"КрасЭйр" приземлился в банкротство

Авиакомпания "КрасЭйр", некогда головная компания авиаальянса AiRUnion, окончательно встала на прикол. Суд признал авиаперевозчика банкротом. Государство планирует создать новый авиахолдинг на базе московской компании "Атлант-Союз" и осколков альянса, но пока большого прогресса не видно

Красноярск. 6 июля - Агония одного из крупнейших российских авиаперевозчиков заканчивается. Авиакомпания "КрасЭйр", головная компания альянса AiRUnion, объединявшего когда то пять российских авиакомпаний, признана банкротом.

Арбитражный суд Красноярского края в понедельник признал ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") банкротом и ввел в компании конкурсное производство, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Валентина Безруких.

"Пока нет другой информации, в частности, о том, кто назначен управляющим и о дате следующего заседания. Она будет обнародована, когда будет возможно", - отметила она.

Как сообщалось, арбитражный суд Красноярского края в декабре 2008 года по иску ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) ввел процедуру наблюдения в отношении "Красноярских авиалиний", ранее входивших в альянс AiRUnion. Как следует из материалов дела, ИФК настаивает на задолженности, возникшей у ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" по лизинговым платежам, в сумме 92 млн рублей, ООО "ТД "Топливное обеспечение аэропортов" ссылается на долги "КрасЭйра" за топливо в размере 29 млн рублей, ООО "Финсервис" - за лизинг самолетов в сумме 5,2 млн рублей.

С ноября 2008 года авиакомпании, входившие в альянс AiRUnion, полностью прекратили полеты. Маршрутная сеть и парк AiRUnion передаются в "Атлант-Союз".

Как долетались

Напомним, громкий проект, лелеемый бизнесменом Борисом Абрамовичем, - альянс AiRUnion, совершил крайне жесткую посадку летом прошлого года. Но началось все гораздо ранее. В 2006-2007 гг. компании альянса, владеющие недостаточно топливоэффективными самолетами, столкнулись с финансовыми проблемами на фоне роста цен на керосин. Явные проблемы у альянса AiRUnion проявились в августе 2008 года. После того, как обслуживать перевозчиков в долг отказались заправщики и аэропорты, ситуация с задержками рейсов AiRUnion приобрела катастрофический характер. Был создан кризисный штаб во главе с руководителем Росавиации, топливо выделялось из государственных резервов. В итоге частные владельцы AiRUnion были отстранены от руководства авиакомпаниями.

Сам альянс AiRUnion, в который входили пять авиакомпаний, перестал существовать с сентября прошлого года, в начале февраля были аннулированы сертификаты эксплуатантов у "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), "КрасЭйра". В конце прошлого года лицензий лишились "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс".

Основой так и не созданного с корпоративной точки зрения авиаальянса должны были стать компании "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара", акционером которых помимо братьев Бориса и Александра Абрамовичей является государство в лице "Ростехнологий".

По мнению Б.Абрамовича, ситуацию в AiRUnion еще можно было выправить путем рефинансирования долгов, однако добиться его не удалось. С ноября 2008 года авиакомпании, входившие в альянс AiRUnion, полностью прекратили полеты. В декабре 2008 года арбитражный суд Красноярского края по иску ИФК ввел процедуру наблюдения в отношении "Красноярских авиалиний".

На базе AiRUnion, "Атлант-Союза" и ГТК "Россия" было решено создать авиахолдинг, в состав акционеров которого войдут "Ростехнологии", Москва и Красноярский край. Но затем планы и потенциальные участники менялись, и пока что реальных успехов в этом направлении не наблюдается.

Трудная судьба альянсов

Идея создания объединенного перевозчика ОАО "ЭйрЮнион" на базе активов AiRUnion получила первые реальные очертания в указе (от мая 2007 года) тогда президента РФ Владимира Путина. Предполагалось на базе авиакомпаний, входящих в альянс, создать указанное выше ОАО. Государство собиралось в качестве своего взноса внести находящиеся в федеральной собственности соответствующие пакеты акций. В госсобственности находилось 51% акций "Красэйра", 50,04% - ДАЛ, 46,5% - "Самары". Доля РФ в уставном капитале учреждаемого АО должна была составить не менее 45%. Холдинг должен был быть создан к началу 2008 года, но этому помешали разногласия в оценке частных и государственных долей. Госкорпорация "Ростехнологии" внесла предложение о передаче ей госпакета ОАО "ЭйрЮнион" и собиралась претендовать на получение пакета более контрольного в авиаальянсе.

Через год после путинского указа о создании ОАО "ЭйрЮнион", появился указ президента РФ Дмитрия Медведева о внесении активов авиаальянса AiRUnion в уставный капитал госкорпорации "Ростехнологии". Госкорпорация приступила в августе 2008 года к погашению долгов AiRUnion перед поставщиками топлива, не дожидаясь оформления прав собственности. По данным Ростехнологий, совокупная кредиторская задолженность компаний альянса на тот момент превышала $1 млрд, и они продолжали нести убытки. Следом госкорпорация распространила заявление, в котором жесткой критике была подвергнута финансовая, стратегическая и текущая ситуация в альянсе. По предварительной оценке госкорпорации, ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара", входящие в альянс, находились в кризисном состоянии. Плохо было все, от финансов до безопасности полетов.

В ноябре "Ростехнологии" официально получили госпакеты трех авиакомпаний из AiRUnion.

Следом было объявлено, что маршрутная сеть и парк AiRUnion передаются в "Атлант-Союз" (на 51% принадлежит правительству Москвы, оставшиеся акции находятся во владении у частных акционеров), они составят основу нового объединенного перевозчика под эгидой "Ростехнологий" и правительства Москвы - АО "Авиакомпания" ("Росавиа"). То есть ОАО "ЭйрЮнион" умерло, так и не родившись.

Отметим, что в сентябре 2009 года исполнится год идее создания нового авиахолдинга под эгидой "Ростехнологий" и Москвы, но у акционеров "Росавиа" так и не появилось четкого плана. Источники "Интерфакса" на рынке утверждают, что вопрос, который казался решенным еще осенью прошлого года - о включении в "Росавиа" "Атлант-Союза", - до сих пор обсуждается.

Появилась информация, что "Атлант-Союз" может не войти в "Росавиа", сконцентрировавшись на самостоятельном развитии. На прошедшем в начале июня в Ле Бурже авиасалоне глава "Атлант-Союза" Евгений Бачурин говорил, что "окончательное решение о вхождении "Атлант-Союза" в "Росавиа" пока не принято, оно обсуждается". А недавно глава департамента транспорта и связи в правительстве Москвы Василий Кичеджи сообщил, что предлагает включить авиакомпанию "Атлант-Союз" в состав транспортной госкорпорации с участием Московского метрополитена и Мосгортранса. Он отметил, что такой вариант - не самоцель, он может быть реализован в случае, если это поможет компании улучшить свое финансовое состояние (долги "Атлант-Союза" перед кредиторами и поставщиками составляют более 5,5 млрд рублей). Ранее Е.Бачурин напоминал, что правительство РФ обещало возместить перевозчику 3,5 млрд рублей, потраченных на развоз пассажиров обанкротившегося год назад альянса AiRUnion, и такое решение уже принято правительством".

Источник, знакомый с позицией нового главы компании, ранее сообщал "Интерфаксу", что новое руководство "Атлант-Союза", а также ряд чиновников в правительстве Москвы хотели бы развивать компанию без привязки к новому проекту. По данным источников, руководство уже обсуждает возможность ребрендинга "Атлант-Союза" - компания может быть переименована в Moscow Airlines. Главный постулат стратегии - компания перейдет от чартерных к регулярным перевозкам, а чартерные перевозки будут составлять около 20% от общего объема.

По данным Росавиации, российские авиакомпании в январе-мае 2009 года сократили перевозки пассажиров на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В лидерах падения авиакомпания "Атлант-Союз" с минус 63,5%.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
В испытывающем проблемы Бинбанке сменился глава совета директоровВ испытывающем проблемы Бинбанке сменился глава совета директоров
Его возглавил Микаил Шишханов, в этом году отошедший от управления банкомПодробнее
"Нафтогаз" в Гааге подал иск к России на $5 млрд по активам в Крыму"Нафтогаз" в Гааге подал иск к России на $5 млрд по активам в Крыму
По мнению украинской стороны, решения суда стоит ожидать до конца 2018 годаПодробнее
Собственник Бинбанка попросил ЦБ РФ о санации через Фонд консолидацииСобственник Бинбанка попросил ЦБ РФ о санации через Фонд консолидации
В Центробанке пообещали в ближайшее время принять решение по этому вопросуПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции