ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:13

Налоговые лазейки перекроют

Власти начали крестовый поход в борьбе за "рыночность" цен в определенных сделках. Минфин и Минэкономразвития согласовали концепцию, устанавливающую контроль над трансфертным ценообразованием. Если правительство согласится с ее положениями, то компаниям придется отчитываться о ценах в сделках свыше 100 млн рублей

Налоговые лазейки перекроют
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 9 апреля. IFX.RU - Ведомства, похоже, определились, как надо контролировать сделки с взаимозависимыми лицами, которые несут наибольшие налоговые риски для государства. Минфин и Минэкономразвития согласовали концепцию законопроекта по борьбе с трансфертным ценообразованием.

История с многострадальным документом довольная длинная. Еще в декабре 2007 года тогдашний премьер-министр РФ Виктор Зубков поручил Минфину подготовить новую редакцию законопроекта по трансфертным ценам. В марте 2008 года новая версия законопроекта должна была быть внесена в правительство, однако, этого не произошло. И только после того, как премьер-министр Владимир Путин в августе прошлого года повторно обвинил компанию "Мечел" в продаже собственному офшору в Швейцарии сырья по цене, в 4 раза ниже, чем на внутреннем рынке, чиновники активизировались. По крайней мере, глава Минфина Алексей Кудрин пообещал, что правительство РФ к 15 сентября подготовит поправки в налоговый кодекс, устанавливающие контроль над трансфертным ценообразованием.

И вот свершилось, концепция готова. В соответствии с концепцией, текстом которой располагает агентство "Интерфакс-АФИ", предлагается установить перечень контролируемых сделок, расширить признаки взаимозависимости лиц и обязать налогоплательщиков отчитываться о ценах в сделках свыше 100 млн рублей. При этом предполагается, что сделки в рамках консолидированной группы налогоплательщиков не будут контролироваться.

Борьба с трансфертными ценами предполагает контроль за "рыночностью" цен в определенных сделках. Чаще всего речь идет о сделках между взаимозависимыми компаниями. Манипулируя ценами, компании могут переносить основную прибыль в страны или регионы с низким налогообложением.

Между прочим "Мечел" обвинялся главой правительства в снижении налогооблагаемой базы внутри страны, уходе от налогов, создание дефицита на внутреннем рынке, и значит - росте цен на металлургическую продукцию.

Контролируемые сделки

В настоящее время налоговые органы вправе проверять рыночность цен в сделках между взаимозависимыми лицами, в бартерных и внешнеторговых сделках, а также в случаях, когда цена сделки отклоняется на 20% от цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.

Минфин и Минэкономразвития договорились исключить норму об отклонении цены на 20%, ограничить контроль сделок между взаимозависимыми лицами, контроль внешнеторговых сделок, а также отказаться от контроля бартерных сделок.

В частности, предлагается контролировать сделки между зависимыми лицами внутри РФ только в случаях, когда сумма доходов и расходов от всех таких сделок, совершенных в календарном году с одними и теми же лицами, превышает 1 млрд рублей.

Помимо этого предлагается признавать контролируемыми сделки зависимых лиц с полезными ископаемыми, добыча которых облагается налогом по адвалорной ставке (в процентах от стоимости).

Контролируемыми будут также считаться сделки между зависимыми лицами, где контрагентом является плательщик единого налога на вмененный доход (ЕНВД), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также резидент особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает особые льготы по налогу на прибыль.

Сделки в области внешней торговли услугами (работами), имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью будут контролироваться в случае, если они совершаются между зависимыми лицами.

Предполагается контролировать все внешнеторговые сделки с нефтью и нефтепродуктами, черными, цветными и драгметаллами, а также с драгоценными камнями. Перечень конкретных товаров этих групп будет утверждать Минэкономразвития.

Также предлагается контролировать все сделки с компаниями и физическими лицами, зарегистрированными в офшорах.

Кроме того, предлагается распространить некоторые нормы контроля за трансфертным ценообразованием на контроль за ценами финансовых услуг.

Сделки в рамках консолидированной группы налогоплательщиков не будут контролироваться.

Взаимозависимые лица

В соответствии с действующими нормами Налогового кодекса (НК) взаимозависимыми считаются компании, если доля прямого или косвенного участия одной из них составляет в другой более 20%. Физические лица признаются взаимозависимыми, если одно из них подчиняется другому, а также если они состоят в родственных отношениях. Кроме того, НК дает право суду признать физлиц или компании взаимозависимыми по другим основаниям.

В концепции предлагается, помимо этого, признавать зависимыми по закону:

  • физлицо и организацию, если доля непосредственного или косвенного участия физлица в компании составляет более 20%;

  • организации, если доля прямого или косвенного участия одного и того же лица в каждой из этих организаций составляет более 20%;

  • организации или физические лица, если доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

  • основное и дочерние общества;

  • организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления;

  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо.

Рыночная цена

В соответствии с концепцией цена сделки будет считаться соответствующей рыночным ценам до тех пор, пока налоговые органы не докажут обратное.

Налоговые органы будут определять интервал рыночных цен, при его расчете планируется исключать экстремальные точки. При определении рыночных цен предполагается использовать ряд методов.

В первую очередь это метод сопоставимых рыночных цен. Если с его помощью невозможно определить рыночные цены, то будет использоваться наиболее подходящий из следующих методов: метод цены последующей реализации товара, метод цены реализации продукта переработки, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности или метод распределения прибыли.

Два последних метода предполагается начать использовать не одновременно со вступлением в силу будущего федерального закона, а на один-два года позже этой даты, с тем чтобы к этому моменту накопился некоторый опыт контроля за трансфертным ценообразованием в новых условиях.

Минфин будет утверждать методические указания о порядке определения соответствия цены сделки рыночным ценам, и в этом документе будет предусмотрена иерархия применяемых методов в зависимости от рассматриваемой ситуации.

Информация о ценах

Концепция предусматривает расширение перечня источников информации о рыночных ценах.

В частности, налоговики смогут использовать биржевые цены и котировки мировых бирж, таможенную статистику ФТС, данные о ценах и их колебаниях, содержащуюся в официальных источниках информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, сведения о ценах, содержащиеся в опубликованных или общедоступных изданиях и информационных системах. Кроме того, налоговики смогут пользоваться информацией оценщиков о стоимости объектов сделки.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы сведения о совершенных в налоговом периоде контролируемых сделках, если сумма доходов и расходов всех контролируемых сделок, совершенных в этом налоговом периоде с одними и теми же лицами, превышает определенную величину. В первый год действия закона предполагается установить этот порог на достаточно высоком уровне - 100 млн рублей, а затем постепенно его снижать.

Сведения о контролируемых сделках необходимо будет указывать в приложениях к декларациям по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых, ЕСХН и ЕНВД по окончании налоговых периодов.

Налогоплательщики, в частности, должны будут сообщить о примененных ценах, об использованных методах определения цен, об источниках информации, а также о доходах или расходах по контролируемым сделкам.

Также предполагается установить, что налогоплательщик должен составлять и хранить у себя определенный набор документов, обосновывающий применяемый метод ценообразования, и при необходимости представлять эти документы в налоговые органы.

Если налоговые органы признают цену сделки не рыночной и доначислят налоги, то налоговые обязательства сторон сделки будут симметрично корректироваться. Налоговые органы будут обязаны учесть эту корректировку в расчетах с бюджетом. Положение о симметричной корректировке предполагается применять исключительно с момента исполнения решения о доначислении налога по итогам налоговой проверки.

Налогоплательщики смогут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании. Такие соглашения широко используются в международной практике и позволяют фактически застраховать налоговые риски. Если условия соглашения выполняются, то налоги не могут быть доначислены.

Соглашения будут платными, их заключение возможно через год после вступления в силу закона о трансфертном ценообразовании, то есть не ранее 2011 года.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });