Интервью

"Газпром нефть" - еще 12 млрд рублей на развитие

Глава НК "Газпром нефть" Александр Дюков рассказал в интервью "Интерфаксу" об инвестиционных планах компании и своем видении проблем с топливом в России

"Газпром нефть" - еще 12 млрд рублей на развитие

Москва. 9 июня. INTERFAX.RU – "Газпром нефть", в 2010 году проявившая себя активным покупателем активов на нефтяном рынке, в 2011 году намерена сохранить эту тенденцию, хоть и в меньшей степени.

Об инвестициях компании в приобретения, проблемах с топливом в России и личных планах в связи с переездом "Газпром нефти" в Санкт-Петербург в преддверии годового собрания акционеров Агентству нефтяной информации рассказал глава НК Александр Дюков.

- Как Вы оцениваете текущую работу компании? Возможны ли изменения производственных и инвестиционных планов "Газпром нефти" в этом году в связи с выросшими ценами на нефть?

- В целом я бы дал положительную оценку текущим результатам, негативных моментов в работе компании я не вижу. Все производственные планы, которые были утверждены советом директоров, выполняются.

Более того, промежуточные производственно-финансовые результаты говорят о возможном перевыполнении плановых показателей. И не только за счет рыночной конъюнктуры, но и благодаря той работе, которая была проделана менеджментом для повышения эффективности деятельности и снижения издержек.

Безусловно, существующая ценовая рыночная конъюнктура привела к росту чистого денежного потока не только у нас, но и других компаний. Финансовые показатели "Газпром нефти" лучше прогнозных и выше плановых. Соответственно, мы получили в свое распоряжение средства, которые собираемся инвестировать.

Я думаю, что уже в этом году мы сможем направить дополнительные 12 млрд рублей на финансирование новых проектов. Мы планируем увеличивать объемы бурения на существующих месторождениях, а также рассматриваем возможность приобретения ряда новых активов.

- Приобретения в России или за рубежом, и – в каких секторах?

- Это покупка добычных активов, а также и сетей АЗС в регионах, соседствующих с нашими НПЗ. Конкретных активов по коммерческим причинам, конечно же, назвать не могу.

- А как реализуются планы компании по возможной покупке НПЗ в Европе? Сообщалось о возможном интересе "Газпром нефти" к немецкому НПЗ в Шведте, польскому Lotos, Мажейкяйскому НПЗ в Литве, Павлодарскому НПЗ в Казахстане? Кстати, а покупок в европейской рознице не ожидается?

- Что касается Балкан, то такие покупки возможны, что же касается других регионов в Европе, то до покупки новых перерабатывающих активов речь о покупке сетей АЗС вести рано.

Как я уже говорил однажды, планы по приобретению НПЗ в Европе являются для нас не стратегическими, а скорее оппортунистическими, то есть необязательными. Сделка будет осуществлена только в том случае, если мы увидим интересный объект для приобретения - эффективность НПЗ должна быть выше среднего по отрасли в Европе, а продавец согласится на цену, которая нас устроит.

Что касается перечисленных заводов, то НПЗ в Шведте является одним из наиболее эффективных заводов в Европе с высокой маржой переработки, а потому интересен для нас и может быть рассмотрен в рамках обмена активами с Eni.

Польский Lotos также был нам интересен, но предварительную заявку на участие в его приватизации мы решили не подавать. Мажейкяйский НПЗ для "Газпром нефти" не представляет интереса, Павлодарский НПЗ изучали, но сейчас не рассматриваем его.

- Расскажите о планах присутствия в Восточной Европе, которые компания планирует реализовать на базе сербской NIS?

- Действительно, у нас одобрена программа расширения присутствия компании на Балканах, она включает планы по вхождению в ряд разведочных проектов в соседних странах, таких как Босния и Герцеговина, Черногория, Румыния, Венгрия, а также возможность расширения розничной сети компании.

Добыча в этом регионе к 2020 году должна увеличиться с сегодняшних более 1 млн тонн до 4-5 млн тонн нефти. После завершения модернизации заводов NIS увеличатся объемы переработки, поэтому наша задача – обеспечить реализацию этих объемов в Балканском регионе через развитие сбытовой сети NIS.

Это наша общая стратегия на Балканах, которая уже получает развитие в конкретных проектах – таких, как совместная работа NIS и канадской EWP по разведке четырех блоков в Румынии, а также деятельность СП NIS и "Зарубежнефти" в Боснии и Герцеговине.

- Почему нет продвижения в переговорах о вхождении в проект Анаран в Иране, "Газпром нефть" потеряла к нему интерес?

- Ближний Восток – это безусловно интересный регион, однако мы пока не смогли договориться об экономических условиях и найти партнеров на этот проект.

- А как развивается проект по добыче на месторождении Бадра в Ираке?

- Месторождение мы разрабатываем вместе с консорциумом иностранных компаний, мы в графике. Бурение на Бадре начнем уже в этом году, добычу – в 2013.

- Недавно "Газпром нефть" и представители Экваториальной Гвинеи подписали соглашение о совместной деятельности. У российской компании есть планы по расширению присутствия в Гвинее?

- Год назад "Газпром нефть" и GEPetrol подписали соглашения о разделе продукции по работе на шельфе. В рамках недавней встречи с представителями Экваториальной Гвинеи, которая состоялась в Кремле, мы конкретизировали порядок взаимодействия сторон при реализации соглашения о разделе продукции на двух объектах - блоке T в бассейне дельты реки Нигер и блоке U - в бассейне Рио-Муни.

В процессе переговоров с представителями Экваториальной Гвинеи, мы получили доступ к геологической информации по ряду других блоков. Безусловно, среди них есть достаточно интересные, и мы их изучаем. Но, в любом случае, свой интерес мы обозначим только после того, как примем решение о вхождении в активную фазу по блокам Т и U, то есть не раньше 2013-2014 годов.

- Почему затягивается процесс передачи первых двух нефтяных месторождений "Газпрома" в "Газпром нефть"? О передаче остальных месторождений речи пока не идет?

- Процесс передачи требует решения огромного количества вопросов – корпоративно-юридических, инфраструктурных, коммерческих, и, конечно, для решения этих вопросов требуется время. Однако мы далеко продвинулись и рассчитываем, что передача первых двух месторождений завершится до конца года.

Кроме того, хочу отметить, что уже с конца прошлого года мы являемся операторами восточного участка Оренбургского НГКМ. В настоящее время идет оценка этого актива независимыми оценщиками, в июне мы получит отчет. После этого параметры сделки будут вынесены на рассмотрение совета директоров "Газпрома". Планируем, что в сентябре-октябре передача данного месторождения завершится.

Что касается Новопорта, дела обстоят следующим образом. Сейчас идет процесс создания компании "Газпромнефть Новый порт", и начинается соответствующее переоформление лицензии на эту компанию, после чего оценщики приступят к работе. Тем не менее, решение корпоративно-имущественных задач не мешает нам продолжать заниматься подготовкой месторождения к вводу в промышленную эксплуатацию. И кстати, в этом году мы уже начали его опытно-промышленную эксплуатацию.

В следующем году займемся процессом оформления передачи остальных месторождений.

- На собрании акционеров 2010 года Вы обещали, что члены правления "Газпром нефти" за год купят акции НК. Вы лично покупали акции компании?

- Да, около полугода назад купил почти 124 тыс. акций.

- "Газпром нефть" планирует к концу года переехать из Москвы в Санкт-Петербург. Во сколько "Газпром нефти" может обойтись переезд?

- "Газпром нефть" получит льготы от Санкт-Петербурга, и мы полностью компенсируем затраты на переезд.

- Не боитесь из-за переезда растерять команду?

- Вполне возможно, что в связи с переездом компанию может покинуть часть специалистов. Пока еще нет окончательного подтверждения от всех сотрудников - переезжают они или остаются. В процессе принятия решений находится также основная часть высшего состава менеджмента. Переезд – вопрос непростой, в него вовлечены жены, дети, родители, друзья.

- А Вы-то сами переезжать согласны?

- А может быть по-другому?

- Вы рассказали о планах по покупке новых сетей АЗС. Из-за топливного кризиса, разразившегося в России в апреле, у ВИНКов появилась возможность расширить свою розничную сеть?

- Я бы не сказал, что эта ситуация дала нам какие-то дополнительные возможности. Мы делали приобретения в рознице и два года назад, и год назад - когда маржа в рознице была очень высокой и в отдельные месяцы достигала 40%. Поэтому я бы не стал говорить, что мы сейчас пытаемся воспользоваться ситуацией. Переговоры по тем сетям, которые, возможно, мы вскоре приобретем, были начаты до событий, которые вы назвали "топливным кризисом".

- А разве это был не кризис с поставками топлива на внутренний рынок России?

- Мне кажется, кризис - чересчур сильное слово для описания текущей ситуации. Я помню кризис начала 90-х годов, когда автолюбители по всей стране вынуждены были стоять в долгих очередях часами для того, чтобы заправить автомобиль.

То, что произошло весной 2011 года, я бы назвал некоторыми проблемами с обеспечением топливом ряда сетей АЗС в нескольких регионах.

- В чем Вы видите первопричины этих проблем?

- Главная причина в том, что экономика России продолжает расти, и этот рост сопровождается ростом спроса на моторные топлива. К сожалению, рост спроса в этом году не был поддержан ростом предложения. Более того, в результате действия ряда факторов объем поставок высокооктановых бензинов на внутренний рынок в первой половине 2011 года не только не вырос, но даже несколько сократился.

Какие это факторы? Во-первых, с 1 января 2011 года вступил в силу запрет реализации на внутреннем рынке высокооктановых бензинов класса 2. Что касается "Газпром нефти", нам удалось перевести все свои заводы на производство дизельного топлива и бензина класса 3 и класса 4, где-то даже выпускаем и класс 5.

Однако не все переработчики смогли перейти на производство моторных топлив класса 3 и выше. НПЗ, которые не успели это сделать, были вынуждены все нефтепродукты несоответствующего класса экспортирововать.

Во-вторых, в начале года бурно росли цены на мировом рынке. В итоге внутренние цены на моторное топливо в России оказались ниже экспортных нетбэков, и экспорт нефтепродуктов стал более выгодным. Низкие внутренние цены также способствовали вымыванию топлива из приграничных районов России, наши соседи массово вывозили дешевые российские нефтепродукты.

Вдобавок ко всему, в первом и втором квартале сложилась ситуация диспаритета цен на топливо в различных регионах. В частности, низкие цены в сибирском регионе не способствовали поставкам туда нефтепродуктов, скажем, с башкирской группы заводов, поскольку при продажах отпускные цены формировались исходя из биржевых котировок, которые в тот момент были и до сих пор остаются высокими, что абсолютно естественно в условиях дефицита.

- Почему "Газпром нефть" во время проблем с топливом продавала бензин по ценам ниже биржевых? Получается, себе в ущерб торговали.

- Мы действительно не ориентировались на биржевые котировки. "Газпром нефть" продавала топливо по ценам значительно ниже - 25-26 тыс. рублей за тонну. Почему? Потому что биржевая цена была субъективной и вызвана ситуацией дефицита. В таких условиях пытаться заработать, нажиться на трудностях, с которыми сталкиваются потребители, мы считаем некорректным. Цена, по которой мы продавали и продаем, примерно соответствует экспортному нетбэку.

Вообще я считаю неверным продолжение торгов в условиях ажиотажного спроса. Правильная практика, которой придерживаются многие биржи - приостановка торгов до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Биржа не может функционировать эффективно в условиях дефицита предложения.

- А как "Газпром нефть" решала проблему дополнительных объемов? Считаете ли Вы оправданной мерой повышение пошлин, которое фактически сделало экспорт бензина невозможным?

- Что касается "Газпром нефти", то в ситуации нехватки нефтепродуктов на рынке мы делали все возможное для ее исправления. Мы увеличили поставки топлива на внутренний рынок в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом. Все это время наши заводы работали со 100-процентной загрузкой. При этом в некоторые регионы поставки были увеличены в разы, например, на Алтай. Мы также начали поставлять в регионы, где раньше вообще не присутствовали, в частности, в Тыву.

Повышение пошлин – мера оправданная, считаю, что министерство энергетики сработало оперативно. Также Минэнерго успешно координировало распределение нефтепродуктов между регионами в ежедневном режиме. И, в принципе, сейчас мы видим, что каких-то серьезных проблем в регионах нет.

- Что нужно сделать, чтобы избежать повторения подобной ситуации?

- Сначала надо окончательно стабилизировать ситуацию. Для этого необходимо на время приостановить действие технического регламента в отношении запрета на оборот внутри Российской Федерации моторных топлив класса 2. Это позволит насытить рынок и снизить цены на бирже до 25-26 тыс. рублей за тонну, сейчас они уже превысили отметку 30-31 тыс. рублей. Эта мера целесообразна и с учетом планируемого перехода стран таможенного союза на единый техрегламент, к чему пока не готовы НПЗ Казахстана.

Меры же по предотвращению повторения подобных ситуаций очевидны. Во-первых, нужно повысить качество прогнозирования спроса на моторное топливо. Мы должны понимать, как будет меняться спрос в тех отраслях, которые являются потребителями нефтепродуктов. И это совместная задача для компаний и профильных министерств.

Во-вторых, нефтяным компаниям необходимо продолжить модернизацию своих перерабатывающих производств.

В-третьих, до момента завершения модернизации нашей нефтепереработки она будет продолжать испытывать проблемы возникновения дефицита в моменты сезонного колебания спроса. И в связи с этим я считаю важной работу по созданию резервов, благодаря чему можно будет удовлетворять повышенный спрос в сезонные пики: в летний период - на бензин, зимой – на зимнее дизтопливо.

Если говорить о создании резервов авиакеросина, то логично было бы поручить топливозаправочным комплексам иметь обязательный резерв. Что касается дизтоплива и бензина, вероятно, с этой задачей могли бы справиться "Росрезерв" и "Транснефтепродукт". Какую-то часть по созданию резервов нефтяные компании и потребители моторных топлив могут взять на себя.

- А как Вы относитесь к предложению Минэнерго о создании независимого переработчика, который по давальческим схемам перерабатывал бы нефть малых и средних нефтяных компаний?

- Передача уже существующего завода не решит проблему дефицита. Строительство нового завода может помочь – но это неправильный шаг. В России в принципе достаточно перерабатывающих мощностей. Мы уже перерабатываем нефти в два раза больше, чем нужно, у нас половина нефтепродуктов отгружается на экспорт.

- На чем в первую очередь должны сконцентрироваться нефтяники – на повышении качества или глубины переработки?

- Важно и одно, и другое. Но с учетом ограниченного инвестиционного ресурса приоритетная задача сейчас - это приведение качества топлива в соответствие с требованиями технического регламента. В нашем случае в ближайшие 3-4 года основной инвестиционный ресурс будет уходить на реализацию проектов повышения качества. После того, как к 2015 году они будут закончены, нефтяные компании смогут приступить к проектам повышения глубины переработки.

В который раз повторюсь, что в Европе переход от Евро-2 к Евро-5 занял 15 лет. А российские компании должны это сделать в течение 7 лет.

- Хотелось бы услышать Ваше экспертное мнение - каким образом последние законодательные и налоговые инициативы в сфере ТЭК могут отразиться на нефтяной отрасли?

- Мы надеемся, что система "60-66" – один из промежуточных, но очень важных шагов в налоговой реформе отрасли – может быть введена уже в этом году. Практически все понимают ее необходимость: Минэнерго, Минфин. При этом некоторое ухудшение финансовых результатов ряда компаний будет краткосрочным. В долгосрочной перспективе и стратегически выиграют все – отрасль, компании и государство.

Налог на дополнительный доход (НДД) поможет сделать налогообложение добычи более гибким. Всем известно, что нагрузка на добычу в России самая высокая в мире. Это делает коммерчески неэффективными для освоения порядка 20-30% запасов даже на существующих разрабатываемых месторождениях в традиционных регионах добычи с развитой инфраструктурой.

В целом, мне кажется, такие инициативы, как предлагаемая система "60-66", НДД в совокупности однозначно повысят эффективность отрасли, причем значительно. Снижение налоговой нагрузки в добыче поможет вовлечь в разработку дополнительные запасы, а выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты одновременно заставит нефтяные компании повышать глубину переработки. Как говорится, одним выстрелом - двух зайцев.

Если говорить о законе "О нефти", он, безусловно, нужен. Однако он, наверное, не будет являться революционным, такая задача и не ставилась. Этот закон просто позволит систематизировать существующие нормативные акты, которые регулируют работу нефтяной сферы.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Глава Союза независимых сетей: Все, что делает государство, сказывается на наших финрезультатах<span class="green">Глава Союза независимых сетей:</span>  Все, что делает государство, сказывается на наших финрезультатах
По словам Олега Пономарева, есть риск того, что небольшие региональные игроки будут окончательно вытеснены с рынкаПодробнее
Фонд перспективных исследований: компактный летающий робот будет готов в ближайшие годы<span class="green">Фонд перспективных исследований:</span>  компактный летающий робот будет готов в ближайшие годы
Александр Кондратьев рассказал о том, как продвигается создание перспективного аэробота Подробнее
Алексей Изотов: надеемся, что недружественные шаги США не скажутся на аренде Спасо-Хауса<span class="green">Алексей Изотов:</span>  надеемся, что недружественные шаги США не скажутся на аренде Спасо-Хауса
Начальник ГлавУпДК при МИД РФ объяснил, почему сейчас иностранных лидеров не приглашают на русскую охотуПодробнее
Франсуа Озон: я вернулся к жанру психоэротического триллера<span class="green">Франсуа Озон:</span>  я вернулся к жанру психоэротического триллера
Перед премьерой триллера "Двуличный любовник" режиссер рассказал о своих любимых темах в кинематографеПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 23 октября5 фото

Фотохроника 23 октября

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 20 октября6 фото

Фотохроника 20 октября

Фотохроника 19 октября5 фото

Фотохроника 19 октября

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Палаточный городок в центре Киева5 фото

Палаточный городок в центре Киева

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Фотохроника 17 октября9 фото

Фотохроника 17 октября

Перформансы Павленского7 фото

Перформансы Павленского

Фотохроника 13 октября7 фото

Фотохроника 13 октября

Установка автодорожной арки Крымского моста6 фото

Установка автодорожной арки Крымского моста

Фотохроника 12 октября7 фото

Фотохроника 12 октября

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

Празднование Курбан-байрама в Москве7 фото

Празднование Курбан-байрама в Москве

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Военно-технический форум "Армия-2017"12 фото

Военно-технический форум "Армия-2017"

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции