ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:11

Что покупают в кризис

Кризис устанавливает новые тенденции в потребительском поведении россиян, однако при этом разница между богатыми и бедными за год практически не изменилась

Что покупают в кризис
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 апреля. IFX.RU - После февральского спада розничных продаж, в марте покупательская активность россиян увеличилась, но свою лепту в поведение людей вносят кризисные реалии. Например, растет спрос на картофель и овощи - традиционный "антикризисный" продуктовый набор, а вот дорогой техники люди покупать стали гораздо меньше. В кризис у россиян снизилось желание тратить деньги на кафе и рестораны. Но при всем при этом, разница между богатыми и бедными за год практически не изменилась.

Больше картошки, меньше компьютеров

После февральского спада продаж в розничной торговле в феврале, в марте покупательская активность россиян оживилась. Но при этом, люди стали больше денег тратить на еду и меньше на непродовольственные товары. В целом же оборот розничной торговли, если сравнивать с мартом прошлого года, не сильно, но сократился.

В марте россияне больше покупали картофеля и овощей, свидетельствуют данные Росстата. Оборот этих продуктов вырос на 20% по сравнению с февралем. Международный женский праздник, а также традиционное стремление многих людей "заедать" стресс сладким, способствовали в марте росту продаж кондитерских изделий на 14%.

Весна - время простуд и обострения "болячек", рост потребления медикаментов в марте увеличился на 9%. "Подснежники"-автолюбители, проснувшиеся после зимней спячки, привели к 8%-ному росту продаж бензина. По весне люди стали больше покупать мобильных телефонов - их было продано на 16% больше, чем в феврале, на 5% возросли продажи газет и журналов.

Свою лепту в оживление торговли внесла и сезонность. Так, в марте на 12% выросли продажи верхней одежды и кожаной обуви, а вот шуб в марте продалось на 28% меньше, чем в феврале. Что не удивительно, ведь меховой сезон уже завершился. Кризис также изменил покупательские приоритеты россиян, снизив продажи недешевой бытовой и оргтехники. Компьютеров в полной комплектации в марте было продано 11,3% меньше, чем в феврале, холодильников - на 9,8%, стиральных машин - на 8,2%.

Оборот розничной торговли в России в марте 2009 года сократился на 4% по сравнению с мартом 2008 года и составил 1,13 трлн рублей. При этом, доля продовольственных товаров (продукты, напитки и табак) в обороте увеличилась с 47,3% до 49,1%, а непродовольственных товаров - сократилась с 52,7% до 51,7%. Разница не очень велика, но все же она свидетельствует о том, что люди предпочитают в первую очередь тратить деньги на еду и уже потом обеспечивать свои непродовольственные нужды.

Если же сравнивать траты людей именно на продукты, то по сравнению с прошлым годом они тоже снизились. По итогам I квартала продажи продовольственных товаров достигли 1,59 трлн рублей, что на 1,6% меньше, чем за I квартал 2008 года. В марте оборот составил 555 млрд рублей, снизившись на 3,2% в сравнении с годом ранее. Объем продаж непродовольственных товаров в I квартале сократился на 1%, до 1,68 трлн рублей, в марте - упал на 5,1%, до 575,4 млрд рублей. Пока снижение не сильное, так что россияне пока не начали повально экономить на продуктах, но, судя по всему, наиболее незащищенных материально людей эта тенденция коснулась.

Россияне экономят на общепите

Кризис заставил россиян меньше пользоваться услугами ресторанов, баров и кафе. Выручка предприятий, работающих в сфере общественного питания, в I квартале 2009 года снизилась на 7,2% по сравнению с I кварталом 2008 года, до 159,2 млрд рублей.

В марте оборот кафе, ресторанов, баров и столовых составил 55,4 млрд рублей, что на 8,7% меньше, чем год назад.

Весь предыдущий год российский рынок общественного питания сохранял темпы роста выручки на уровне 10-15%, лишь к декабрю прирост оборота замедлился до 5%. По итогам 2008 года доходы предприятий общепита увеличились на 12%, до 723 млрд рублей. С начала 2009 года динамика оборота этого сектора стала отрицательной.

Всего, по данным Росстата, на начало текущего года в России действовало 27,4 тыс. ресторанов и кафе, 3,3 тыс. баров, 3,47 тыс. столовых и кулинарных магазинов.

Разница между богатыми и бедными практически не изменилась

Дифференциация населения России по уровню доходов незначительно снизилась в I квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года и вернулась на уровень 2007 года.

По данным Росстата, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян в квартале приходилось 30% общей суммы денежных доходов, тогда как в I квартале 2008 года - 30,3%. Еще годом раньше на самых богатых приходилось 30% доходов, в I квартале 2006 года -29,7%, а в I квартале 2005 года - 29,6%.

На долю 10% наименее обеспеченного населения страны в январе-марте 2009 года пришлось лишь 2% общей суммы доходов жителей РФ. Годом раньше этот показатель составлял 1,9%, в I квартале 2007 года - 2%, в I квартале 2006 года - также 2%, в I квартале 2005 года - 2,1%.

В целом доходы и расходы россиян в I квартале увеличились. Суммарная величина денежных доходов населения РФ в I квартале 2009 года составила 5 трлн 807 млрд рублей, а годом раньше - 5 трлн 527 млрд). Денежные расходы россиян в сумме составили 6 трлн 201 млрд рублей (5 трлн 424,5 млрд).

Наименее обеспеченные россияне со среднедушевым доходом менее 2 тыс. рублей в месяц в I квартале 2009 года составляли 1,5% всего населения России, годом раньше таковых было 2,2%. Самая многочисленная группа - граждане, зарабатывающие в месяц от 10 до 15 тысяч рублей. В январе-мае этого года их было 20,6%, годом ранее - 19,7%. От 15 до 25 тысяч рублей зарабатывают 19% населения РФ (в прошлом году - 16,8%). Доход свыше 25 тысяч рублей в месяц в I квартале этого года имели 12,2% россиян, а годом ранее их было почти 10%.

Новости по теме

Еда подорожает в 1,5 раза

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });