Интервью

Пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев: "Удержать титул победителя "Дакара" будет сложнее, чем завоевать"

Действующий победитель знаменитого ралли-рейда в классе грузовиков о стартующем 5 января "Дакаре-2014"

Пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев: "Удержать титул победителя "Дакара" будет сложнее, чем завоевать"
Фото: РИА Новости, Руслан Кривобок

Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Пятого января в аргентинском городе Росарио стартует "Дакар-2014". Действующий победитель знаменитого ралли-рейда в классе грузовиков пилот команды "КАМАЗ-Мастер" Эдуард Николаев поделился с корреспондентом "Интерфакса" Владимиром Нардиным своими ожиданиями от предстоящей гонки. Кроме того, он охарактеризовал отличительные особенности "КАМАЗ-Мастера".

- Эдуард, относитесь ли вы к той категории спортсменов, которых статус действующего чемпиона не окрыляет, а сковывает?

- Сейчас больше мандража, чем тогда, когда я просто стремился к победе. Тут действительно понимаешь, что завоевать титул победителя легче, чем потом удержать его. А ведь придется не просто ехать, здесь нужно реально соперничать, причем с теми, кто многие годы бился (в основном безуспешно. - ИФ) с тогда еще действующими пилотами команды Владимиром Чагиным, Фирдаусом Кабировым, Ильгизаром Мардеевым. И, хотя я являюсь действующим победителем "Дакара", нисколько не допускаю того, что соперники слабее. После того как в прошлом году они упустили свои возможности, они стали злее, и грызться будут еще сильнее.

- Сообщалось, что предстоящий "Дакар" будет более сложный, чем предыдущие гонки. Насколько к этому готовы?

- Понимаете, "Дакар" в этом году на две тысячи километров длиннее, что тоже важно: мы стали больше готовиться физически. Просто так выдержать этот двухнедельный ритм обычному человеку непросто. Естественно, переживаешь.

- Руководитель вашей команды Владимир Чагин - многократный победитель "Дакара". Наверняка он делится опытом, как избежать мандража?

- К нему всегда можно обратиться за советом, если есть какие-то проблемы. Да он и сам всех нас знает насквозь - меня уж точно. Видит, когда у меня нет настроения, когда я скованный, сжатый, как пружина. В общем, замечает нюансы и во всем помогает.

Для меня Чагин - спортсмен, с которого надо брать пример. Мы у него учимся не только пилотированию, но и поведению. Например, общению со штурманом. Если ты не найдешь с ним общего языка, ты не победишь: ты можешь проехать не там, где надо, что обернется потерей времени.

С Чагиным я проехал не один "Дакар", и в каких только ситуациях мы ни оказывались, он всегда сохранял спокойствие. Кроме того, я очень люблю наблюдать за Себастьяном Лебом (французский раллийный автогонщик - ИФ), который девять раз подряд стал чемпионом в своем классе. На него смотришь и видишь, насколько же он спокойный. Все дергаются, делают фальстарты, а он стартует вовремя. Это даже интересно, когда есть с кого брать пример.

- Быть может, наблюдая за Чагиным во время ралли, вели какие-то дневники?

- Да нет, зачем? Достаточно просто наблюдений за этот двухнедельный цикл, когда идет ралли: все и так сохраняется в памяти. Ты проезжаешь в день, бывает, и по 10 часов, после чего чуть-чуть отдохнул, полез под машину, подготовил ее к следующему этапу. И на следующий день - то же самое. Тут уже не до дневников.

- Как у вас складываются профессиональные взаимоотношения с партнерами по команде?

- У нас есть внутреннее взаимодействие, каждый из пяти пилотов друг у друга учится. Мне, например, есть чему научиться у Антона Шибалова и Димы Сотникова (в этом году они являются дебютантами "Дакара" - ИФ), несмотря на то, что у меня больше количества часов езды на "КАМАЗе", чем у них. В чем-то, естественно, и они учатся у нас, более опытных - у каждого ведь есть свои изюминки.

Бывает, что на тренировках мы садимся друг к другу в кабину и смотрим, кто как едет. Один, например, на определенном участке может ехать слабее, зато на другом участке ты видишь, что он реально может ехать лучше тебя. И ты это применяешь. Мы помогаем друг другу. Отсюда и получается сильный дух команды.

- Все это, конечно, очень хорошо. Однако жизнь показывает, что даже в успешных спортивных командах порою случаются конфликты.

- Нет, у нас это непозволительно. Если, не дай Бог, кто-то в обход командной стратегии зарубился с партнером по "КАМАЗ-Мастеру" за лидерство, это может грозить ему чуть ли не исключением из команды. И это все понимают. Когда ты становишься пилотом, с тобой, конечно же, ведется беседа, не дают заболеть звездной болезнью. Естественно, все мы - спортсмены, все хотят выиграть, это нормальное явление. Иначе, что ты за спортсмен, если ты готов выполнять только роль ведомого?

Да, должно быть соперничество. Но мы уважаем друг друга, и должна быть именно красивая борьба, без конфликтов. Да, Чагину больше везло. Но у них с тем же Кабировым никогда не было такого, как, например, в команде "Фольксваген", пилоты которой демонстрировали, как они во время гонки "бьют" друг друга.

- В чем заключается упомянутая вами стратегия команды "КАМАЗ-Мастер"?

- Семен Семенович Якубов (основатель команды - ИФ) зародил такую тактику, чтобы побеждала команда, коллектив, не кто-то в одном лице. У нас только командная стратегия. И кто после старта вырвался в лидеры, на того и будет работать команда. Возможность победить предоставляется каждому: пожалуйста, вот старт гонки - езжай, как ты можешь. В нашей команде не заведено, что кто-то изначально назначается пилотом номер один, и на него все должны работать.

- Чем еще "КАМАЗ-Мастер отличается от других команд?

- Мы гордимся тем, что - и это тоже ввел Семен Семенович - каждый из нас досконально знает технику, на которой едет. В сборке техники участвуют все трое - механик, пилот и штурман, что помогает экипажу в целом. Когда ты едешь на грузовике, и знаешь, что что-то произошло, ты уже включаешь свой мозг, анализируешь, можешь ли ты доехать на этом, что ты можешь придумать на ходу, чтобы можно было не останавливаться. Это здорово!

Мы, пилоты, только во время гонки пилоты. В повседневной жизни мы - те же рабочие, что и механики, слесари, маляры и сварщики. Вот этими руками лично собираю и разбираю технику. Во многих же командах за рулем сидят люди, вообще не знающие своей техники, на которой они едут. И если что с машиной произойдет, они просто ходят вокруг нее, пока к ним не приедет техничка.

В составе "КАМАЗ-Мастер" участие в ралли "Дакар-2014 примут экипажи Эдуарда Николаева (штурман - Евгений Яковлев, механик - Владимир Рыбаков), Айрата Мардеева (Айдар Беляев, Айрат Исрафилов), Андрея Каргинова (Андрей Мокеев, Игорь Девяткин), Антона Шибалова (Роберт Аматыч, Алмаз Хисамиев) и Дмитрия Сотникова (Вячеслав Мизюкаев, Андрей Аферин).

"КАМАЗ-Мастер" является многократным победителем ралли-рейда "Дакар" в классе грузовиков. В январе 2013 года на 34-м марафонском ралли-рейде "Дакар" экипажи команды "КАМАЗ-Мастер" заняли три первых места в зачете грузовиков. Победу праздновал экипаж Эдуарда Николаева, второе место досталось экипажу Айрата Мардеева, третье - экипажу Андрея Каргинова.

Руководителем команды является Владимир Чагин, в прошлом - ее пилот, в качестве которого он выиграл "Дакар" семь раз. Завершил карьеру пилота в 2011 году.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Сергей Рябков: деградации в отношения РФ и США нет, но и позитивных результатов пока недостаточно<span class="green">Сергей Рябков:</span>  деградации в отношения РФ и США нет, но и позитивных результатов пока недостаточно
Заместитель министра иностранных дел рассказал, как сто дней с начала президентства Трампа отразились на двустороних отношенияхПодробнее
Глава "Мечела": переговоры по реструктуризации оставшегося долга идут сложно<span class="green">Глава "Мечела":</span>  переговоры по реструктуризации оставшегося долга идут сложно
Олег Коржов рассказал, как компания планирует прожить год и чего ждет от рынка, а также о сложностях переговоров с иностранными кредиторамиПодробнее
Аркадий Дворкович: есть шаткое равновесие на рынке и ощущение, что резкими движениями его лучше не нарушать<span class="green">Аркадий Дворкович:</span>  есть шаткое равновесие на рынке и ощущение, что резкими движениями его лучше не нарушать
Вице-премьер рассказал о том, как идет анализ исполнения соглашения ОПЕК и не-ОПЕК и об индексации тарифов естественных монополий Подробнее
Игнасио Ибаньес: я жду победы Испании над Россией в финале Чемпионата мира по футболу<span class="green">Игнасио Ибаньес:</span>  я жду победы Испании над Россией в финале Чемпионата мира по футболу
Новый посол Испании в России рассказал о своих ожиданиях в связи с подготовкой к ЧМПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 27 апреля6 фото

Фотохроника 27 апреля

Школьники протестуют во Франции7 фото

Школьники протестуют во Франции

Фотохроника 26 апреля9 фото

Фотохроника 26 апреля

Протесты индейцев в Бразилии6 фото

Протесты индейцев в Бразилии

Первый авианосец китайского производства5 фото

Первый авианосец китайского производства

Фотохроника 25 апреля6 фото

Фотохроника 25 апреля

Военно-историческая реконструкция "Штурм Берлина"7 фото

Военно-историческая реконструкция "Штурм Берлина"

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Фотохроника 18 апреля7 фото

Фотохроника 18 апреля

Задержание организатора теракта в Петербурге6 фото

Задержание организатора теракта в Петербурге

"Зимний горнолужник" в Красноярске6 фото

"Зимний горнолужник" в Красноярске

Празднование Пасхи в мире12 фото

Празднование Пасхи в мире

Фестиваль "Пасхальный дар" в Москве11 фото

Фестиваль "Пасхальный дар" в Москве

Парад трамваев в Москве10 фото

Парад трамваев в Москве

Прощание с Евгением Евтушенко8 фото

Прощание с Евгением Евтушенко

Столкновение поезда и электрички в Москве8 фото

Столкновение поезда и электрички в Москве

Умер поэт Евгений Евтушенко9 фото

Умер поэт Евгений Евтушенко

Научный фестиваль WOW! HOW?12 фото

Научный фестиваль WOW! HOW?

Карьера Евгения Плющенко9 фото

Карьера Евгения Плющенко

Товарищеский матч Россия - Бельгия9 фото

Товарищеский матч Россия - Бельгия

Акция оппозиции в Москве15 фото

Акция оппозиции в Москве

Прощание с хоккеистом Владимиром Петровым6 фото

Прощание с хоккеистом Владимиром Петровым

Прощание с Алексеем Петренко7 фото

Прощание с Алексеем Петренко

"Оскар-2017"11 фото

"Оскар-2017"

Выставка "Искусство Лего" в Москве12 фото

Выставка "Искусство Лего" в Москве

Федор Конюхов отправился в рекордный полет6 фото

Федор Конюхов отправился в рекордный полет

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте13 фото

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи