Разноцветный Берлинале

О фильмах в поддержку прав ЛГБТ на Берлинском кинофестивале

Разноцветный Берлинале
Кадр из фильма "Мужененавистницы"
Фото: Berlinale / Jürgen Brüning Filmproduktion / J.Jackie Baier

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - О политизированности Берлинского кинофестиваля мы уже писали. Но если некоторые темы возникают и уходят, есть вопросы, которым на каждом смотре уделяется внимание. Один из них – поддержка прав ЛГБТ-сообщества, за фильмы о представителях секс-меньшинств и трансгендерах c 1987 года вручается специальный приз "Тедди".

Обладателем награды в этом году стала лента из конкурсной программы – чилийская "Фантастическая женщина" (Una mujer fantastica). Марина (ее сыграла колумбийская актриса-трансгендер Даниэла Вега) живет с возлюбленным Орландо (Франсиско Рейес), который намного старше ее. В честь дня рождения Орландо обещает повезти ее на водопады, но все планы рушатся в один момент, когда он внезапно умирает от сердечного приступа. Марине приходится пройти через все круги ада при общении с полицией, врачами и бывшей семьей своего друга, которая отказывается признавать их отношения. "Фантастическая женщина" – кино ничуть не слезливое, как иногда бывает с фильмами о представителях нетрадиционной ориентации, а, напротив, весьма жесткое. Марине приходится в борьбе с агрессивным миром, который в разных формах – от отказов до морального и прямого физического насилия – ее отторгает, доказать свое право быть такой, какая она есть. И то, с каким мужеством и твердостью она эта делает, доказывает, что она действительно фантастическая женщина.

Итальяно-французский "Позови меня своим именем" (Call me by your name, программа Panorama special) сложно назвать каким-то социальным фильмом о геях – это скорее кино о первой любви. В жаркую Италию, где 17-летний Элио (Тимоти Шаламе) мается от лени на летних каникулах с семьей, приезжает ассистент его отца – также ученый, статный американец Оливье (Арми Хаммер). За рассуждениями о философии и литературе, купаниями и обедами на террасе, на которых подают растущие рядом с домом сочащиеся соком персики, между мужчиной и мальчиком возникают сначала дружба, а потом и нежные чувства. То, что главные герои одного пола, хотя сначала несколько смущает их обоих, скоро отходит на второй план. Главное же в ленте - прекрасное лето, которое в блаженном ничегонеделании и каждодневных рутинах кажется бесконечным, но обязательно подойдет к концу. А потому единственное, что остается, - это наслаждаться молодостью, солнцем и любовью, пока они есть.

Совсем в иной манере об отношениях между полами рассказывается в фильме "Мужененавистницы" (Misandrists, программа Panorama). Снявший его канадский кинематографист Брюс Ла Брюс известен своими китчевыми лентами, между которыми и гей-порно подчас сложно провести грань (и на показе в Берлине в зале несколько раз слышался нервный смех). Где-то в лесах Германии (на экране она обозначена как Ger(wo)many) находится община радикальных феминисток, готовящих революцию, цель которой – избавить мир от ненужных и ненавистных мужчин. В этом напоминающем школу молодого бойца заведении под управлением эксцентричной Большой матери (Сусанна Захсе) находятся около 10 девиц. Перед обедом они возносят молитву с благодарностью за то, что небеса сделали их не мужчинами, на занятиях изучают партеногенез – способ размножения без самцов. Нахождение мужчин в учебном заведении строго запрещено, но когда одна из учениц Изольда (актриса-трансгендер Кита Апдайк) находит в поле раненого преступника, которых просит укрыть его, она приводит беглеца в подвал школы.

От начальных титров, в которых имя режиссера написано розовыми буквами с завитками, до последней сцены массовой любви "Мужененавистницы" - это китч, возведенный в высшую степень. Никто из актеров в фильме не играет, а будто декламирует лозунги с бронепоезда во время революции, экранный мир абсурден и неправдоподобен. Но вместе с тем происходящее в фильме весело и лучится каким-то озорством, провозглашает свободу обращения со своим телом (и некоторое презрение к приличиям). "Мужененавистницы" в итоге задумывают изменить мир с помощью кино – вероятно, у Брюса Ла Брюса те же планы.

Катя Загвоздкина

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Умер кинорежиссер Милош ФорманУмер кинорежиссер Милош Форман
Режиссер "Пролетая над гнездом кукушки" скончался в США в возрасте 86 летПодробнее
В "Тихом месте" черти водятсяВ "Тихом месте" черти водятся
В российский прокат вышел очень тихий ужастик с Эмили Блант и Джоном КрасинскиПодробнее
Фильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваляФильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваля
Кроме того, в основную программу смотра вошли новые фильмы Жан-Люка Годара, Спайка Ли и "Хан Соло"Подробнее
Недвижимость
Последние новости