Берлинале: крупные планы

Берлинский кинофестиваль оказался богат на биографии художников и картины о реальных исторических персонажах

Берлинале: крупные планы
Кадр из фильма "Молодой Карл Маркс"
Фото: Berlinale/Kris Dewitte

Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Перешагнувший экватор 67-й Берлинский международный кинофестиваль богат на биографии художников и картины о реальных исторических персонажах. Корреспонденты "Интерфакса" рассказывают, кто именно оказался в центре внимания режиссеров и что из этого получилось.

"Последний портрет" (The Final Portrait), реж. Стэнли Туччи

Конкурсная программа, вне конкурса

Фото: Berlinale/ Parisa Taghizadeh

Туччи снял биографию швейцарского скульптора и художника Альберто Джакометти (его играет Джеффри Раш) через историю одного портрета – журналиста Джеймса Лорда (Арми Хаммер), написавшего впоследствии книгу воспоминаний, которая и легла в основу сценария. Лорд провел с Джакометти 18 дней в Париже середины 1960-х – столько потребовалось на то, чтобы создать сколь-либо законченное произведение, соответствующее представлениям художника о настоящем искусстве. Идея уложить байопик в рассказ о 18 днях, за который показать отношения Джакометти с его женой, музой, близкими, и, пожалуй, самое главное – с искусством, представляется довольно удачной. Но, возможно, из-за того, что Лорд в исполнении Хаммера оказывается скучным собеседником, замысел так и остается замыслом, а фильм оказывается каким-то неупорядоченным и незаконченным. Возможно, в этом и была задумка Туччи - отразить в картине хаотический процесс творчества Джакометти. Однако смотреть ее, вопреки яркой личности художника и богемной атмосфере эпохи, под конец оказывается утомительным занятием – почти таким же, как и по много часов позировать мастеру.

"Дом вице-короля" (Viceroy’s House), реж. Гуриндер Чадха

Конкурсная программа, вне конкурса

Фото: Berlinale/Kerry Monteen Photography

Адмирал флота, обаятельнейший лорд Маунтбеттен (Хью Бонневилль), вместе с женой Эдвиной (Джиллиан Андерсон) и дочерью Памелой (Лили Треверс) приезжает в Индию. Он последний вице-король этой британской колонии; его главная задача — организовать процесс передачи власти местным лидерам. Семья вселяется в умопомрачительный дворец c сотнями слуг. Эдвина, к удивлению поваров, просит готовить побольше индийской еды и вообще старается, насколько это возможно, погрузиться в жизнь местных. Маунтбеттен, в свою очередь, принимает у себя Джавахарлала Неру, который возглавляет Временное правительство Индии, Мухаммада Али Джинну, который требует создания Пакистана - отдельного государства для индийских мусульман, и Махатму Ганди, который считает, что раздел Индии не принесет мира, но предпочитает устраниться из процесса переговоров. Тем временем в провинции Пенджаб и в других регионах начинаются столкновения на религиозной почве, а служащие во дворце - влюбленные друг в друга мусульманка и индус - пытаются понять, как им быть дальше.

Дворец Маунтбеттенов как микрокосм, в котором отражаются процессы, сопровождавшие раздел Британской Индии. Распад большой семьи ведет к болезненному разделу имущества, травмам и вынужденности выбирать сторону (так, служащим дворца в какой-то момент приходится публично объявить, гражданами какого государства они станут, Пакистана или Индии). К чести авторов фильма, они сторону не выбирают. Но признают ли они раздел Индии ошибкой? Да, по крайней мере, в том виде, в котором он был проведен. После финальных кадров нам напоминают, что в результате событий, которые легли в основу фильма, погиб как минимум миллион человек и 14 миллионов были вынуждены покинуть свои дома, что считается самой масштабной миграцией в истории.

"Бойс" (Beuys), реж. Андрес Файель

Конкурсная программа

Фото: Berlinale/zeroonefilm

В основной программе Берлинского кинофестиваля показали документальную картину о немецком скульпторе и художнике Йозефе Бойсе. Его, вероятно, самые известные произведения - массивные скульптуры из жира - на родине когда-то называли "самым дорогим мусором нашего времени". Неудивительно, что в фильме Файеля приведены фрагменты из множества интервью Бойса, в которых он отвечает на вопрос о том, что такое искусство (часто сформулированный и так: "Искусство ли то, что вы делаете?"). В одном из интервью Бойс, в частности, говорит, что согласен считаться художником только в том случае, если все люди будут считаться художниками.

Фильм охватывает и участие Бойса во Второй мировой войне (будучи летчиком Люфтваффе он был сбит над Крымом, что сам назвал начальной точкой своей карьеры художника), и его преподавание в Академии художеств в Дюссельдорфе, и его политическую активность. В фильме использованы многочисленные хроники и документы, о взглядах Бойса говорит и сам художник, и знавшие его люди, но рассказ оказывается сумбурным, а о личности художника через два часа экранного времени с уверенностью можно сказать только то, что он обладал чувством юмора и носил шляпу.

"Молодой Карл Маркс" (Le jeune Karl Marx), реж. Рауль Пек

Berlinale Special

Фото: Berlinale/Kris Dewitte

Как вы представляете себе Карла Маркса? Такой плотный лохматый мужчина с бородой, запечатленный на растиражированных портретах? А Фридриха Энгельса? Эти персонажи настолько забронзовели, что трудно думать о них как об обычных людях из плоти и крови.

1843 год. Лохматый, но еще без пышной бороды Карл Маркс (Аугуст Диль) завершает свое сотрудничество с кельнской "Рейнской газетой", чей тон считает слишком сдержанным, и вынужденно переселяется в Париж вместе с женой-аристократкой Женни и их маленькой дочерью. Тем временем сын богатого фабриканта Фридрих Энгельс (Штефан Конарске) посещает рабочие кварталы Манчестера, чтобы проинтервьюировать живущих там людей об условиях их работы, и между делом находит там любовь. Хотя вопрос о том, кто главная любовь его жизни, переосмысляется после знакомства Энгельса с Марксом: броманс образуется практически мгновенно, и где-то по ходу пьяной гулянки они набрасывают тезисы первой совместной работы. Завершается картина созданием "Манифеста коммунистической партии" и европейскими революциями 1848 года, после чего под Like a Rolling Stone Боба Дилана зрителям демонстрируются кадры, снятые в различные переломные моменты истории XX и XXI века, включая Арабскую весну и мировой экономический кризис 2008 года.

Несмотря на обилие потенциально занимательного материала, фильм получился слишком ровным; он не волнует, а ведь речь вроде бы идет о подготовке мировой революции. Пожалуй, главная революционная идея, которую можно вынести из картины, состоит в том, что Карл Маркс был молодым и у него был регулярный секс, но этого недостаточно, чтобы призвать к ее обязательному просмотру. Впрочем, на ум приходит-таки одна причина посмотреть картину, но непременно в оригинале: ее можно использовать как помощь в изучении немецкого и французского языков, ведь в фильме Маркс и его соратники одинаково много говорят на обоих.

"Моди" (Maudie), реж. Эшлин Уолш

Berlinale Special

Фото: Berlinale/Duncan Deyoung

В картине "Моди" рассказывается о канадской художнице Мод Льюис (Салли Хокинс), которая, несмотря на серьезный врожденный артрит, создавала жизнерадостные красочные картины. Путь Мод от презрения ("Дети иногда кидают в меня камни. Но я не обижаюсь", – говорит она в одной сцене) и одиночества к славе и даже счастью (ее спутника на этом пути, сурового рыбака, играет Итан Хоук) и показан в фильме. О жизни Льюис в картине ирландки Эшлин Уолш рассказывается без сантиментов и всегда слегка унизительной жалости, но с несомненной симпатией и уважением к героине. Видеть в людях с особенностями развития личности, а не инвалидность и учит этот фильм, и судьба Льюис доказывает, что такой взгляд – единственно возможный.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции