% -29,7% -27,5% -19,4% -28,6% -38,5% -43%

2016 год:

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя
-29,1% -13,4% -10% -8,5% -14,5% -12,5% -16,6% -18% -11% -2,6% +0,6%

При этом, как и в 2015-м, вновь весь год на разных уровнях, как мантра, повторялась фраза, смысл которой сводился к принципу "могло быть хуже, если бы не господдержка". По оценкам, хуже могло быть от 30% до 40%, однако, чем дальше, тем более угрожающей становилась зависимость рынка от государственных вливаний.

На рубеже полугодия заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов озвучил цифры проникновения госпрограмм стимулирования спроса и признал, что их влияние достигло критической величины: господдержка обеспечила продажу за полгода больше половины из 500 тыс. выпущенных автомобилей. "За неполные шесть месяцев почти 275 тыс. автомобилей было реализовано с использованием мер господдержки. При этом произвели за пять месяцев порядка 499 тыс. автомобилей всех типов, включая легковые, грузовые и легкие коммерческие автомобили. Таким образом, у нас значительная доля охвачена прямой мерой господдержки стимулирования спроса. Это критическая величина, такого объема проникновения госпрограмм в объемы продаж наших производителей мы еще не достигали", - сказал замминистра.

Еще в октябре 2015 г. программе господдержки спроса был обязан каждый третий проданный автомобиль.

"Понятно, что стимулирование продаж автомобилей в данном случае позволяет нам оптимальным образом поддерживать рынок. Понятно также, что данный инструмент должен иметь какую-то срочность - потому что в противном варианте наши основные участники рынка - я имею в виду наших покупателей - привыкнут к этой мере и никакого значительного воздействия на конечных потребителей эта мера не окажет", - сказал тогда замминистра, предупредив, что в дальнейшем программы господдержки будут ориентированы на "высоколокализованные производства".

Актуальную статистику по эффективности мер господдержки по итогам 11 месяцев в Минпромторге предоставить не смогли.

Аппарат искусственного дыхания

При этом в конце года у участников рынка даже появился повод для паники - начали муссироваться слухи о том, что программа утилизации в свете сокращения бюджетных расходов и снижения ее эффективности будет вскоре свернута. В середине ноября, однако, президент Владимир Путин заверил, что программа утилизации будет продолжена и в 2017 году. "Я не вижу оснований ее прекращать. Мы думали настойчиво над этим, имея в виду ограничения ВТО. Вопросы экологического характера решать никто не запрещает. Мы предъявляем требования к тому, чтобы утилизация была своевременной, правильно промышленно организована", - сказал президент.

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Володин позднее заявил, что ведомство запросило в правительстве 62,3 млрд руб. на господдержку автопрома в 2017 г. помимо экспортных проектов. "То есть, поддержка экспорта будет дополнительной мерой поддержки, и это позволит нашей индустрии получить дополнительные объемы сбыта своей продукции помимо внутреннего российского рынка, который находится сейчас не в самом лучшем состоянии", - сказал он. При этом, по словам министра Дениса Мантурова, программы утилизации и trade-in будут сохранены наряду с новыми мерами поддержки в I квартале или I половине 2017 года.

Финальное слово осталось за Дмитрием Медведевым - в ходе интервью российским телеканалам премьер, наконец, озвучил планируемую сумму господдержки автопрома в 2017 г., которая станет более адресной. "Нам Детройт не нужен - нам нужны современные автомобильные заводы, которые производят хорошую продукцию теперь. И в прошлом году, и в этом году мы запланировали деньги, и в следующем году - 62 млрд руб. Это самый большой объем помощи промышленности. Это касается различных видов автотехники - и легковой, и грузовой, все вместе, - сказал премьер. - При этом мы хотим эту программу немного изменить и сделать ее более адресной, более приспособленной к интересам конкретных людей. То есть, появятся конкретные пользователи льгот - малый и средний бизнес, большие семьи, фермеры - они смогут получить льготы".

Медведев имел в виду программы прямой поддержки определенных категорий потребителей, которые готовит Минпромторг - "Первый автомобиль" (субсидия в размере 60 тыс. руб. при покупке первого автомобиля стоимостью до 800 тыс. руб. гражданами до 30 лет), "Семейный автомобиль" (субсидия в 100 тыс. руб. на покупку автомобиля стоимостью до 1 млн руб. семьям с тремя и более детьми в случае, если в семье нет автомобиля), "Русский тягач" (субсидии для покупки грузовиков российского производства), "Русский фермер" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для фермеров и хозяйств), "Свое дело" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для малого и среднего бизнеса).

Автопром стал одной из немногих отраслей, удостоившихся такого подробного освещения в ответах премьера, который даже привел печальный пример американского Детройта, некогда автомобильной столицы США, пришедшей в упадок из-за разразившегося кризиса и, как следствие, закрытия основной массы автомобильных производств. По данным Минпромторга, по итогам 2015 г. вклад автопрома в ВВП страны составил "чуть менее полпроцента", а на более чем 400 предприятиях отрасли занято около полумиллиона человек "без мультипликативного эффекта". Надо отдать должное и лоббистским способностям самой отрасли, который год подряд получающей наибольший кусок антикризисного пирога.

Стратегические переносы

Вопрос дальнейших перспектив развития отрасли начал обсуждаться еще в конце 2014 г., но в уходящем году был, наконец, переведен в практическую плоскость. В середине января 2016 г. Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 г., направленную на импортозамещение продукции и технологий. Ответственным за исполнение этого поручения был назначен сам Медведев, доклад планировался в срок до 1 марта 2016 г.

В поручении говорилось, что обновленная стратегия будет предусматривать развитие экспорта продукции российского автопрома, приоритетные направления научно-технологического развития и разработки перспективных образцов автотехники с учетом мировых тенденций перехода к серийному производству электромобилей; механизмы поддержки автопрома, направленные, в том числе, на увеличение экспорта; развитие производства автокомпонентов и локализации производства автомобильной техники на территории РФ.

Однако 1 марта доклада не случилось - Денис Мантуров назначил своему министерству новый срок, заявив, что обновленная стратегия будет подготовлена до конца III квартала 2016 г. Но в сентябре срок вновь сдвинулся, новым дедлайном был назначен конец года. Пока новая стратегия так и не опубликована - директор департамента автомобильной промышленности министерства Алексей Володин на одном из мероприятий в конце года лишь представил презентацию, в которой были обозначены общие направления развития отрасли на период до 2025 г., проблемы и возможные способы их решения.

По словам главы департамента, сильными сторонами российского автопрома являются наличие современных производственных мощностей, позволяющих полностью удовлетворить внутренний спрос, базовых компетенций в области разработки и инжиниринга автомобилей и автокомпонентов, а также наличие экономических предпосылок для конкурентоспособной себестоимости производства в России и для экспансии на внешний рынок. Вместе с тем, по его словам, российский автопром чрезмерно зависим от внутреннего спроса и курса валют, а существующие мощности, рассчитанные на производство 3,2 млн автомобилей в год, избыточны (по данным за 11 месяцев 2016 г. средняя загрузка составила 40-45%). Еще одним ослабляющим фактором Володин назвал "высокую степень фрагментации выпускаемых платформ и моделей в легковом сегменте". О необходимости сократить и объединить количество выпускаемых платформ заявлял вице-президент "АвтоВАЗа" Харальд Грюбель. Его предложение прошло бы незамеченным, если бы сам "АвтоВАЗ" с подачи своих акционеров не выпустил официальное "разъяснение", в котором назвал позицию Грюбеля "личной точкой зрения" топ-менеджера, не отражающей официальной позиции компании.

По словам Володина, производство одной модели автомобиля у мировых лидеров в среднем находится на уровне 500 тыс. штук в год, "максимум - 800 тыс.". "Соответственно, мы в России производим своих уникальных моделей максимум 50 тыс. Получить конкурентоспособную цену на нынешнем рынке при таких несопоставимых объемах автопрому не удастся", - посетовал он. При этом чиновник отметил, что развитие сегмента легковых автомобилей "будет обеспечено концентрацией производства за счет уменьшения общего количества выпускаемых платформ внутри страны до уровня 6-8 платформ, не менее трех локальных". Вместе с тем он оговорился, что это "некие целевые индикаторы, это дискуссионный вопрос". "Производители переживают, почему именно такое количество определено. Я бы это напряжение сейчас снял, мы ставим расчетные целевые параметры, при которых производство в России видится наиболее эффективным. Сколько платформ получится в России оставить или создать, или объединить, - покажет практика - это сложный переговорный процесс, в том числе и с поставщиками комплектующих, которые должны будут создать унифицированные компоненты для автомобиля, скорее всего, на втором и третьем уровне", - пояснил глава профильного департамента Минпромторга.

Лейтмотивом его доклада осталась тема экспорта, на которую государство возлагает большие надежды. В условиях хронической недозагрузки мощностей и зависимости от внутреннего рынка одной из основных задач Минпромторгу видится повышение конкурентоспособности российского автопрома, в том числе в части себестоимости продукции, выход на новые рынки и развитие в сегментах перспективной техники (беспилотные транспортные средства, электромобили и т.д.). "Мы видим, что даже к 2020 году внутренний рынок ни одна аналитическая компания не прогнозирует на уровне 3,2 млн, который нам необходим для загрузки мощностей на 100%", - объяснил важность развития экспорта чиновник.

Экспорт для галочки

От слов, подтверждающих необходимость развития экспорта, в уходящем году власти, наконец, перешли к делу - в начале 2016 г. правительство распорядилось выделить 3,3 млрд руб. для компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также адаптацию автомобилей под требования экспортных рынков.

"Мы предлагаем нашим автопроизводителям поддержку, если они экспортируют свою продукцию из РФ, параллельно ведем переговоры с принимающими сторонами и договариваемся о льготных режимах для нашей продукции", - говорил Алексей Володин, приводя в пример соглашение о свободной торговле с Вьетнамом и прорабатываемую зону свободной торговли с Египтом. В 2016 г. французская Renault начала экспортировать во Вьетнам автомобили Renault Duster российской сборки.

По словам Володина, экспорт Renault в 2016 г. превысит 11 тыс. автомобилей, в 2017 г. планируется на уровне "не ниже" 30 тыс. штук. Renault в уходящем году также начала поставки сваренных на "АвтоВАЗе" кузовов на свой завод в Алжире.

Расширяют свои экспортные поставки и другие производители. Помимо стран, входящих в периметр Евразийского экономического союза, был запущен ряд экспортных проектов и в дальнем зарубежье. Так, "АвтоВАЗ" и Datsun начали поставлять автомобили в Ливан (к слову, на родину главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона).

И все же, пока, несмотря на падение курса рубля, экспорт остается скорее делом престижа и показательной приверженности "официальной линии" - автопроизводители признают, что по себестоимости продукция российского автопрома еще не может всерьез конкурировать на рынках дальнего зарубежья. "Деталь, произведенная в России и поставленная на завод в Петербург, сравнима по цене с деталью из Европы, преодолевшей длинную логистическую цепь, а также барьер импортных пошлин. Поэтому российские производители автокомпонентов пока еще недостаточно конкурентоспособны, чтобы поддерживать экспорт автомобилей", - говорил "Интерфаксу" старший вице-президент Nissan по производству Колин Лоутер.

Сказочке конец

Лавры самой обсуждаемой компании вновь достались "АвтоВАЗу" - в феврале компания, за редким исключением терпящая многомиллиардные убытки на протяжении нескольких лет подряд, наконец сдалась и заявила о необходимости помощи со стороны акционеров. Акционеры предприятия объявили о начале переговоров по очередному спасению компании, и на этом фоне с новой силой начали распространяться слухи о возможной отставке президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, которого уже не раз критиковали за авторитарный стиль управления. В конце концов была запущена процедура финоздоровления - акционеры "АвтоВАЗа" одобрили допэмисссию (по плану ее должен выкупить Renault, потратив на это 25 млрд руб.), а также конвертацию долга в акции и его частичное списание (прерогатива "Ростеха"). Всего же для финансового оздоровления "АвтоВАЗу" необходимо 85 млрд рублей.

И хотя эпопея с финоздоровлением компании пока далека от завершения, для одного из непосредственных ее участников она уже завершилась. Ситуация стала последней каплей в отношении шведского управленца - в середине марта совет директоров "АвтоВАЗа" отправил Андерссона в отставку, назначив на его место главу румынского автопроизводителя Dacia (входит в Renault) Николя Мора. И если "Борис Иванович" ("официальное" прозвище Андерссона) с первых дней на посту президента компании снискал противоречивую славу непримиримого борца с убытками, грязными туалетами и цветами в горшках, то "Николай Иванович" больше похож на пресловутого "крепкого хозяйственника" (которому, к слову, удалось вывести Dacia из убытков в "середняки") и не склонен делать громких заявлений.

Вместе с Бу Андерссоном совет директоров покинули и две знаковые фигуры - Карлос Гон и Сергей Чемезов. В самой компании поясняли, что они сосредоточатся на реализации стратегии компании. Председателем совета стал заместитель Чемезова Сергей Скворцов, который, согласно новой концепции корпоративного управления "АвтоВАЗа", будет курировать социальную политику и связи с госорганами.

Немцы под Москвой, японцы - на Дальнем Востоке

Уходящий год принес развязку еще одной многолетней интриге - немецкий концерн Daimler, владеющий 15% в ПАО "КАМАЗ" , долгое время оставался единственной компанией "большой немецкой тройки", так и не локализовавшей в России производство легковых автомобилей. Компания вела переговоры, в качестве потенциальных мест размещения завода назывался целый ряд регионов и даже вариант сборки на мощностях челнинского производителя грузовиков.

Наконец, губернатор Московской области Андрей Воробьев в конце июня заявил, что в рамках ПМЭФ-2016 было подписано соглашение о строительстве завода в подмосковном Солнечногорске. Сама компания при этом никакого официального подтверждения на этот счет так и не предоставила. Как говорил Денис Мантуров, предполагается, что Daimler подпишет специнвестконтракт, вложит в строительство не менее 300 млн евро. "Могу только примерные параметры (озвучить - ИФ) - объём в год 25-30 тыс. автомобилей. Это премиальный сегмент, за исключением S-class, то есть премиальные внедорожники", - говорил он. Запустить предприятие планируется в 2019 году.

Специнвестконтракт также стал инструментом реализации другого проекта, да еще и ориентированного на экспорт. Речь идет о строительстве завода двигателей Mazda на Дальнем Востоке - соответствующий СПИК совместное предприятие Mazda и "Соллерс" подписало с Минпромторгом в сентябре. Контракт подразумевает строительство во Владивостоке завода двигателей мощностью 50 тыс. штук в год. Предполагается, что производство будет запущено в конце 2018 г., сам контракт будет действовать вплоть до конца 2023 г. По его условиям, РФ гарантирует "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства, а СП вкладывает в производство, в том числе локализацию ряда операций по обработке базовых компонентов двигателей, более 2 млрд руб.

Варианты развития

Изначально консенсус-прогноз Ассоциации европейского бизнеса предполагал, что рынок легковых автомобилей и LCV в РФ в 2016 г. окажется на уровне 1,53 млн шт., что на 4,7% меньше показателя 2015 г., однако по результатам полугодия АЕБ ухудшила прогноз до снижения на 10,3% по сравнению с 2015 г. (1,44 млн проданных машин).

На рубеже полугодия Минпромторг давал три возможных сценария развития рынка - базовый прогноз по продажам легковых автомобилей в 2016 г. 1,4 млн шт (-6,7% по сравнению с 2015 г.), пессимистический - до 1,3 млн шт. Оптимистический сценарий - сохранение продаж на уровне 2015 г. (1,5 млн шт.). Глава профильного департамента Минпромторга Алексей Володин в конце года заявил, что министерство ждет общий рынок в 2016 г. на уровне 1,45 млн шт., в 2017 г. - на уровне 1,5 млн автомобилей, производство "где-то +7% - на уровне 1,4 млн автомобилей".

Прогноз продаж легковых автомобилей PricewaterhouseCoopers в России в 2016 г. предполагает сокращение к факту отгрузок 2015 г. на 14%, до 1,27 млн шт. Эксперты PwC предполагают, что в 2017 г. производство вырастет до 1,3 млн автомобилей, загрузка составит 41%, а продажи - 1,49 млн шт. Учитывая текущие планы автопроизводителей по увеличению производственных мощностей в России, а также текущие прогнозы рынка, в PwC ожидают, что загрузка мощностей может достичь 52% к 2020 г.

Прогнозы PwC по продажам автотехники в 2016-2017 гг.

Сегмент 2016 2017 Изменение
Легковые 1,27 млн 1,49 млн +17,3%
LCV 88 тыс. 102 тыс. +15,9%
Грузовики 48 тыс. 54 тыс. +12,5%
Автобусы 8,5 тыс. 8,1 тыс. -4,7%

На рынок LCV, по оценке PwC, негативно влияют спад деловой активности малого и среднего бизнеса, сохранение объема автоперевозок на низком уровне, а также сокращение благосостояния населения. Положительными факторами являются "различные меры господдержки (обнуление пошлин на компоненты газовых систем двигателей, программа обновления парка скорой помощи и т.д.)".

Положительными факторами, влияющими на рынок грузовиков, в PwC называют отложенный спрос за предыдущие периоды, который окажет стимулирующее воздействие на рынок грузовых автомобилей; выделение государством в 2016 г. 3,3 млрд руб. на субсидии закупок газомоторной техники и планируемое увеличение к 2018 г. количества автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. Сдерживающими факторами являются нестабильная экономическая ситуация, а также "наличие неналоговых сборов".

В PwC называют три фактора, которые влияют на рынок автобусов: выделение 3 млрд руб. на федеральную программу обновления парка школьных автобусов в российских регионах. Также в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. возникает необходимость расширения парка автобусов в городах, принимающих матчи. Наконец, обнуление ввозных пошлин на комплектующие для машин с двигателями на природном газе позволит сократить расходы на производство автобусов с данными комплектующими.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Козак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродуктыКозак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродукты
Пошлина на бензин в 90% будет вводиться, если цены на нефтепродукты вырастут на 20% за кварталПодробнее
"М.Видео" откажется от бренда Media Markt после покупки сети"М.Видео" откажется от бренда Media Markt после покупки сети
Интегрировать приобретенный бизнес планируется до конца 2019 года, магазины Media Markt превратятся в "М.Видео" и "Эльдорадо"Подробнее
Еврокомиссия ввела пошлины в 25% на товары из США объемом 2,8 млрд евроЕврокомиссия ввела пошлины в 25% на товары из США объемом 2,8 млрд евро
Мера начнет действовать с 22 июняПодробнее
РФ присоединится к ЕС в торговом споре в ВТО против США по пошлинамРФ присоединится к ЕС в торговом споре в ВТО против США по пошлинам
В Минэкономразвития подчеркнули, что участие в этом споре в качестве третьей стороны не ограничивает право России самой начать аналогичный спор против ВашингтонаПодробнее
Суд Лондона разрешил заморозить активы "Газпрома" по ходатайству "Нафтогаза"Суд Лондона разрешил заморозить активы "Газпрома" по ходатайству "Нафтогаза"
Ранее Апелляционный суд Швеции приостановил исполнение решения Стокгольмского арбитража по спору о транзитном контрактеПодробнее
Россия предложит увеличить добычу ОПЕК+Россия предложит увеличить добычу ОПЕК+
Как пояснил Александр Новак, ситуация на нефтяном рынке дает основания нарастить производство на 1,5 млн баррелей в суткиПодробнее
Недвижимость
Последние новости
EБразилия Бразилия– : –15:00Коста-Рика Коста-Рика15:00DНигерия Нигерия– : –18:00Исландия Исландия18:00EСербия Сербия– : –21:00Швейцария Швейцария21:00