ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:41

"Скрытые гаишники"

Корреспондент "Интерфакса" приняла участие в первом "скрытом" рейде ДПС в Восточном округе столицы.

"Скрытые гаишники"
Фото: ТАСС, Сергей Фадеичев

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU - В пятницу 13-го на дорогах Москвы появились "машины-призраки": сотрудники ДПС пересели из привычных бело-синих автомобилей в машины без опознавательных знаков. Считается, что завидев на дороге экипаж ГИБДД, водитель опасается нарушать правила, а в другое время может создать опасную ситуацию на дороге. Теперь же "скрытый" патруль сможет вылавливать автохулиганов из потока машин и наказывать за нарушения. В идеале - водители перестанут нарушать ПДД, дабы не попасться такому "тайному инспектору". Корреспондент "Интерфакса" Екатерина Мальцева приняла участие в первом "скрытом" рейде в Восточном округе столицы.

В 8 утра меня уже ждали в здании отделения ГИБДД УВД по ВАО двое сотрудников ДПС: Альберт и Рашид были готовы заступать на 12-часовую смену патрулирования. Вопреки ожиданиям оба сотрудника были одеты в форму. Оказалось, что внутренний регламент не позволяет находиться в штатской одежде в служебном автомобиле в служебное время. Сам служебный автомобиль - это обычный "Форд Фокус" без нанесенных на него знаков отличия. Внутри машины установлена система "Глонасс" и рация для общения с коллегами, также имеется "мобильный инспектор" - планшет с базой данных по нарушениям правил дорожного движения, а вот видеорегистратора пока нет.

Сотрудники ГИБДД в автомобилях без опознавательных знаков начали патрулировать Москву с четверга. При выявлении водителей, грубо нарушающих правила дорожного движения, совершающих опасные маневры и создающих реальную угрозу для других участников дорожного движения, полицейские по рации передают информацию о них ближайшим постам и экипажам ДПС, которые предпринимают меры для остановки нарушителей и привлечения их к административной ответственности.

Для патрулирования первым "скрытым" экипажем был выбран специальный маршрут - от Сокольников, далее по Щелковскому шоссе до пересечения с МКАД и обратно. Предполагается, что будет разработано несколько маршрутов - главное, чтобы на них регулярно встречались посты ДПС. Там можно остановить нарушителя, ведь у "тайных" инспекторов таких прав нет: они только фиксируют нарушения, а протоколы составляют их коллеги, дежурящие на дороге. В дальнейшем маршруты патрулирования разработают с учетом наиболее аварийных участков, а также мест, на которые регулярно жалуются участники дорожного движения: например, на нерегулируемые переходы, где постоянно не пропускают пешеходов.

Находясь на маршруте, сотрудники "скрытого" патруля не только наблюдают за ситуацией на дороге, но и выборочно "пробивают" номера машин по базе нарушителей. Так, буквально в первые несколько минут был выявлен первый нарушитель - за грузовым автомобилем числился просроченный к оплате штраф. Информация о машине была передана посту ДПС, где ее и остановил инспектор.

- У него неоплаченный штраф, - сказал Рашид.
- Тьфу ты! Я думал серьезное какое нарушение увидел или целый список, - засмеялся инспектор.

Он все же проверил документы водителя: оказалось, что тот - не владелец грузовика, а значит и штрафы не его. Сам водитель в базе нарушителей не значился. Такие ситуации на дороге встретились нам не раз: на владельца автомобиля наложен штраф, но сейчас за рулем находится не он.

Гражданские машины ДПС будут работать в паре со стандартными автомобилями ГИБДД, пока все они не будут оборудованы регистраторами, после чего они смогут выйти на патрулирование самостоятельно, рассказал начальник столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко. Оснащение автомобилей скрытого патрулирования ГИБДД приборами фиксации нарушений планируется в ближайшее время. В том числе ими будут оборудованы автомобили спецроты ГИБДД, которая вскоре должна начать работу.

Об отсутствии видеорегистратора пришлось пожалеть уже в первый час поездки: Рашид заметил "БМВ" с тонированными передними стеклами, однако, когда водителя остановил дорожный инспектор, владелец машины заявил, что окна у него не поднимаются, он ездит с открытыми. Сотрудник ДПС тоже не смог справиться со сломанными окнами и в растерянности подошел к Рашиду.

- Я сам видел! Хочешь, рапорт напишу? - возмутился Рашид. - У него еще и штраф неоплаченный есть - это 20.25.
- Ты серьезно? - вздохнул инспектор. - Вам что, снимать на камеру нужно, как я протокол пишу? - обратился он уже ко мне.
- Решение о составлении протокола принимает инспектор, - сказал Рашид и вернулся в патрульную машину.

Кстати, сам водитель остановленной машины положительно оценил инициативу "скрытых" патрулей. "Лучше пусть так ездят, а то с раскраской их все боятся и не нарушают. Пусть останавливают!" - сказал он.

К концу первого часа рейда все, кажется, приуныли. Сотрудники ДПС сошлись во мнении, что маршрут выбран не очень правильно: тут и нарушить нечего! Конечно, есть выделенная полоса, на которую заезжают нерадивые водители, но они затем сворачивают с маршрута, оказываясь вне зоны досягаемости патруля.

Однако затем мы стали свидетелями так называемой агрессивной езды: водитель "семерки" резко перестраивался из крайнего правого в крайний левый ряд, не включив поворотники. Информация о нем была передана инспектору. Оказалось, что помимо опасного вождения водитель "Жигулей" практикует езду без ремня безопасности, аптечки и огнетушителя. Житель ближнего зарубежья вызвал подозрения у инспекторов ДПС, они обыскали его и составили протокол на досмотр транспортного средства. Весь багажник машины оказался забит овощами.

Вскоре по рации объявили, что в районе Щелковского шоссе замечен автомобиль, находящийся в розыске. "Скрытому патрулю предлагаю присоединиться!" - раздалось в рации. "Этим и занимаемся", - был ответ. Наверное, в такой ситуации машина "без раскраски" действительно необходима, ведь водитель разыскиваемой машины не заметит ее издалека и не сможет скрыться. Правда, нужный автомобиль задержали без нас, так что поехали на второй круг.

Снова зашипела рация:
- Скрытый патруль! Поактивнее работайте!
- Мы пробиваем номера по базе.
- Передавайте визуальные нарушения: закрытые номера, что там еще...
- Скажи: "Наблюдаем", - шепнул Альберт.

Вскоре был замечен еще один автомобиль с целым рядом неоплаченных штрафов. Водителю экипажа ДПС пришлось потолкаться среди других машин, чтоб пристроиться позади нарушителя. "Тяжело без мигалки", - вздохнул Альберт. Правда, водитель "Ниссана" заметил, что за ним следит автомобиль и, поравнявшись с нами, с удивлением обнаружил двоих мужчин в форме и тут же свернул с маршрута.

Еще за два часа поездки сотрудниками ГИБДД был остановлен автомобиль, выехавший в неположенном месте на трамвайные пути, а также водитель тонированной машины, который тут же тонировку снял.

В восточном отделении ГИБДД нас уверили, что пока "скрытые" патрули работают в тестовом режиме, и нам был показан только первый пробный рейд. В дальнейшем же недочеты будут устранены - машины оборудуют видеорегистраторами, а инспекторам разрешат преследовать грубых нарушителей за пределами указанного маршрута. Главной задачей руководство считает не фиксацию нарушений, а их предотвращение "своим видом, своим нахождением". "Знание, что "скрытый" патруль где-то рядом, будет людей осаждать", - считают в руководстве отдела.

Ранее руководитель столичного ГУ МВД заявил, что в Москве формируется специальная рота МВД, которая будет останавливать "беспредельщиков" на дорогах и досматривать подозрительные автомобили. Предполагается, что в спецроте будет около 100 человек. Ежедневно будет работать на дорогах около 30 экипажей, в состав которых, помимо сотрудников Госавтоинспекции, будут входить и бойцы ОМОНа.
Спецрота будет оснащена автомобилями Skoda Octavia с турбированным двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 180 лошадиных сил.
Предложение о введении в России практики патрулирования дорог автопатрулями без опознавательных знаков для фиксации нарушений ПДД было озвучено министром внутренних дел РФ Владимиром Колокольцевым на заседании правительства РФ в октябре.
По его словам, такой подход к безопасности на дорогах "себя хорошо зарекомендовал, значительно повысив правосознание водителей" в европейских странах, в том числе в Германии.
"Возможно, следует рассмотреть его использование в РФ", - сказал Колокольцев.
В ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предостерег главу МВД от возможных злоупотреблений в случае внедрения в России практики патрулирования улиц полицейскими машинами без опознавательных знаков.
"Все насторожились, когда вы заговорили о возможности использовать машины без опознавательных знаков. Потому что, с одной стороны, это дает возможность пресекать определенные нарушения, это плюс. Но, важно, чтобы те, кто там находится, осознавали меру своей ответственности, обладали необходимым уровнем подготовки и правосознания, потому что это может привести к злоупотреблениям", - заявил Медведев на заседании правительства в четверг, комментируя доклад Колокольцева.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });