ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:24

Развод по-ирански

Московская публика к победителям Берлина относится настороженно. Участь "Развода Надера и Симин", видимо, тоже радостной не будет. Тем хуже для московской публики

Развод по-ирански

Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU – Забавная шутка выходит у нас с этими "Золотыми медведями". каннские и венецианские победители, вроде, у всех на слуху, и когда народ не идет, например, на "Белую ленту" Ханеке, поднимается гвалт. Критики возмущаются, что кинотеатральный зритель совсем сдурел и не смотрит хорошее кино. Потому что вообще-то у нас даже на румынский фильм про аборты с невозможным названием про месяцы, недели и дни зритель шел очень упорно и постоянно. А теперь - внимание…

"Кармен из Каеличе" Марка Дорнфорд-Мэя, "Павлин" Гу Чанвэя, "Грбавица" Ясмилы Жбанич, "Мыло" Пернилле Фишер Кристенсен, "Свадьба Туи" Ван Цюаньань, "Бофор" Джозефа Седара, "Другой" Эриеля Роттера, "Элитный отряд" Жозе Падильи, "Молоко скорби" Клаудии Льоса, "Хочу свистеть — свищу!" Флорина Сербана. Кому и что могут сказать эти названия? Большая часть названных картин даже не выходили у нас в кино или выходили на полутора копиях. И никого это не смущало никогда. За последние лет десять почти не было картин из Берлина, которые бы пользовались у нас хотя бы известностью, хотя пару исключения все же можно найти: "Унесенные призраками" Миядзаки и "Головой об стену" Фатиха Акина. Эти два лауреата, по понятным причинам, у нас прижились и даже стали модными среди столичной молодежи.

Но обычно никому "медвежьи" фильмы у нас не нужны. Потому, например, что в Берлине очень любят дебютантов и экзотических режиссеров. А у нас не любят неизвестное, потому что это риск. Любитель артхауса и так затравлен донельзя. Он и так вынужден смотреть большую часть фильмов у себя дома, потому что они либо не выходят в кинотеатрах, либо выходят, но в неудобных точках Москвы, либо просто идут в плохое время. Либо, что особенно актуально в последнее время, прокатываются с DVD, а в интернете уже выложены в Blu-Ray-качестве, так что дома выходит смотреть лучше, чем в кинозале.

И еще у нас не очень любят политику и социалку, а Берлин у нас все время ассоциируется с чем-то очень "проблемным", брюзжащим. Так оно часто и есть, но в Европе у такого кино зритель имеется (нравится им в своем благополучии сочувствовать униженным и оскорбленным в Африке и Азии), а нашему своих проблем хватает, чтобы еще с расовыми и гендерными проблемами далеких стран разбираться.

Словом, все идет к тому, что "Развод Надера и Симин" Асгара Фархади пройдет в кино незамеченным. На него не клюнут даже любители иранского кино. Потому что иранское кино, как у нас его любят, - это что-то созерцательное, неторопливое, величественное, монументальное, притчевое. Короче, Киаростами или Панахи, как минимум. Даже имя Фархади у нас, скорее всего, ассоциируется с ранним фильмом этого режиссера "Танцуя в пыли", который тоже такой романтический и несколько вылизанный. А "Развод" - фильм совсем не такой. То есть, там тоже есть какие-то невероятно красивые кадры и некоторый романтический ореол, но при этом картина получилась очень сложная, яркая, современная, иранская и европейская одновременно. Ссора жены, которая хочет эмигрировать, и мужа, который хочет остаться, потому что у него отец больной, разрастается до многих слоев, в которые входят, кажется, сразу все язвы не только иранского общества, но и человечества. Перечисляем: миграция, классовые различия, права женщины, безработица, здравоохранение, псевдорелигиозные предрассудки, насилие, судебная система, нищета – это только то, что на поверхности истории о двух людях, которые никак не могут согласиться друг с другом. Хотя, как и всегда в иранском кино, виноватых нет, а все люди очень порядочны и интеллигентны, просто обстоятельства как-то не в их пользу складываются. И это как-то просто, по-человечески, и при этом изощренно, тонко связано. За это дают обычно приз за режиссуру, а теперь вот "медведя" дали – чтобы людей к фильму привлечь, обратить их внимание. Для московского зрителя это все равно не показатель, но есть ведь какой-то процент людей, которых это может зацепить. Так вот, пусть хотя бы их и зацепит.

Обозреватель Сергей Сычев

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });