ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:43

Куда пойдет квадратный метр

Участники рынка отвели кризису на строительном рынке России от года до нескольких лет. При этом они уверены: проблемы пойдут девелоперам на пользу. Поэтому супердешевых квадратных метров не будет, но вряд ли квартиры и подорожают до небес - спроса пока нет. Зато в Москве все сложнее купить "однушку" - они становятся дефицитом

Куда пойдет квадратный метр
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 9 июня. IFX.RU - Вредоносное влияние кризиса еще долго будет мешать жить строительным компаниям. При этом вера в светлое будущее не покидает их руководителей.

Аудиторская компания KPMG провела опрос среди девелоперских компаний Санкт-Петербурга и области. Все участники опроса сходятся во мнении, что в результате кризиса их компании, в конечном счете, только выиграют.

Конечно, в северо-западном регионе строители тоже жалуются, что ощутили на себе влияние кризиса (90% ощутили его на себе), однако, в отличие от столичных, не собираются унывать и просить помощи. Возможно, потому, что в северной столице аппетиты девелоперов до кризиса были не столь велики, как в Москве.

Половина опрошенных топ-менеджеров строительных компаний уверены: влияние кризиса будет чувствоваться еще в течение 12 месяцев. 40% не столь оптимистично настроены и говорят о нескольких годах.

Ожидается, что больше всего пострадает от кризиса сектор коммерческого строительства. Как только ситуация с ликвидностью банков начнет улучшаться и цены на жилье стабилизируются, в первую очередь вырастет спрос на жилую недвижимость (некоторые респонденты выделяют малоэтажное и коттеджное жилье как наиболее востребованное жилье в будущем).

Практически все опрошенные KPMG руководители компаний отметили, что они ожидают активизации процессов слияний и поглощений в секторе недвижимости (90% респондентов), передела строительного рынка между крупнейшими компаниями сектора (78% респондентов), а также роста числа совместных проектов, реализуемых несколькими девелоперами (67%).

При этом, согласно результатам исследования, большинство компаний не планирует продажу своих проектов на ранней стадии, а предпочитает решать проблемы финансирования путем замораживания проектов "до лучших времен" или привлекая софинансирование на стороне.

Следовательно, распродаж сверхдешевых квартир не будет. Девелоперы предпочитают осторожную политику. С другой стороны, раз кризису предсказывают столь долгое царствование, сильного взлета цен, как обещал недавно глава Mirax Group Сергей Полонский, тоже ждать не стоит. Строители не смогут продавать квартиры по космической цене, пока спрос не вернется и не начнет снова превышать предложение.

Год или больше будут чувствовать на себе девелоперы последствия кризиса, но оживления на рынке недвижимости они ждут уже давно. По крайней мере, многие на это надеются. Участники недавно состоявшегося XII Национального конгресса по недвижимости тоже уверены, что у рынка есть шансы на скорое восстановление.

Одним из необычных предложений борьбы с проблемами поделился глава проекта "Мир квартир" Виктор Щеблецов. Он отметил, что стандартные средства рекламы и маркетинга перестают работать в кризис и не могут широко использоваться, так как требуют высоких затрат. Поэтому эксперт зовет всех девелоперов в Интернет. По его мнению, те игроки рынка, которые уже сейчас эффективно владеют этим инструментом, имеют фору перед конкурентами.

Интернет-ресурсы способны выполнять задачу антикризисного продвижения объектов недвижимости и компаний в полном объеме даже без привлечения традиционных каналов маркетинговых коммуникаций, считает эксперт.

Так что девелоперам указали на новый путь сокращения затрат и выхода из кризиса, который, как всем понятно, продлится еще не один месяц.

Московская температура

Пока статистика подтверждает выводы экспертов и результаты опросов. Квартиры продолжают дешеветь, и хотя есть некоторые признаки будущего оживления, но они слишком призрачны и нестабильны.

На рынке московской недвижимости (которая традиционно является барометром для всей отрасли) в мае, как и ожидалось, зафиксировано сезонное снижение объема предложения, констатируют эксперты "МИЭЛЬ". Количественный объем предложения сократился на 7,2% до 43,4 тысяч квартир. Объем предложения в денежном выражении снизился на 9,1%.

При этом в динамике долларовых цен отмечено незначительное потепление (+0,6%), рублевые цены продолжили снижаться (-2,3%). В результате, по данным "МИЭЛЬ", в мае цена предложения составила 166,6 тыс. рублей за квадратный метр ($5187).

В скором времени купить однокомнатную квартиру в Москве станет очень сложно. Как свидетельствуют данные холдинга "МИЭЛЬ", эти квартиры уходят со столичного рынка вторичного жилья. Эта тенденция наметилась еще в начале года, и в мае она только закрепила результаты - все меньше жилья такого типа предлагается на продажу.

Май принес Москве снижение цен по всем округам и сегментам, от элитных до квартир эконом-класса. Чем больше комнат в квартире, тем сильнее она подешевела. Многокомнатныое жилье "сдало" кризису в мае еще 3,3%. Не отставали в падении цен и "хрущевки" - минус 3,6%. Наименьший спад зафиксирован в сегменте трехкомнатных квартир (-1,9%).

"В связи с длительными майскими праздниками, в целом за месяц активность покупателей была ниже, чем в апреле. Темпы падения рублевых цен в мае немного снизились. Уже летом следует ожидать оживления на рынке, и, как следствие, постепенного увеличения сделок купли-продажи. Уровень цен в течение длительного периода, скорее всего, будет меняться незначительно", - комментирует генеральный директор "АКЦ МИЭЛЬ" Владислав Луцков.

Новости по теме

Москва по четыре тысячи

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });