ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 21:51

Миф об объективности ЕГЭ

Самые блестящие знатоки русского языка по результатам ЕГЭ оказались в Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкесии - представители КПРФ настаивают на тщательном анализе итогов тестирования, утверждая, что почти половина выпускников хотят сдавать экзамены по-старому

Москва. 25 августа. ИНТЕРФАКС - Результаты приемных экзаменов в российские вузы выявили существенные недостатки системы единого госэкзамена, заявляют в КПРФ.

"По данным опроса, проведенного в июле 2009 года, большинство выпускников школ (46% опрошенных) предпочли бы сдавать экзамен в традиционной форме, а не в форме ЕГЭ", - сообщил вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" во вторник.

Он привел данные опросов ФОМ, в соответствии с которыми число противников ЕГЭ в этом году значительно увеличилось. Если в 2008 году ЕГЭ поддерживали 18% респондентов, 36% - были "против", то в 2009 число сторонников составило 21%, а противников - выросло до 47%.

По итогам ЕГЭ оценка "удовлетворительно" в этом году была установлена на уровне 37 баллов по русскому языку, 32 баллов по физике, 30 баллов по литературе, 21 баллов по математике и 20 баллов по иностранному языку.

"Видно, что результат устанавливался на основе определенных критериев, которые задним числом подгонялись под результат", - заявил И.Мельников

Со своей стороны зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (фракция КПРФ) отметил, что Рособрнадзор, установив эти критерии, "спас от того, чтобы остаться без документов об образовании примерно 100 тыс. российских школьников".

"Я считаю, что Рособрнадзор поступил правильно, потому что судьба ребенка важнее всех формальных показателей, но при этом полностью рухнул миф об объективности ЕГЭ", - сказал О.Смолин.

По словам коммунистов, даже по таким, "заниженным", с их точки зрения, критериям, ЕГЭ не смогли сдать почти 30 тыс. школьников.

"Даже среди тех, кто сдал ЕГЭ с высочайшими баллами, много таких, кто в заявлении о приеме в вуз допускал грубейшие ошибки. Самые блестящие знатоки русского языка по результатам ЕГЭ оказались в Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкесии", - отметил И.Мельников.

"Мы считаем, что создателями ЕГЭ запущен очень опасный механизм: преподаватели из национальных республик из ложно понимаемого чувства патриотизма старались своим ученикам поставить побольше баллов, чтобы их дети могли поступать в престижные вузы, в том числе в Москве", - заявил первый зампред ЦК КПРФ.

В целом, по словам И.Мельникова, исходя из среднего балла ЕГЭ (набранного школьниками различных регионов - ИФ) на первом месте оказалась Якутия, на втором - Чукотка, а Москва -на 11-м месте.

"Все это требует очень тщательного анализа", - убежден представитель КПРФ.

"Самое неприятное, и это признают все вузы, что в результате того, что места заняли так называемые "отличники", те молодые люди, которые готовились для обучения в конкретном вузе по конкретной специальности, оказались "за бортом", - сказал он.

Кроме того, "в некоторых вузах сложилась парадоксальная ситуация, когда число абитуриентов-льготников (в том числе инвалидов) и "целевиков" превышало число конкурсных мест".

При этом, как отметил И.Мельников, зачастую "родители относительно здоровых детей делали все, чтобы получить для них инвалидность", в результате чего, пострадали настоящие инвалиды, поскольку их места оказались заняты.

Как сообщил вице-спикер Госдумы, президент РФ поддержал идею создания комиссии по проблемам ЕГЭ и дал соответствующие поручения.

"Мы уже из администрации президента получили копию нашей справки с резолюцией президента", - сообщил И.Мельников.

По его словам, на документе стоит виза президента с поручением подготовить предложения по формированию такой комиссии.

"Мы предлагаем создать при президенте РФ комиссию по проблемам ЕГЭ, независимую от Минобрнауки и правительства в целом, включив в ее состав представителей всех академий, фракций Госдумы, членов Совета Федерации, Российского союза ректоров, Союза директоров средних специальных учебных заведений, Союза директоров школ России, профессиональных и родительских общественных объединений", - сказал представитель руководства КПРФ.

Он отметил, что вопросы организации и проведения ЕГЭ, обсуждались на встрече лидеров парламентских фракций с Дмитрием Медведевым 10 августа, и тогда, в частности, речь зашла о целесообразности создания независимой комиссии.

"Многие данные по итогам ЕГЭ если не засекречены, то стараются (их) не предавать гласности", - сказал вице-спикер Госдумы. Именно для того, чтобы по результатам ЕГЭ были сделаны объективные, честные выводы, нужна независимая комиссия, уверен он.

Сославшись на результаты ЕГЭ, И.Мельников отметил, что первое место по результатам держат выпускники Якутии, на втором - Чукотка; Москва - на 11-м месте, если брать средний балл. "Самые блестящие знатоки русского языка - в Адыгее, Дагестане и Карачаево-Черкесии", - отметил парламентарий.

"Эти факты заставляют задуматься, прежде всего, о том, насколько объективны результаты ЕГЭ, как организовывался сам экзамен, какие абитуриенты придут на первые курсы российских вузов, и не окажутся ли эти вузы без студентов по итогам первой сессии", - сказал И.Мельников.

Он также заявил, что "первый опыт ЕГЭ фактически опроверг утверждения тех, кто рассчитывал: новая система резко сократит коррупцию в образовательных структурах". "Действительно, это привело к тому, что в вузах коррупция стала значительно меньше, но она переместилась на уровень пунктов приема ЕГЭ и органов управления образованием", - считает представитель КПРФ.

"Существует и серьезная психологическая проблема, - добавил И.Мельников. - Уровень стресса при проведении ЕГЭ резко вырос по сравнению с аналогичным экзаменом, и это приводит к заболеваниям и даже убийствам. Атмосфера полицейского надзора со всеми вытекающими отсюда последствиями - так сегодня выглядит ЕГЭ".

На пресс-конференции О.Смолин высказался против того, чтобы основы религий в школах преподавали священнослужители.

Он считает, что в школах надо увеличивать время преподавания русской литературы и отказаться от попыток разделения детей по религиозной принадлежности.

"Нельзя делать школу, даже потенциально, зоной межнациональных конфликтов", - заявил О.Смолин.

По его словам, то, что предложил президент РФ Дмитрий Медведев в сфере религиозного образования, "лучше многих предложений, что делали до этого". Однако, полагает он, есть опасность, что при реализации идей президента могут возникнуть ситуации, которые приведут к разделению детей по принципу религиозной принадлежности и, как следствие, появлению конфликтов на межнациональной почве.

"Если эти предметы (в рамках религиозного образования - ИФ) будут преподавать батюшки, муллы и раввины, то ни к чему хорошему это не приведет", - полагает парламентарий.

Он считает, что нужно идти по пути светского образования, предполагающего, в частности, включение в образовательный процесс прикладной этики. "Я не знаю лучшей прикладной этики, чем русская литература 19-го века", - сказал О.Смолин.

По словам парламентария, нужно расширять школьный курс литературы, пока же его сокращают. "Мы идем ложным путем", - заметил в связи с этим депутат.

Он уверен, что прикладная этика позволяет успешно решать и вопросы нравственного воспитания.

Пресс-центр

Фотогалереи