Сергей Собянин: я люблю Москву и москвичей

Мэр столицы пообещал не вводить плату за въезд в центр, закончить реконструкцию улиц в срок и не расширять тотально зону платной парковки

Сергей Собянин: я люблю Москву и москвичей
Фото: пресс-служба мэрии Москвы

Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - Мэр Москвы Сергей Собянин, возглавивший региональный список "Единой России" на выборах в Госдуму, заявил, что российская столица преодолела кризис, практически не заметив антироссийских санкций и контрмер против Турции. Конкретные результаты экономической и хозяйственной деятельности, по мнению градоначальника, должны обеспечить симпатии москвичей в ходе предстоящей предвыборной кампании. Явно привлекут жителей и обещания Сергея Собянина не вводить плату за въезд в центр, в срок закончить реконструкцию улиц, а также не расширять тотально зону платной парковки, которые мэр дал в интервью обозревателям "Интерфакса".

- Сергей Семенович, хотелось бы начать с вопроса о самочувствии московской экономики, учитывая те трудности, с которыми столкнулась в последние годы Россия?

- Действительно, очень важный вопрос для мегаполиса, всей агломерации, которая генерирует почти 24% ВВП страны. От того, как складывается экономическая ситуация в Москве, во многом зависит развитие ситуации в стране в целом. Сегодня экономика Москвы устойчивая и сбалансированная. Каких-либо серьезных проблем в ближайшем будущем я не вижу. В этом году в городе преодолены негативные тенденции конца 2014-го - 2015 года. Мы видим это по объемам потребляемой электроэнергии, налоговым поступлениям в бюджет, доходам населения и целому ряду других показателей. Должен сказать, что крупные города, в том числе Москва, реагируют на кризис несколько иначе, чем, возможно, другие территории в силу того, что в мегаполисах за последние годы создан диверсифицированный бизнес. Если, скажем, десять лет тому назад город почти на четверть зависел от сырьевого сектора, то сегодня его доля в бюджете составляет всего около 4%, а сбалансированность бюджета достигается за счет различных источников, в том числе, поступлений от малого и среднего бизнеса.

"Никакого санкцонного удара по нам не было"

- Насколько сильным был удар, нанесенный городской экономике санкциями?

- А никакого удара не было. Были сложности, но они преодолимы. Одна из главных проблем - снижение реальных доходов населения в прошлом году. Начиная с 2015-го года, у нас отмечался 5-процентный рост доходов городского бюджета, хотя, к сожалению, это ниже инфляции. С начала этого года рост доходов уже даже выше, чем инфляция. Это касается и подоходного налога, и налога на прибыль. Таким образом, проблем с номинальным бюджетом в Москве нет. Разрыв в сопоставимых суммах мы ликвидируем за счет оптимизации текущих расходов, экономии средств при размещении городского заказа - в год это около 150 млрд. руб.

- А строительный комплекс ощутил на себе последствия антитурецких ограничительных мер?

- Наш строительный рынок практически не зависит от турецких компаний. Это локальные проекты, связанные с одной из башен в комплексе "Москва-Сити", парой торговых центров и гостиниц. Но даже в условиях этих санкций никто не выгонял турецкие компании, которые уже заключили контракты и находились в процессе строительства. Сейчас, если ограничения снимут, они смогут продолжить активную работу.

- Иностранные инвесторы покинули Москву? Каков объем зарубежных инвестиций?

- Я не отвечу на вопрос по иностранным инвестициям в силу того, что они имеют свою специфику. Строго разграничить иностранные и отечественные инвестиции очень сложно, поскольку они в основном поступают из оффшоров, где сосредоточен, в том числе, российских бизнес. В целом же, около 50% всех иностранных инвестиций аккумулировано в Москве. На фоне общего снижения инвестиционной активности в стране, в Москве, несмотря на кризис, этого не произошло ни в 2014-м, ни в 2015-м году, ни в первом полугодии текущего года. Мы наблюдаем небольшой, но все же рост, даже в сопоставимых ценах. А вообще с 2010-го года мы увеличили объем инвестиций в основной капитал в 1,5 раза. Это неслучайно. Мы активно занимаемся развитием инфраструктуры. В кризис что обычно происходит? Схлопывание капитальных расходов. Мы сделали наоборот: сохранили все капитальные расходы, сохранили инвестиции в строительство метрополитена, дорог, инженерной инфраструктуры. Это дало возможность бизнесу активно вкладываться в развитие территорий. Возьмите тот же ЗИЛ. Инвестиции в него составляют сотни миллиардов рублей. Они бы туда не пришли, если бы мы одновременно не строили МКЖД с платформами, не открыли станцию метро "Технопарк"; если бы не начали строительство дорог и набережных и т.д. Мы направляем туда деньги, но инвесторы вкладывают кратно больше. Еще и платят за это в бюджет неплохие деньги.

"Москва в прошлом зачем-то назанимала 300 млрд рублей"

- Москва всегда активно занимала на внешних рынках. Вы планируете в этом или в следующем году продолжить эту практику?

- Москва в последние годы не является активным заемщиком, а активно расплачивается с долгами. Я вообще не понимаю, зачем было набрано в Москве около 300 млрд рублей долга. Только в этом году нам надо рассчитаться на сумму 400 млн евро, которые были взяты при другой конъюнктуре, по другому курсу. Причем взяты на таких условиях, что не могли досрочно погасить эти займы. В этом году мы заканчиваем расчеты с основным долгом, и нас останется минимум задолженности перед кредиторами. Я не вижу никакой необходимости занимать в силу того, что сегодня все счета учреждений, предприятий Москвы аккумулированы в казначействе. Мы оперируем этими потоками и вполне справляемся с кассовыми разрывами и любыми проблемами, которые связаны с бюджетным процессом.

- А что касается процесса приватизации, ожидаются какие-то крупные сделки?

- У нас нет серьезных активов, которые могли быть заинтересовать глобальных игроков. Однако мы активно приватизируем небольшие помещения, в которых размещается малый и средний бизнес. В соответствии с федеральным законом о поддержке малого бизнеса мы продаем на 10 - 20 млрд. рублей недвижимости в год малому бизнесу напрямую без торгов.

- Но есть ГУП "Московский метрополитен", "Мосводоканал" - они останутся в городской собственности?

- Мы не собираемся их продавать.

"Сделаем все, чтобы выборы были честными"

- Теперь позвольте перейти к выборам. Вы возглавили региональный список "Единой России". За счет чего вы планируете обеспечить поддержку вашей партии в Москве?

- За счет чего? Обычная история. Оппоненты предлагают избирателям свои прожекты и популистские предложения разного рода, а партии большинства необходимо только одно - предъявить результат своей работы. И нам, собственно, есть, что продемонстрировать. Мы не провалили ни одну программу, ни одно направление. Мы активно работаем и в образовании, и в здравоохранении, и в транспорте, и безопасности - практически по всем направлениям.

- Многие эксперты считают, что губернатор в главе предвыборного списка – это завуалированное использование административного ресурса. Вы согласны с этим?

- Не совсем. Здесь есть свои плюсы и минусы. Безусловный плюс, когда глава региона пользуется авторитетом. С другой стороны, когда губернатор, или в моем случае мэр, стоит во главе списка, он активизирует дискуссию о городских или региональных проблемах, которые волнуют граждан, - начиная с услуг ЖКХ, заканчивая транспортом, миграцией и т.д. То есть повестка из федеральной очень быстро трансформируется в региональную и местную, а ведь именно повседневные проблемы и волнуют избирателя. И в этой дискуссии нужно открыто говорить и сделать так, что бы москвичи поверили и оказали поддержку. У нас искушенный избиратель, он сделает объективный выбор.

- Сейчас много говорят о необходимости транспарентных, честных выборов. Московские власти готовы их обеспечить?

- Безусловно. Весь арсенал средств для проведения объективных, честных выборов, который мы применяли во время выборов мэра и выборов в городскую Думу, задействуем в ходе предстоящей компании. Это и специальная комиссия Общественной палаты, это и видеонаблюдение, это создание ситуационного центра по наблюдению за каждым участком, это лояльное отношение к наблюдателям и журналистам на избирательных участках, это особый контроль за схемами голосования, которые вызывали те или иные вопросы - например, надомное голосование, голосование в больницах. Создан специальный регламент с участием Общественной палаты, по их замечаниям. Так что любая процедура будет прозрачной. С точки зрения конкурентности выборов, мне кажется, недостатка в конкурентах не будет.

"В предвыборный отпуск не пойду"

- А вы собираетесь на время выборной кампании уйти в отпуск?

- Нет, не собираюсь. В моей должности я могу этого не делать. Тем не менее, когда будут проводиться специальные избирательные мероприятия, я, конечно, буду брать краткосрочный отпуск, как, например, в прошлый понедельник, когда я встречался с доверенными лицами.

- Позволят ли принимаемые вами меры по обеспечению прозрачности выборов избежать роста протестной активности?

- В Москве уже сложилась хорошая традиция проведения честных выборов. Но протестные акции, конечно, будут обостряться в ходе кампании - на то они и выборы. Все политические силы активизируются и пытаются правдами-неправдами доказать, что они лучше всех. Это естественный процесс.

"Оптимальный итог выборов – как проголосуют москвичи"

- Какой результат "Единая Россия" в Москве считает оптимальным?

- Оптимальный результат очевиден - это так, как проголосуют москвичи.

- А какую явку прогнозируете?

- Посмотрим. Мы федеральные выборы не проводили осенью. Проводились региональные выборы. Интерес к ним, конечно, намного ниже, чем к федеральным. Поэтому судить по прошлому опыту достаточно проблематично. Не знаю. Я не хочу гадать, какой будет явка. Но я думаю, что она будет выше, чем на региональных выборах.

"На ЧМ-2018 будет уникальная система безопасности"

- Очевидно, после Олимпиады в Рио-де-Жанейро одним из главных спортивных событий станет чемпионат мира по футболу России. Учитывает ли Москва мировой опыт? Насколько защищены горожане от террористических атак?

- Как вы видите, мы любые мероприятия сопровождаем усиленными мерами безопасности - будь это простые футбольные матчи или крупные городские мероприятия. Для этого привлекаются тысячи человек полиции, используются системы безопасности, проводятся досмотры и т.д. На площадках Чемпионата мира будет создана уникальная система безопасности. Это современная система, которая не применялась раньше в России, - она создается по новым техническим требованиям в полном соответствии с требованиями и ФИФА, и наших правоохранительных органов. К примеру, через какое-то время можно будет ознакомиться с досмотровыми пунктами, системами безопасности и видеонаблюдения в "Лужниках".

- Многим памятна Олимпиада-80. Будут ли власти выдворять москвичей из города на время мундиаля?

- Это не Олимпиада. Чемпионат мира в Москве пройдет на двух стадионах. Вместимость одного - 81 тысяча зрителей, другого - 40 тыс. Ну вот и все. Так что глобального массового наплыва людей в город, не ожидается. Хотя много будет транзитных пассажиров, поэтому нам предстоит еще оценить, насколько большим будет поток пассажиров и туристов и принять необходимые меры для их комфортного размещения, передвижения. Для этого у нас есть все возможности. В Москве только гостиничных номеров около 100 тысяч. Вряд потребуются кардинальные действия. Но если они понадобятся, если мы увидим, что поток будет очень большим, мы задействуем другие возможности: и посуточную аренду квартир, и теплоходы, чтобы покрыть дефицит гостиничных мест.

"Благоустройство города останавливать не будем"

- Сергей Семенович, несколько вопросов о городском хозяйстве, о том, что волнует москвичей. У всех сейчас на слуху программа реконструкции центральных улиц, развернуто масштабное строительство. И у многих возникает ощущение, что работы не укладываются в намеченные сроки.

- Что вы, наоборот. Вы не успели задать этот вопрос, а мы уже открыли основные улицы, хотя это должно было произойти на месяц позднее. Все эти опасения беспочвенны. Мы работаем по основным магистралям почти с месячным опережением. Сегодня уже Тверская, Знаменка открыты полностью, Новый Арбат почти полностью, на Моховой заканчиваются работы. По новым улицам уже гуляют тысячи москвичей и гостей столицы.

- Работы в центре Москвы продолжатся и в 2017 году?

- По поводу прекращения реконструкции. Этого не произойдет, мы будем работать в полном объеме для того, чтобы в кратчайшие сроки максимально реконструировать улицы в соответствии с тем планом, который у нас есть. Не нужно растягивать эти работы: чем быстрее мы их закончим, чем быстрее будет создана новая городская среда, тем лучше будет для горожан - и для тех, кто гуляет, и для тех, кто едет на своих авто.

"Платный въезд в центр всерьез не рассматриваем"

- Идея платного въезда в центр, она есть еще, рассматривается?

- Я считаю, что такой необходимости нет, и мы всерьез не рассматриваем этот вариант. Пока мы регулируем плотность автомобильного потока путем платных парковок. Количество машин в центре стало примерно на четверть меньше, чем раньше было. Соответственно, на 15-20% увеличилась скорость движения. Это видно даже по такси, которые раньше вообще в центральную часть не заезжали: таксисты считали, что это бессмысленная задача, что они упрутся в любой переулок и будут стоять там часами. Сегодня в центре города, если вы посмотрите, много желтого цвета такси.

- Зона платной парковки будет расширяться?

- Основной каркас платной парковки создан. Поэтому все остальные решения могут быть только локальными, исходя из необходимости регулирования движения рядом с торговыми или крупными деловыми центрами.

- Большие подземные паркинги в центральных районах не планируются?

- У нас подземные паркинги в центре города есть, но они не востребованы. Они стоят полупустые, поэтому никаких других дополнительных паркингов пока мы не планируем строить. Почему? Я вам отвечу. Потому что во всем мире наземная парковка в два раза дороже, чем подземная, а у нас она в два раза дешевле, чем подземная. Поэтому подземные паркинги простаивают, они нерентабельны, соответственно, нет туда и инвестиций. Если мы увеличим стоимость парковки на земле, тогда, конечно, будут востребованы подземные паркинги. Но это вряд ли будет в ближайшее время.

Мы регулируем парковку не потому, что хотим загнать машины под землю или выгнать их из города. На дорогах должно быть столько машин, сколько эти дороги вмещают.

- Было в Москве несколько проектов - парковки под реками, роботизированные.

- Это все из той же области. Ничего такого не планируется. Еще раз повторюсь, что количество парковочных мест прямо влияет на количество автомашин, которые приезжают в центр города. И автомобилей в центр города должно приезжать столько, сколько вмещает улично-дорожная сеть. Если она не вмещает, значит, количество транспорта должно стать меньше. А чтобы его стало меньше, должно быть меньше парковок, либо мы должны запретить въезд в центр, как в Риме это сделано, или ввести платный въезд, как в Лондоне. Мы же в Москве идем по самому лояльному варианту.

"Мы на собственность не покушаемся, мы просим освободить землю, которая принадлежит городу"

- К вопросу о сносе самостроя в Москве. Эта тема закрыта?

- К сожалению, эта тема не закрыта. В Москве очень много объектов, которые построены с грубейшими нарушениями правил градостроительных, предоставления земли, принятия этих объектов в эксплуатацию. И самое страшное, что некоторые объекты стоят на опасных для людей местах - на теплотрассах, на водоводах горячей и холодной воды с высоким давлением, на газопроводах, в технической зоне метрополитена, на улично-дорожной сети. И в любой момент там может произойти трагедия. Мы наблюдали и в Казани, и в Перми, как это бывает, мы не хотим этого, поэтому такие объекты должны быть убраны. Такая работа будет продолжаться. Я не скажу, сколько она займет, это требует серьезной инвентаризации, которой мы занимаемся сегодня.

- Много ли вы получили протестов, претензий от собственников таких объектов?

- Конечно. Ни одному собственнику не понравится, когда его объект сносят. Но записи в Едином государственном реестре еще не означают, что у него бесспорная собственность. И мы на эту собственность вообще не покушаемся, мы просим освободить землю, которую незаконно заняли.

- Но москвичи должны иметь возможность выйти из дома и купить что-то в магазинах поблизости, а не в крупных сетях. Вот что вы даете мелкому, малому бизнесу?

- Целый ряд различного рода опций. Первое - это наземная нестационарная торговля. Создана территориальная схема размещения этих объектов, и там, где не хватает стационарной торговли, мы размещаем нестационарную, мелкорозничную.

Мы прошли большой путь. Когда-то в Москве были десятки тысяч палаток, потом осталось пятнадцать тысяч, сейчас несколько тысяч. Мы исходим из того, что если рядом есть аналогичный стационарный объект, то нестационарный не нужен. Что получалось? Большинство объектов находились возле станций метро - не в спальных районах, где они нужны действительно, а там, где есть большое количество стационарных объектов. Более того, были случаи, не такие редкие, когда ларьки выстраивались фронтом возле стационарного объекта, просто "убивая" его. В результате, вместо нормального цивилизованного бизнеса мы получали эти огромные шанхаи, которые выстраивались и в ряд, и в два, и в два этажа. Это, конечно, безобразие. Когда-то, наверное, в этом нужда была, но мы же двигаемся, у нас развивается бизнес, вкладываются инвестиции в торговые центры, реконструкцию первых этажей. Поэтому нестационарные объекты должны остаться, но в том объеме, который необходим.

Второе. В подземном пространстве - переходах метрополитена, подземных переходах "Гормоста" - силами наших же организаций создаются необходимые помещения и потом расторговываются на аукционе для того, чтобы их занимал бизнес. Причем, мы это делаем так, чтобы не было посредников. Ведь раньше мы сдавали объект в аренду за десять тысяч, посредник сдавал за миллион и 99% маржи наваривал. А малому бизнесу, который реально там торговал, было все равно. Ему приходилось в любом случае выкладывать рыночную цену.

Третья опция - создание ярмарок выходного дня, они есть практически в каждом районе. Мы модифицируем их, конструкцию постоянно совершенствуем, стараемся максимально облегчить работу для фермеров, принимаем заявки через интернет, гарантируем бесплатное предоставление мест для торговли. Я думаю, что в скором времени мы придумаем еще что-то более комфортное для горожан и для тех, кто продает на этих ярмарках.

Четвертое - это региональные крупные ярмарки. Практически со всеми сельскохозяйственными регионами работаем для того, чтобы они приезжали сюда, торговали своей продукцией.

Пятое - это наши фестивальные ярмарки. В городе около 40 больших площадок для проведения ярмарок, на них устанавливаются либо шале, либо какие-то другие торговые павильоны, которые продают достаточно разнообразную, но максимально сопряженную с темой фестиваля продукцию.

Совсем маленькая опция - это передвижная торговля мороженым, напитками. Буквально недавно, на прошлой неделе, приняли решение о том, чтобы сделать ее круглогодичной: летом - мороженое, а зимой - пирожки и чай.

И последнее. Когда мы реконструируем улицы, первые этажи, как правило, начинают активно заполняться торговлей, кафе, ресторанами. Если раньше была глухая, закрытая стена из офисов, то сегодня это совершенно другая среда.

- Вы считаете, и Тверская после реконструкции такой станет?

- Постепенно - да. Мы уже убедились, это происходит не сразу. Для этого нужно какое-то время, это связано с арендой помещений, реконструкцией, переоборудованием. И мы видим, что на всех реконструированных улицах значительно больше становится услуг на первых этажах. И мы сами стимулируем. Мы проводим сейчас эксперимент в городе по предоставлению специальных льгот для тех, кто на первых этажах размещает общепит. Я думаю, что мы постепенно будем эту льготу распространять на все реконструируемые улицы, чтобы это стало устоявшейся городской практикой.

"К Москве ничего присоединять больше не будем"

- Сохраняется ли идея переноса в Новую Москву центров деловой и административной активности, показал ли этот проект свою жизнеспособность?

- Да. Но для начала я хочу еще раз уточнить, как мне кажется, принципиальную вещь. Мы считаем, что город Москва - это все, что внутри МКАД находится, и что город Москва - это такая правильная, круглая территория, как циркулем проведенная.

На самом деле, это не так, абсолютно не так. Дело в том, что реальный город расположен вот таким образом (рисует). Мытищи, Долгопрудный, Реутов и так далее. Лепестки. Реальный город уже давно перерос формальные административные границы. Сегодня это крупнейшая в мире агломерация, в которой проживает реально не 12 млн человек, как по статистике, а 25 млн. И то, что мы взяли, новая территория, является лишь одним из направлений этого реального города. Для чего мы ее взяли? Это было практически единственное свободное направление, еще не застроенное. И мы хотели, чтобы оно развивалось не так, как остальные лепестки, а максимально комплексно. Поэтому мы смотрим за балансом, занимаясь не только строительством жилья, но и созданием рабочих мест. За это время количество проживающих увеличилось где-то на 80 тыс. человек, количество рабочих мест - на 100 тыс.

Вообще считаем, что Новая Москва должна создать рабочие места не только, собственно, для себя, но и для Южного Бутово, Солнцево, Ново-Переделкино, других южных территорий Москвы, в которых сегодня дефицит рабочих мест просто колоссальный.

Второе - мы не собираемся плотно застраивать весь этот лепесток. Наоборот, хотим сделать в урбанистической части этого лепестка плотную застройку, а чем дальше от МКАД, тем менее плотную. Надо оставить максимально зеленую территорию для защитного пояса Москвы, для экологии, создавая там рекреационные и спортивные парки.

И, конечно, мы активно развиваем транспортную инфраструктуру. Мы уже пришли до Саларьево с метро, от Саларьево сейчас его подтянем до Коммунарки, до Калужского шоссе. Я думаю, года через три появится еще четыре или пять новых станций, то есть весь периметр новой застройки будет охвачен метро. Активно реконструируем Калужское шоссе, через год оно будет работать в полном объеме, нормально. Первые очереди будут запускаться, уже начиная с сентября. Мы строим также поперечные связки, в том числе связку Видное - Южное Бутово - Солнцево, ее первая часть - от Калужского до Киевского шоссе. Мы реконструируем развязки на МКАД.

То есть идет активное инфраструктурное и деловое строительство. В том числе, мы приняли решение о строительстве крупнейшей в Москве медицинской клиники, которая будет обслуживать весь этот район с общей численностью населения около 1 млн человек.

- Пожалуйста, расскажите подробнее о проекте стратегического медицинского кластера.

- Мы двигаемся по пути реализации этой идеи. Мы активно развиваем собственную медицину, и она сегодня оснащена на мировом уровне. Мы активно помогаем любым частным инвесторам, которые в этот сектор заходят. Плюс Государственная дума приняла закон о медицинском кластере. В соответствии с ним, на определенной территории в Москве можно будет оказывать услуги не только российским, но и иностранным клиникам по требованиям и стандартам стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития - ИФ), с их лицензиями и квалификацией врачей.

"Сколково" отдало нам 50 га под медицинский кластер, и мы начали строительство первого корпуса. Это большая площадь, на ней можно разместить около 400 тыс. кв. метров недвижимости под медицинский центр - профилактические, лечебные, диагностические корпуса.

- Нет ли планов присоединить к Москве еще какие-то территории?

- Нет. В этом нет никакой необходимости, ничего присоединять мы больше не будем.

"Не собираемся монорельс ликвидировать"

- В столице сегодня несколько видов транспорта, судьба которых не совсем ясна. Что будет с монорельсом?

- Скорее всего, это будет туристический объект, потому что мы наращиваем там и трамвайное движение, и метро, и дороги, и наземный транспорт. Но мы не собираемся монорельс ликвидировать.

- Москвичам, особенно старшему поколению, очень нравятся троллейбусы.

- Троллейбусы будут сохранены, их количество не уменьшится. Единственное, мы часть линий убрали из центра, но при этом эти же машины перешли в другие районы, увеличив там частоту троллейбусного движения.

В центре города, к сожалению, троллейбус не всегда комфортен, это связано с инфраструктурой, интенсивностью движения, скоростью торможения, аварийностью. Целый комплекс причин, по которым, конечно, на небольших центральных улицах не совсем удобен этот вид транспорта. И мы его заместили очень комфортными автобусами.

"Я люблю Москву"

- Такой грандиозной перестройки не было даже в советское время. Какой вы видите Москву?

- Вы знаете, все города мира в своей истории проходят несколько этапов: город для фабрик и заводов, затем город для машин, которые заполняли все улицы, переулки, тротуары. Это не проблема Москвы, это проблема всех городов. Сегодня в мире подошел по срокам другой этап - город для людей. И Москва должна быть для жизни, для людей, когда создаются максимально комфортная среда и общественное пространство, максимально используется общественный транспорт.

Иллюзия, которая существовала в начале индустриальной эпохи, что можно покупать машин, сколько хочешь, передвигаться на них по городам, сколько хочешь, давно прошла. Для всех мировых городов, развитых городов это стало понятно еще 40 лет назад. И все пошли по одному и тому же пути: ограничение или создание мотивации для того, чтобы было меньше машин на дорогах, больше общественного транспорта, чтобы на улицах было столько автомобилей, сколько эти улицы вмещают, потому что расширить магистрали, создать новые эстакады в центре городов невозможно.

Более того, даже те крупные города, которые в свое время строили сложные развязки в центре, эстакады, они начали их сносить, потому что это оказалось неэффективным решением. Чем больше ты строишь такого рода инженерных сооружений, тем больше устремляется туда автомобилей, которые упираются в те же самые пробки.

Для нас это понимание наступило позднее. Это такой сложный психологический выбор, потому что мы вышли из Советского Союза, когда нам покупка машина представлялась неким звездным часом. И когда большая часть россиян смогла купить эту машину, конечно, она это сделала. Сегодня по количеству автомобилей мы уже переплюнули Европу и догоняем Америку.

Но наши центральные улицы какие были, такие они и остались, большего количества машин, чем могут, они не вместят. И поэтому такой выбор: либо мы все дружно стоим в пробках и ставим машины на тротуарах, либо мы так или иначе мотивируем граждан пользоваться общественным транспортом. А те, кто им пользуется, и те, кто гуляет по городу, должны это делать в максимально комфортной среде.

И второе. Общественное пространство - это не только камень, это жизнь на этих улицах. Вы посмотрите, мы с каждым годом все увеличиваем количество мероприятий, которые проводим на улице. Это торговые фестивали, это культурные мероприятия. Каждое из них, например, фестивали "Московская весна" или "Московское лето", привлекают к себе от 6 до 8 млн человек - и москвичей, и туристов. В конце концов, мы создали программу московских сезонов так, чтобы все знали уже на год вперед, какие мероприятия будут проводиться именно на бульварах и площадях. Раньше это создавалось в театральных коллективах, в парках и скверах, теперь все это проводится и на улицах, создавая совершенно другую, комфортную и демократическую среду. Это новый стиль, это новая аура, новая атмосфера города.

Это очень важно, чтобы Москва могла конкурировать с Парижем и Лондоном, чтобы москвичи не стремились туда за тем, что они могут получить у себя в городе.

- Какую глобальную задачу вы как мэр Москвы ставите перед собой и своей командой?

- Сделать Москву глобальным городом, конкурентным с любым мегаполисом мира по уровню городской среды, удобным для жизни и ведения бизнеса. Это реально, это в наших руках. Мы знаем, как это сделать, и добьемся успеха.

- Вы любите Москву?

- Я люблю Москву. Я люблю москвичей.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Москва
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи