Интервью

Духовные корни неудач

Иеромонах Димитрий (Першин), глава информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи, рассказывает о духовной подоплеке Олимпийского движения

Духовные корни неудач
Фото: Reuters

Москва. 1 марта. INTERFAX.RU – Иеромонах Димитрий (Першин), глава информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи, специально для портала "Интерфакс-Религия" рассказал о том, в чем же духовные корни неудачного выступления российской олимпийской сборной на закончившихся в Ванкувере зимних Олимпийских играх.

Когда меня спрашивают, как я отношусь к Олимпийским играм, я отвечаю: никак, мы в разных мирах. Но после того, как по блогосфере и масс-медиа с нарастающей частотой стали прокатываться оруэлловские пятиминутки ненависти к российской сборной, эти миры пересеклись.

Завышенные ожидания, нагнетаемая истерия, тональность фронтовых сводок, проклятия на головы и ненашенских, и своих... Осталось ввести статью УК о наказании немедалистов как дезертиров с огневой.

Боюсь, мы забыли о том, что игра есть игра, в ней не может не быть проигравших. Мы разучились различать жанры: где сталинский приказ номер 227 ("ни шагу назад"), а где спорт, в котором как раз не надо стоять насмерть.

Но на что тогда Патриарх благословил нашу сборную? Как относиться к большому спорту и к заботе о здоровье? Чего ожидать от олимпийцев, налагающих на себя, как, например, Евгений Плющенко, крестное знамение, прежде чем вступить в борьбу? Наконец, чем нельзя расплачиваться ни за какие медали, ни за какое здоровье, да даже и за саму жизнь?

Бэкграунд олимпийского ажиотажа прост: культ здоровья, охвативший к началу III тысячелетия по Рождестве Христовом мир. Но здоровье - как виннипухов мёд: если оно есть, то его сразу нет. Начиная с роддома: прививки, а затем зубки, а затем глазки, а потом уже что-то более серьезное. И так до старости. На каждую хворобу - своя лечёба, каждый шаг по жизни - с профилактикой возможных осложнений.

И всё это на фоне навязчивой и вездесущей рекламы: наслаждайся, бери от жизни всё, почувствуй себя богом, останови мгновение...

В итоге разлад между прописанными недомоганиями и пожизненными удовольствиями выплескивается в каждодневную заботу о здоровье. Ради здоровья не постятся, не создают семьи, не рожают детей, не..., не..., не... И, напротив, ради того же здоровья посещают фитнес-центры, устанавливают тренажеры, устраивают корпоративные матчи и выезды на природу. Не всякий аскет ограничивает себя так, как современные модницы и модники.

Реагировать на культ здоровья можно по-разному.

Некоторые призывают вообще отказаться от всякого искусственного вмешательства - от родов в роддоме, от прививок, от диспансеризации, от очков и даже от квасного хлеба. Надо, дескать, ориентироваться на природу и не посягать на Божий замысел.

Другие выбирают себе одну какую-то систему оздоравливания. И, став адептами своей методы, активно пользуют окружающих, ставят диагнозы, делают прогнозы, всегда готовы объяснить всем все их проблемы - одним словом, вовлекают в истинное учение и наставляют на путь.

Третьи сдаются, плывут по течению, заплывают жирком, наживают болячки и к сорока годам становятся ходячими энциклопедиями на тему "как я довел себя до..."

Во всех этих случаях стружка завивается вокруг пустоты.

В истории человечества проблема здоровья обозначилась несколько тысячелетий назад. Забота о поддержании тонуса, гимнастика и профилактика не были свойственны аграрным культурам, но стали присущи цивилизациям городского типа; упоминания о специальных упражнениях встречаются в медицинских трактатах египетского, вавилонского, древнегреческого и древнеримского происхождения.

Физкультура - это плата за комфорт, за переселение в города. Постоянные тренировки входили в круг обязанностей воинского сословия. И никакая цена не казалась слишком высокой, если речь шла о победах империи. Собственно, Дельфийские и Олимпийские игры были первой попыткой греков перевести боевые состязания в мирное русло. А гладиаторские бои, напротив, культивировали бесстрашие, решимость и жестокость - те качества, без коих римляне не мыслили свою армию, разменивая на них жизни рабов.

Тем не менее забота о здоровье не порицается ни в Ветхом Завете, ни в Новом, однако меняется интонация и тональность разговора о нем.

Во-первых, четко очерчиваются границы допустимого. Здоровье, равно как и воинская доблесть, - это благо, но оно не стоит того, чтобы переступать заповеди. Гладиаторские бои попали под запрет в 404 году после того, как в Риме на арену выбежал греческий монах Телемак и стал разнимать сражающихся. Толпа растерзала монаха, но император Гонорий окончательно упразднил гладиаторские игры. За очеловечивание античной культуры христиане отдавали свои жизни, и не стоит об этом забывать.

Во-вторых, в библейской традиции наличие либо отсутствие здоровья возводится, с одной стороны, к внутреннему состоянию человека, а с другой - к воле Божией об этом человеке. Причем вовсе не обязательно болезнь есть наказание за грех. Страдание может иметь свою цель, и даже более высокую, чем участь страдальца. Бог попускает сатане поразить тело Иова проказой для того, чтобы отучить ветхозаветный Израиль от привычки объяснять скорби кого-либо его же грехами, и, кроме того, приоткрыть тайну и меру Своей любви, которая будет явлена на Голгофе. Страдания, которые обрушились на Иова, перевернули его душу. Утратив детей, имущество и здоровье, этот ветхозаветный страстотерпец вдруг как-то иначе начал постигать Самого Бога: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя", - говорит потрясенный Иов Творцу (Иов 42:5). В Новом Завете ответом на вопрошания Иова был Крест, на котором в муках умирал безгрешный и неповинный Господь.

Однако бывает, что телесные болезни действительно обусловлены нездоровьем души. Вот почему Христос возвращает расслабленному здоровье со словами: "Прощаются тебе грехи твои" (Мф 9:2, Лк 5:20). А когда Христос встретил в храме человека, которого исцелил от болезни, мучившей его 38 лет, а тот в ответ пошел и предал Его иудеям, то сказал ему: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин 5:14).

В-третьих, раннехристианские апологеты обращаются к язычникам, сопоставляя реалии христианской веры с теми явлениями, что были у тех на слуху, в том числе, и со спортивным азартом. Так апостол Павел призывает всех христиан последовать примеру античных атлетов: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор 9:24-27).

Вопрос в том, можно ли сочетать стяжание венца тленного и венца нетленного? Совместимы ли спорт, забота о здоровье и те усилия, которые требуются для вхождения в Царствие Небесное? Или же это взаимоисключающие векторы человеческой жизни?

В моей жизни был случай, когда эти векторы совпали. В 2005 году в большом лагере Братства православных следопытов в Крыму на правах гостей участвовал каратистский клуб. Было их вместе с тренером человек двадцать со своей программой, тренировками и беседами о православии. Возраст - от восьми до четырнадцати - именно столько было самому старшему, Тимуру, который к тому же был мусульманином. И все бы ничего, но уж больно они задавались перед моими следопытами: умеют, дескать, пятками по груше... А мы вроде как какие-то ханурики православные. И тогда я как начальник лагеря стал по ночам, уложив детей, навещать спортплощадку. А через три дня поутру, как бы случайно, иду мимо - те подтягиваются, кто четыре раза, кто семь, и спрашиваю: "Можно попробовать?" - "Ну давайте, батюшка", и уступили мне турник. После десяти считали уже хором. На восемнадцати я сломался, спрыгнул и спрашиваю Тимура: "Ну, а ты сколько?" Тот - "Одиннадцать". "Нет, - говорю, - это что-то маловато, давай-ка пятнадцать, тогда буду тебя как спортсмена уважать!" После этого наши каратисты стали шелковыми. Первыми здоровались, перестали задирать носы, начали православных уважать, а перед самым отъездом Тимур мне отрапортовал, что теперь может уже все четырнадцать. Так что, перефразируя апостола Павла, для каратистов мне пришлось вскарабкаться на турник, чтобы приобрести и их (ср. 1 Кор 9:19-23).

Примеры выдающихся врачей, среди которых достаточно назвать имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получившего сталинскую премию за труды в области гнойной хирургии, и великих спортсменов (укажу здесь лишь Владислава Третьяка, Андрея Аршавина и многих наших олимпийских чемпионов-христиан) убеждают в том, что и медицина, и спорт могут стать путем свидетельства о Боге воскресения, будь это жертвенное служение пациентам или корректное поведение на спортивной арене, не говоря уже о повседневной заботе о собственном здоровье.

С другой стороны, не постигая смысла своей жизни, многие россияне не усматривают его и в том, чтобы беречь себя: а зачем, если жизнь пуста? Напротив, понимание того, что здоровье не собственность, а средство, становится поводом заботиться о нем и быть в форме. А как иначе ты сможешь делать дело своей жизни и отдавать себя тем, кто нуждается в тебе?

Надо ли вводить в школах специальный предмет (валеологию)? Мне кажется, нет. Вполне достаточно было бы откорректировать существующие курсы "ОБЖ" и физкультуры. Гораздо важнее раскрыть те смыслы, ради которых стоит жить и стоит умирать. Если наши дети поймут, зачем им быть сильными и смелыми, зачем им вообще жить на этой земле, все остальное они уже сделают сами - запишутся в клубы и секции, пойдут в походы, найдут, чем занять свои руки и головы. Но эта смысловая профилактика здоровья - задача уже не науки о здоровье, а науки о культуре мысли и веры.

Здоровье очень важно для человека, но не важнее души. Поэтому, если приходится выбирать между первым и вторым, не стоит забывать о том, что душа вечна, а тело воскреснет в том мире, в котором нет ни печали, ни воздыхания, но бесконечная жизнь. В наши дни перед подобным выбором нас могут поставить медицинские услуги: препараты, приготовленные из эмбрионов, различные экстрасенсорные и сексуальные практики, аборты - все это иной раз предлагается пациенту ради его здоровья. В такой ситуации отказ, быть может, сократит дни земной жизни человека, но станет его исповедническим подвигом ради Христа.

Если же вернуться к Ванкуверу, то первое, что надлежало бы сделать по возвращении домой, - это отслужить благодарственный молебен. На этих состязаниях обошлось без рухнувших трибун и массовых жертв. Немного было травм, особенно, тяжелых. И совершенно неважно, под каким флагом выступали спортсмены. Когда Патриарх благословлял нашу сборную, он не призывал Божий гнев на иные команды. В православной молитве никому нельзя просить зла. Напротив, если уж молиться о спортсменах в большом спорте, то обо всех, и прежде всего о том, чтобы все они вернулись живыми и здоровыми.

И все же один спортсмен погиб. На Олимпиаде в Ванкувере разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили. Но это повод не для злорадства, а для молитвы об упокоении его души.

И еще один нюанс: с моей точки зрения, количество чиновников, выезжающих за бюджетный счет за опытом на подобные состязания, обратно пропорционально не только количеству медалей, полученных на них, но и количеству катков, футбольных полей, кортов, спортивных школ и площадок в нашем Отечестве. Так не является ли вся эта спортивно-патриотическая шумиха вокруг спортсменов, "не оправдавших надежды", весьма неуклюжей попыткой перевести стрелки с больных голов на здоровые? И отсюда финальный вопрос: а стоит ли играть в эти игры?

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 20 октября6 фото

Фотохроника 20 октября

Фотохроника 19 октября5 фото

Фотохроника 19 октября

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Палаточный городок в центре Киева5 фото

Палаточный городок в центре Киева

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Фотохроника 17 октября9 фото

Фотохроника 17 октября

Перформансы Павленского7 фото

Перформансы Павленского

Фотохроника 13 октября7 фото

Фотохроника 13 октября

Установка автодорожной арки Крымского моста6 фото

Установка автодорожной арки Крымского моста

Фотохроника 12 октября7 фото

Фотохроника 12 октября

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

Празднование Курбан-байрама в Москве7 фото

Празднование Курбан-байрама в Москве

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Военно-технический форум "Армия-2017"12 фото

Военно-технический форум "Армия-2017"

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции