Регулируемых цен не будет

Государство не будет регулировать цены на продукты и торговые надбавки, следует из проекта закона о торговле, который будет рассматривать президиум правительства. Впрочем, проект написан из расчета, что соответствующие нормы могут появиться в будущем. В документе планируется четко закрепить права и обязанности торговых сетей, а также отрегулировать вопросы отсрочки платежа за поставку различных видов продукции

Москва. 10 июля. IFX.RU - Президиум правительства РФ на заседании в понедельник планирует рассмотреть доработанный с ведомствами и участниками рынка проект закона о регулировании торговой деятельности.

В пятницу правительство разослало руководителям профильных министерств и ведомств доработанный вариант законопроекта, который будет обсуждаться на заседании.

В документе (имеется в распоряжении "Интерфакса") есть несколько принципиальных нововведений: во-первых, четко прописываются права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, во-вторых, перечислены недопустимые действия по отношению к поставщикам со стороны сетевых розничных сетей и со стороны органов госвласти. Законом оговаривается возможность регулирования торговых наценок и цен. Из проекта исчезла статья об антимонопольном регулировании и возможность предоставления преференций отечественным производителям.

Договор поставки

Впервые о возможности включения в закон о торговле некоего типового договора поставки продовольственных товаров заявил в конце июня премьер-министр Владимир Путин. В ходе совещания, посвященного доработке законопроекта, он высказал идею, что в типовой договор может быть включена возможность установления оптовых цен и торговых надбавок, прописаны сроки поставок, ответственность за несоблюдение обязательств.

Основные требования к договорам поставки продовольственных товаров в торговые сети изложены в статье 9 законопроекта. В частности, предполагается, что основные условия поставок товаров (типовые договоры) должны размещаться сетями на сайте в Интернете, а при отсутствии сайта - предоставляться поставщикам непосредственно, безвозмездно и "в разумные сроки".

Компании сетевой розницы не вправе продавать товары по цене ниже, чем установлено в договоре, без согласия поставщика. Исключения составляют случаи, когда такие товары продаются под товарным знаком сети (private label) или когда истекло более 80% срока годности товара.

Документом запрещается также включать рекламные, маркетинговые и другие услуги в договоры поставки.

Торговым сетям разрешено включать в цену поставки премии, выплачиваемые покупателю в связи с приобретением им определенного количества продовольственных товаров. Это единственный компромисс, на который пошли по отношению к сетевым компаниям: включение в цену договора поставки других видов вознаграждения не допускается.

Отсрочка платежа

Законопроектом оговариваются сроки оплаты за продовольственный товар, в случае если заключаются договоры с отсрочкой платежа.

Продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, а также замороженное мясо курицы, свинина, говядина подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней с момента приемки товаров предприятием торговли.

Продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней подлежат оплате в срок не позднее 30 рабочих дней с момента поступления товара. Товары со сроком годности свыше 30 дней (за исключением алкогольной и табачной продукции) подлежат оплате не позднее 45 дней.

Алкогольная и табачная продукция, жевательная резинка, консервы подлежат оплате не позднее 75 дней с момента приемки товара.

Регулирование цен

Более ранние варианты законопроекта включали в себя как предложения о прямом регулировании цен на социально значимые товары, так и возможность установления правительством предельных наценок. В первом случае предлагался перечень из 10-15 продуктов, во втором - предельная наценка не более 15%.

Итоговая версия законопроекта допускает возможность госрегулирования цен и торговых наценок, но напрямую не прописывает механизм реализации этой возможности. Так, в одном из пунктов статьи 8 указывается, что хозяйствующий субъект "самостоятельно устанавливает цены на товары", но в другом пункте той же статьи отмечается, что "если федеральным законом предусмотрено государственное регулирование цен и торговых надбавок на отдельные виды товаров", то цены на такие товары устанавливаются правительством РФ.

Упоминание регулирования цен правительством в законе появляется еще раз - в описаниях договоров поставки. Цена, по которой производители поставляют товар в торговые сети, устанавливается "по соглашению сторон", однако если неким законом предусматривается госрегулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров, то цены на такие товары устанавливаются сетями в порядке, определенном правительством.

Фактически предложенный правительством законопроект не регулирует цены, но написан из расчета, что соответствующие нормы могут появиться.

Недопустимые действия

Сразу две статьи законопроекта посвящены перечислению недопустимых действий торговых сетей и властей по отношению к поставщикам продовольствия (недопустимые практики). Так, в договорных отношениях между сетями и поставщиками (статья 15) запрещается навязывать контрагенту условия "эксклюзивности", то есть условие поставки товаров только данному хозяйствующему субъекту. Кроме того, запрещено требовать от контрагента сведения обо всех заключаемых им договорах с другими хозяйствующими субъектами.

Торговым сетям также запрещено требовать с поставщиков плату за изменение в ассортименте товара, плату за доступ на полки (так называемый "входной билет", широко распространенная и отстаиваемая ритейлерами практика), возмещение убытков, связанных с повреждением или кражей товара.

Органам государственной власти (статья 16) запрещается проводить в магазинах повторные проверки качества и безопасности товаров, чинить препятствия в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, вводить ограничения на продажу отдельных видов товаров на территории регионов.

При этом в законопроекте не прописана ответственность за нарушение 15 и 16 статей.

Исчезнувшие статьи

Статьи об особом порядке антимонопольного регулирования торговых сетей в проекте закона нет. Ранее предполагалось снизить предельный порог доминирования торговых сетей (по доле рынка) с 35% до 15%, или прописать критерии доминирования. В свою очередь торговые сети настаивали на том, чтобы не прописывать отдельно в законе антимонопольное регулирование. Из проекта закона также исчезла норма о преференциях в предоставлении торговых площадей отечественным товаропроизводителям.

Между тем, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все же получит возможность контролировать сети. Говоря об особенностях реализации закона, источник в правительстве РФ пояснил, что именно ФАС будет контролировать перечень недопустимых практик. "Если ФАС обнаружит существование такой практики, то с помощью судебных процедур и процедур, которые прописаны в законе о защите конкуренции, будет бороться с недобросовестными предприятиями", - пояснил источник. Он также отметил, что ответственность торговых предприятий за применение недобросовестных практик предполагается установить отдельным законом, которым будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. "Пока этих санкций нет, но они будут", - подчеркнул собеседник.

Планируется, что закон о торговле вступит в силу с 1 января 2010 года.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Москва попала в десятку

Экономика
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции