Последний вздох рынка иномарок

Есть обновление от 13:57

Зарубежные автопроизводители собирают последний урожай с нивы российского авторынка: в прошлом году продажи иномарок в РФ выросли более чем на четверть. Но это - лебединая песня для авто заграничного производства, ведь темпы роста продаж рухнули почти в 2,5 раза

Последний вздох рынка иномарок
Фото: Reuters

Москва. 15 января. IFX.RU - Мировые автопроизводители собрали по итогам прошлого года последнюю жатву с российского рынка: несмотря на кризис, продажи автомобилей иностранного производства увеличились. Правда, целиком и полностью положительный результат обязан своим существованием первому полугодию, ведь из-за снижения доходов в последние месяцы россияне стали покупать иномарки гораздо реже.

Пока развитые рынки подсчитывают убытки от сокращения продаж авто, Россия радует автопроизводителей своими достижениями. Как подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи иномарок в России в 2008 году выросли на 26% по сравнению с предыдущим годом. Всего за год на дорогах нашей страны появилось 2 млн 81 тыс. штук новых иномарок. И это в то время, когда в США купили минимальное с 1992 года количество автомобилей, в Японии продажи рухнули до значений с середины 70-х годов, а Западная Европа ждет, что сократится до уровней 1993 года уже в этом году.

Однако радоваться иностранным создателям железных коней не стоит: второе полугодие даже в России, которая, наряду с другими странами БРИК еще полгода назад называлась "спасательным кругом" для мирового автопрома, оказалось неудачным. Только за последний месяц прошлого года наши сограждане купили на 10% иномарок меньше (всего 159 тыс. 711 штук).

Да и рост по сравнению с прошлогодним не впечатляет: в 2007 году он составил 61 проц. (1,645 млн автомобилей), а годом ранее рост - 65 проц. (1,019 млн автомобилей). Налицо сокращение темпов роста в 2,4 раза - это практически аварийный тормоз для иностранных создателей автомобилей.

Причем продаваться стали плохо больше половины автомобильных брендов. Сильнее всего досталось китайским автостроителям: продажи FAW рухнули на 87% (до 50 автомобилей, эта марка никогда не была популярна), а Chery продал на 83% машин меньше (548 штук).

Но если китайские авто недавно пришли на рынок и не очень известны в России, да и престижность этих марок весьма сомнительна, то падение спроса на немецкий Porsсhe, одну из престижнейших марок, на 62% (до 60 машин), и американский Cadillac на 57% (до 43 автомобилей) говорит о многом: предсказанное падение "люксовых" брендов началась. К примеру, престижная Alfa Romeo сократила продажи за год на 60% (до 321 авто).

На плаву в декабре смогли удержаться автобренды так называемого среднего класса. Наибольший рост показал коммерческий транспорт немецкого Volkswagen (+154%), за ним следует японская Honda (+113%, 5,2 тыс.), американский Jeep (+104%, 228 автомобилей), чешская Skoda (84%, 5 тыс.) и французская Peugeot (+84%, 4,2 тыс. машин).

По итогам года самой продаваемой иностранной маркой в России стала Chevrolet - 235 тыс. 466 автомобилей (за год продажи упали на 6%), за ней следуют Hyundai - 192 тыс. 719 машин (-45%) и Toyota - 189 тыс. 966 (+7%). Недавний бессменный лидер Ford не смог вернуть себе потерянного в 2007 году лидерства и в этом году не смог войти даже в тройку лучших. Он обосновался на четвертом месте с показателем в 189 тыс. 966 машин при сокращении продаж на 15%.

Зато модель Ford Focus вернулась на свое законное первое место по популярности среди российских автолюбителей. По итогам года эта модель стала продаваться на 7% лучше и достигла показателя в 93 тыс. 496 шт. Прошлогодний победитель Chevrolet Lacetti умудрился увеличить продажи на 68% (до 81 тыс. 656 шт.), но не смог удержать "золото" и получил второе место. А вот Renault Logan, несмотря на 23-процентное падение продаж, удалось сохранить бронзовую медаль.

Некоторые автопроизводители уже отчитались по российским продажам сами. И в большинстве случаев названные ими цифры совпадают с подсчетами АЕБ. Таковы, к примеру, Land Rover, Toyota, Nissan. А вот подсчеты японской Mazda не совпали с мнением экспертов АЕБ: по данным самой компании, ее продажи в России в прошлом году выросли на 47%. В отчете АЕБ указана цифра в 45%. Интересно, где потерялись недостающие 2%?

Но как бы то ни было, сейчас уже можно сказать совершенно точно и определенно: небо в алмазах для российского авторынка стало недостижимым. А ведь еще в начале прошлого года ему предрекали фантастическое будущее, и все мировые автостроители мечтали заполучить хоть небольшой его кусочек. PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что Россия станет первым и главным в Европе авторынком, обогнав Германию (разумеется, в реальности лидер остался прежним). Ernst & Young обещал примерно то же самое, но к 2012 году.

Однако к осени оптимизм экспертов немного умерился. В августе в АЕБ ожидали 40-процентного роста продаж. Но реальность оказалась более суровой, и сейчас становится ясным, что в этом году не стоит ждать чудес: россияне вряд ли смогут позволить себе покупку автомобиля иностранного производства в ближайшее время. Конечно, говорить о падении продаж иномарок в нашей стране пока рано, но это представляется возможным, ибо российское правительство в борьбе за отечественного производителя объявило форменную войну машинам заграничного производства: увеличены ввозные пошлины, да и налог на иномарки существенно выше, чем на "Жигули".

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Россия не будет участвовать в пополнении капитала МБРР и IFC на $13 млрдРоссия не будет участвовать в пополнении капитала МБРР и IFC на $13 млрд
Отказ от участия в докапитализации Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации может привести к размытию российской доли в институтахПодробнее
В России появится орган по координации борьбы с последствиями санкцийВ России появится орган по координации борьбы с последствиями санкций
По словам Антона Силуанова, новая структура будет работать при одном из министерств и будет курировать санкционные предприятияПодробнее
"Магнит" и "Почта России" обсудят открытие магазинов на базе почтовых отделений"Магнит" и "Почта России" обсудят открытие магазинов на базе почтовых отделений
Подробности идеи развивать отдельный торговый формат в отделениях "Почты" будут представлены в июлеПодробнее
Переговоры "Газпрома" с "Нафтогазом" о расторжении контрактов закончились без результатаПереговоры "Газпрома" с "Нафтогазом" о расторжении контрактов закончились без результата
"Газпром" в пятницу направил в Стокгольмский арбитраж документы для расторжения контрактов на поставку газа и его транзитПодробнее
Новак не исключил роста цены на нефть в апреле до $80 за баррельНовак не исключил роста цены на нефть в апреле до $80 за баррель
Дональд Трамп считает, что цены искусственно завышены, и не намерен с этим миритьсяПодробнее
ФАС одобрила сделку по слиянию Bayer и MonsantoФАС одобрила сделку по слиянию Bayer и Monsanto
Сделка объемом $66 млрд ранее получила одобрение Еврокомиссии и Минюста СШАПодробнее
Аналитики ЦБ оценили влияние расширенных санкций на инфляциюАналитики ЦБ оценили влияние расширенных санкций на инфляцию
Динамика темпов роста цен будет зависеть от масштабов ослабления рубля после введенных санкций США Подробнее
Песков прокомментировал идею временной национализации "РусАла"Песков прокомментировал идею временной национализации "РусАла"
По словам пресс-секретаря президента РФ, это лишь одна из точек зрения на способы поддержки и нужно учесть мнения акционеровПодробнее
Moody's сочло кредитоспособность РФ и российских эмитентов устойчивой к санкциям СШАMoody’s сочло кредитоспособность РФ и российских эмитентов устойчивой к санкциям США
По оценкам агентства, некоторые российские компании все же станут менее кредитоспособными, в том числе "РусАл"Подробнее
Forbes опубликовал рейтинг 200 богатейших бизнесменов РоссииForbes опубликовал рейтинг 200 богатейших бизнесменов России
Их совокупное состояние выросло до $485 млрдПодробнее
Недвижимость
Последние новости