ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Асимметричный ответ России на санкции

После введенных санкций на импорт продуктов питания Россия готова ограничить сотрудничество с Западом в разных областях промышленности

Асимметричный ответ России на санкции
Некоторым ритейлерам придется приложить много усилий, чтобы найти замену запрещенным товарам.
Фото: ИТАР-ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 7 августа. INTERFAX.RU - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг на заседании правительства рассказал о мерах, которые Россия вводит в ответ на западные санкции. На данный момент правительство определило список товаров, запрещенных к ввозу из стран-санкционеров. Кроме того, обсуждается потенциальный запрет на транссибирские перелеты и ряд других санкций.

Правительство остановилось на эмбарго на импорт заменяемых на отечественном рынке товаров, поскольку ответные меры вряд ли будут опасны. Поднимавшийся вариант ограничений локализованного в России бизнеса - будь то McDonalds, Coca-Cola, Danone или Toyota - означает угрозу для сотен тысяч рабочих мест.

Следующий этап российских санкций, если до него дойдет дело, будет жестче - и в части стоимости импорта, и в части процесса его замещения. Министры готовы ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Второй пакет ответных мер уже готовится, рассказали "Интерфаксу" два источника в финансово-экономическом блоке правительства.

Колбасу нельзя, вино можно

Тема продовольственного запрета раскрывалась в два этапа. В среду вечером пресс-служба Кремля сообщила о подписании указа и опубликовала его текст, но ни конкретные страны, ни конкретные продукты в документе не перечислялись - определить их должно было правительство. В промежутке между президентским указом и правительственным постановлением (около 17 часов) российский интернет был заполнен исключительно гастрономической тематикой.

В полдень премьер сообщил, что подписал постановление, и раскрыл его содержание. Параллельно и сам документ появился на сайте правительства. Россия вводит запрет на поставки говядины, свинины, овощей, фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока, молочных продуктов, колбасы из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Не подпадает под запрет детское питание, по-прежнему разрешен ввоз продуктов физлицами в соответствии с таможенными правилами. Срок запрета - год, он может быть отменен или урезан и раньше. Расширять список - например, включив в него вино или оливковое масло - не планируется.

Новые возможности своим и чужим

По мнению главы Минсельхоза Николая Федорова, ограничение импорта является "уникальным шансом, чтобы подтянуться в развитии аграрного сектора". При этом он не исключил возникновение дефицита.

По данным, которые привел министр, доля импорта из "запрещенных" стран в общероссийском потреблении превышает 10% только по трем группам - свинина, рыба и фрукты. Выпадающие объемы Россия легко заместит при помощи других поставщиков (по разным товарным группам - Бразилия, Аргентина, Турция, Израиль, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия, Иран), считает министр сельского хозяйства. Страны Латинской Америки после запрета на поставки продукции из ЕС, США, Канады и ряда других стран получили реальный шанс зайти на продовольственный рынок России и занять на нем достойное место, считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

В связи с ограничением импорта проблемы могут возникнуть у рыбоперерабатывающей отрасли, считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его словам, под запрет подпадает более 60% импортной рыбной продукции. "Часть из нее не имеет прямых заменителей, поэтому перерабатывающая промышленность будет вынуждена переходить на близкие виды продукции", - сказал он, отметив, что это в основном касается лососевых видов рыбы.

Ограничение импорта молока и молочной продукции может оказаться выгодным для крупнейших на российском молочном рынке компаний - французской Danone и американской PepsiCo. Эмбарго не затронет производителей молочной продукции, использующих в основном российское молоко, считает председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. Основное сырье Danone в России - молоко российского производства, сказали "Интерфаксу" в пресс-службе компании.

В то же время финская Valio приостановила работу производственных линий, выпускающих молочную продукцию для российского рынка, из-за введенного Россией запрета на импорт европейского продовольствия.

Ограничение импорта сахарных сиропов, которые используются в некоторых напитках, не касается бизнеса Coca-Cola, поскольку для производства газировки компания использует российский свекловичный сахар, сказали "Интерфаксу" в российском представительстве Coca-Cola. "Бизнес Coca-Cola глубоко интегрирован в российскую экономику и является ее неотъемлемой частью. Российские компании поставляют 75% сырья, необходимого для производства и маркетинга продукции компании в России", - отметил представитель российского подразделения Coca-Cola.

Меньше излишеств, больше аскетизма

Для многих компаний, работающих в сфере розничной торговли и ресторанного бизнеса, перечень запрещенных продуктов стал неожиданностью. Замену некоторым позициям найти сложно, если вообще возможно, признаются представители некоторых компаний. Ритейлерам придется корректировать ассортимент, а в отдельных категориях сокращать его. Полки магазинов не опустеют, дефицита не будет, обещают они. Но большого разнообразия деликатесов и прочих изысков, к которым начал привыкать условный "средний класс", не будет. Кроме того, сети могут столкнуться с дополнительными расходами в связи с переориентацией цепочек поставок на другие страны.

Запрет на импорт больнее всего ударит по премиальным сетям и зарубежным ритейлерам, работающим на российском рынке, - Metro Cash & Carry и Auchan, считают аналитики. В их ассортименте представлены товары, импортируемые из стран, попавших под санкции, и эти товары пользовались популярностью у покупателей. При этом среди клиентов Metro - рестораторы, которые формируют спрос на продукцию, отличающуюся от продуктовой корзины рядовых потребителей.

Старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева отмечает, что значительная часть покупателей "Ашана" и Metro лояльна к импортным собственным торговым маркам в категориях рыбной, мясной, молочной продукции.

Компания анализирует дальнейшие действия и смотрит, какие позиции сможет заменить, сказала "Интерфаксу" представитель Auchan в России Мария Курносова.

Ограничения импорта повлияют на определенные категории товаров, отметила представитель Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева. С момента выхода на российский рынок компания закупает большинство товаров в России. "Мы полагаем, что данная ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране, хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно", - сказала она.

После определения правительством перечня продукции, импорт которой попал под ограничения, Metro незамедлительно приступила к поиску альтернативных решений в отношении соответствующих продуктов, добавила Токарева.

Российские санкции добавят проблем и рестораторам, которые еще не вполне приспособились к работе в условиях запрета на курение, который спровоцировал отток клиентов из ресторанов.

По словам представителя ОАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (управляет ресторанами "IL Патио" и "Планета суши", по лицензии развивает сеть T.G.I. Friday's и кофейни Costa Coffee) Елены Мазур, ограничения импорта коснутся всех ресторанных концепций компании. Для сети "Планета суши" самый болезненный запрет - эмбарго на импорт лосося из Норвегии, и в компании пока не видят очевидных альтернатив этому продукту. Если переориентировать поставки рыбы на российский Дальний Восток, появляется проблема роста затрат в связи с дорогой логистикой. В случае с "IL Патио" пострадает категория сыров, мясных продуктов и колбас.

"Ситуация будет достаточно сложной для всего ресторанного рынка, так как более 50% продуктов, используемых концептуальными ресторанами, являются импортными. Это относится к различным видам мяса и птицы, овощам, фруктам, сырам, соусам, рыбе и в частности, к норвежскому лососю", - говорит представитель "Росинтера".

В ближайшее время в компании состоится совещание, на котором будет обсуждаться корректировка меню ресторанных концепций "Росинтера".

У "Азбуки вкуса" на долю импорта приходится более 50%, компании придется сокращать ассортимент в определенных категориях, говорил представитель сети.

Условно в выигрыше

В более выигрышном положении окажутся сети, работающие в среднем ценовом сегменте и ориентирующиеся на покупателя с невысокими доходами, - "Магнит" и "Дикси".

В текущих условиях в более безопасном положении будут находиться ритейлеры, ориентирующиеся на покупателей с доходами ниже среднего, поскольку ограничения на импорт продукции в меньшей степени коснутся их ассортимента, чем ассортимента ритейлеров в формате супермаркетов (особенно премиальных) и гипермаркетов, считает Наталья Колупаева из Raiffeisenbank. Кроме того, важным фактором способности компании быстро приспособиться к новым рыночным условиям будет состояние и сила логистической системы ритейлера. В таких условиях "Магнит" выглядит наиболее устойчивым игроком, в то время как "О`Кей", "Лента" и Х5 потребуется гораздо больше усилий для перехода к новым поставщикам", - отметила аналитик.

"Дикси" адаптирует ассортиментную матрицу в соответствии с введенными ограничениями, сказала представитель компании Екатерина Куманина. "Существенных изменений мы не предвидим", - отметила она. В сети магазинов "у дома" "Дикси" (основной формат "Дикси Групп", который приносит ритейлеру большую часть доходов) преобладает продукция российских поставщиков: в категориях мяса, птицы и кисломолочных продуктов на российское производство приходится 100%, доля импортного молока составляет около 0,5%. Доля норвежской красной рыбы незначительна, и компания уже предварительно проработала канал поставок диких сортов лососевых с Дальнего Востока (нерки, кижуча, горбуши).

Доля европейских сыров более заметна, и заменить их аналогичными позициями будет непросто, говорит Куманина. В результате, как показывает прошлый опыт, спрос перераспределится в сторону других вкусов в рамках категории, в том числе в пользу сыров из России, отметила она.

По ее словам, наибольшие трудности вызовет поиск альтернативы фруктам. Максимальная доля европейских поставок в этой категории в определенные сезоны достигала 50%. "Дикси" видит возможность переориентировать поставки на страны Азии, Латинской Америки, Африки и увеличить поставки существующих контрагентов - из Кубани, Краснодарского и Ставропольского краев, а также производителей из Сербии, Македонии, Турции, Белоруссии. "В результате "Дикси" будет по-прежнему предлагать максимально разнообразные фрукты в любой сезон, однако некоторые привычные для покупателей сорта, например, груш, могут на некоторое время смениться альтернативными вкусами из других стран", - оптимистична Куманина. При этом речь идет именно об отдельных сортах, а не о целых категориях, отметила она. Проблем с овощной продукцией не предвидится, российские сельхозпроизводители полностью обеспечивают потребности рынка, считает представитель "Дикси".

"Вероятнее всего, потребители не испытают какого-либо дискомфорта, напротив, рынок получит возможность предложить покупателю новые бренды, новые продукты и вкусы. А отечественные производители, в свою очередь, получат еще больше полочного пространства", сказала она.

Что запрещаем

В перечень, утвержденный правительством, попали свежее или охлажденное, а также замороженное мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, соленое, сушеное или копченое мясо, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молоко и молочная продукция (включая кефир, йогурт, сливочное масло, сыры и творог), овощи, корнеплоды и клубнеплоды (включая картофель, томаты, репчатый лук, лук шалот, чеснок, лук-порей, капусту, морковь, репу, свеклу, сельдерей, огурцы), фрукты и орехи (включая бананы, цитрусовые, виноград, дыни, яблоки, груши, абрикосы, вишню, черешню, персики), колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе, солодовый экстракт (с содержанием сухого экстракта 90% массы или более), сахарные сиропы со вкусо-ароматическими или красящими добавками.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });