Асимметричный ответ России на санкции

После введенных санкций на импорт продуктов питания Россия готова ограничить сотрудничество с Западом в разных областях промышленности

Асимметричный ответ России на санкции
Некоторым ритейлерам придется приложить много усилий, чтобы найти замену запрещенным товарам.
Фото: ИТАР-ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 7 августа. INTERFAX.RU - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг на заседании правительства рассказал о мерах, которые Россия вводит в ответ на западные санкции. На данный момент правительство определило список товаров, запрещенных к ввозу из стран-санкционеров. Кроме того, обсуждается потенциальный запрет на транссибирские перелеты и ряд других санкций.

Правительство остановилось на эмбарго на импорт заменяемых на отечественном рынке товаров, поскольку ответные меры вряд ли будут опасны. Поднимавшийся вариант ограничений локализованного в России бизнеса - будь то McDonalds, Coca-Cola, Danone или Toyota - означает угрозу для сотен тысяч рабочих мест.

Следующий этап российских санкций, если до него дойдет дело, будет жестче - и в части стоимости импорта, и в части процесса его замещения. Министры готовы ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Второй пакет ответных мер уже готовится, рассказали "Интерфаксу" два источника в финансово-экономическом блоке правительства.

Колбасу нельзя, вино можно

Тема продовольственного запрета раскрывалась в два этапа. В среду вечером пресс-служба Кремля сообщила о подписании указа и опубликовала его текст, но ни конкретные страны, ни конкретные продукты в документе не перечислялись - определить их должно было правительство. В промежутке между президентским указом и правительственным постановлением (около 17 часов) российский интернет был заполнен исключительно гастрономической тематикой.

В полдень премьер сообщил, что подписал постановление, и раскрыл его содержание. Параллельно и сам документ появился на сайте правительства. Россия вводит запрет на поставки говядины, свинины, овощей, фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока, молочных продуктов, колбасы из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Не подпадает под запрет детское питание, по-прежнему разрешен ввоз продуктов физлицами в соответствии с таможенными правилами. Срок запрета - год, он может быть отменен или урезан и раньше. Расширять список - например, включив в него вино или оливковое масло - не планируется.

Новые возможности своим и чужим

По мнению главы Минсельхоза Николая Федорова, ограничение импорта является "уникальным шансом, чтобы подтянуться в развитии аграрного сектора". При этом он не исключил возникновение дефицита.

По данным, которые привел министр, доля импорта из "запрещенных" стран в общероссийском потреблении превышает 10% только по трем группам - свинина, рыба и фрукты. Выпадающие объемы Россия легко заместит при помощи других поставщиков (по разным товарным группам - Бразилия, Аргентина, Турция, Израиль, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия, Иран), считает министр сельского хозяйства. Страны Латинской Америки после запрета на поставки продукции из ЕС, США, Канады и ряда других стран получили реальный шанс зайти на продовольственный рынок России и занять на нем достойное место, считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

В связи с ограничением импорта проблемы могут возникнуть у рыбоперерабатывающей отрасли, считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его словам, под запрет подпадает более 60% импортной рыбной продукции. "Часть из нее не имеет прямых заменителей, поэтому перерабатывающая промышленность будет вынуждена переходить на близкие виды продукции", - сказал он, отметив, что это в основном касается лососевых видов рыбы.

Ограничение импорта молока и молочной продукции может оказаться выгодным для крупнейших на российском молочном рынке компаний - французской Danone и американской PepsiCo. Эмбарго не затронет производителей молочной продукции, использующих в основном российское молоко, считает председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. Основное сырье Danone в России - молоко российского производства, сказали "Интерфаксу" в пресс-службе компании.

В то же время финская Valio приостановила работу производственных линий, выпускающих молочную продукцию для российского рынка, из-за введенного Россией запрета на импорт европейского продовольствия.

Ограничение импорта сахарных сиропов, которые используются в некоторых напитках, не касается бизнеса Coca-Cola, поскольку для производства газировки компания использует российский свекловичный сахар, сказали "Интерфаксу" в российском представительстве Coca-Cola. "Бизнес Coca-Cola глубоко интегрирован в российскую экономику и является ее неотъемлемой частью. Российские компании поставляют 75% сырья, необходимого для производства и маркетинга продукции компании в России", - отметил представитель российского подразделения Coca-Cola.

Меньше излишеств, больше аскетизма

Для многих компаний, работающих в сфере розничной торговли и ресторанного бизнеса, перечень запрещенных продуктов стал неожиданностью. Замену некоторым позициям найти сложно, если вообще возможно, признаются представители некоторых компаний. Ритейлерам придется корректировать ассортимент, а в отдельных категориях сокращать его. Полки магазинов не опустеют, дефицита не будет, обещают они. Но большого разнообразия деликатесов и прочих изысков, к которым начал привыкать условный "средний класс", не будет. Кроме того, сети могут столкнуться с дополнительными расходами в связи с переориентацией цепочек поставок на другие страны.

Запрет на импорт больнее всего ударит по премиальным сетям и зарубежным ритейлерам, работающим на российском рынке, - Metro Cash & Carry и Auchan, считают аналитики. В их ассортименте представлены товары, импортируемые из стран, попавших под санкции, и эти товары пользовались популярностью у покупателей. При этом среди клиентов Metro - рестораторы, которые формируют спрос на продукцию, отличающуюся от продуктовой корзины рядовых потребителей.

Старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева отмечает, что значительная часть покупателей "Ашана" и Metro лояльна к импортным собственным торговым маркам в категориях рыбной, мясной, молочной продукции.

Компания анализирует дальнейшие действия и смотрит, какие позиции сможет заменить, сказала "Интерфаксу" представитель Auchan в России Мария Курносова.

Ограничения импорта повлияют на определенные категории товаров, отметила представитель Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева. С момента выхода на российский рынок компания закупает большинство товаров в России. "Мы полагаем, что данная ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране, хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно", - сказала она.

После определения правительством перечня продукции, импорт которой попал под ограничения, Metro незамедлительно приступила к поиску альтернативных решений в отношении соответствующих продуктов, добавила Токарева.

Российские санкции добавят проблем и рестораторам, которые еще не вполне приспособились к работе в условиях запрета на курение, который спровоцировал отток клиентов из ресторанов.

По словам представителя ОАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (управляет ресторанами "IL Патио" и "Планета суши", по лицензии развивает сеть T.G.I. Friday's и кофейни Costa Coffee) Елены Мазур, ограничения импорта коснутся всех ресторанных концепций компании. Для сети "Планета суши" самый болезненный запрет - эмбарго на импорт лосося из Норвегии, и в компании пока не видят очевидных альтернатив этому продукту. Если переориентировать поставки рыбы на российский Дальний Восток, появляется проблема роста затрат в связи с дорогой логистикой. В случае с "IL Патио" пострадает категория сыров, мясных продуктов и колбас.

"Ситуация будет достаточно сложной для всего ресторанного рынка, так как более 50% продуктов, используемых концептуальными ресторанами, являются импортными. Это относится к различным видам мяса и птицы, овощам, фруктам, сырам, соусам, рыбе и в частности, к норвежскому лососю", - говорит представитель "Росинтера".

В ближайшее время в компании состоится совещание, на котором будет обсуждаться корректировка меню ресторанных концепций "Росинтера".

У "Азбуки вкуса" на долю импорта приходится более 50%, компании придется сокращать ассортимент в определенных категориях, говорил представитель сети.

Условно в выигрыше

В более выигрышном положении окажутся сети, работающие в среднем ценовом сегменте и ориентирующиеся на покупателя с невысокими доходами, - "Магнит" и "Дикси".

В текущих условиях в более безопасном положении будут находиться ритейлеры, ориентирующиеся на покупателей с доходами ниже среднего, поскольку ограничения на импорт продукции в меньшей степени коснутся их ассортимента, чем ассортимента ритейлеров в формате супермаркетов (особенно премиальных) и гипермаркетов, считает Наталья Колупаева из Raiffeisenbank. Кроме того, важным фактором способности компании быстро приспособиться к новым рыночным условиям будет состояние и сила логистической системы ритейлера. В таких условиях "Магнит" выглядит наиболее устойчивым игроком, в то время как "О`Кей", "Лента" и Х5 потребуется гораздо больше усилий для перехода к новым поставщикам", - отметила аналитик.

"Дикси" адаптирует ассортиментную матрицу в соответствии с введенными ограничениями, сказала представитель компании Екатерина Куманина. "Существенных изменений мы не предвидим", - отметила она. В сети магазинов "у дома" "Дикси" (основной формат "Дикси Групп", который приносит ритейлеру большую часть доходов) преобладает продукция российских поставщиков: в категориях мяса, птицы и кисломолочных продуктов на российское производство приходится 100%, доля импортного молока составляет около 0,5%. Доля норвежской красной рыбы незначительна, и компания уже предварительно проработала канал поставок диких сортов лососевых с Дальнего Востока (нерки, кижуча, горбуши).

Доля европейских сыров более заметна, и заменить их аналогичными позициями будет непросто, говорит Куманина. В результате, как показывает прошлый опыт, спрос перераспределится в сторону других вкусов в рамках категории, в том числе в пользу сыров из России, отметила она.

По ее словам, наибольшие трудности вызовет поиск альтернативы фруктам. Максимальная доля европейских поставок в этой категории в определенные сезоны достигала 50%. "Дикси" видит возможность переориентировать поставки на страны Азии, Латинской Америки, Африки и увеличить поставки существующих контрагентов - из Кубани, Краснодарского и Ставропольского краев, а также производителей из Сербии, Македонии, Турции, Белоруссии. "В результате "Дикси" будет по-прежнему предлагать максимально разнообразные фрукты в любой сезон, однако некоторые привычные для покупателей сорта, например, груш, могут на некоторое время смениться альтернативными вкусами из других стран", - оптимистична Куманина. При этом речь идет именно об отдельных сортах, а не о целых категориях, отметила она. Проблем с овощной продукцией не предвидится, российские сельхозпроизводители полностью обеспечивают потребности рынка, считает представитель "Дикси".

"Вероятнее всего, потребители не испытают какого-либо дискомфорта, напротив, рынок получит возможность предложить покупателю новые бренды, новые продукты и вкусы. А отечественные производители, в свою очередь, получат еще больше полочного пространства", сказала она.

Что запрещаем

В перечень, утвержденный правительством, попали свежее или охлажденное, а также замороженное мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, соленое, сушеное или копченое мясо, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молоко и молочная продукция (включая кефир, йогурт, сливочное масло, сыры и творог), овощи, корнеплоды и клубнеплоды (включая картофель, томаты, репчатый лук, лук шалот, чеснок, лук-порей, капусту, морковь, репу, свеклу, сельдерей, огурцы), фрукты и орехи (включая бананы, цитрусовые, виноград, дыни, яблоки, груши, абрикосы, вишню, черешню, персики), колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе, солодовый экстракт (с содержанием сухого экстракта 90% массы или более), сахарные сиропы со вкусо-ароматическими или красящими добавками.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Эксперты отметили резкое торможение российской экономикиЭксперты отметили резкое торможение российской экономики
Цифры слабые, существенно хуже ожиданий, констатировали экономисты после публикации данных РосстатаПодробнее
Россельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из БразилииРоссельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из Бразилии
Страна является одним из самых крупных поставщиков мяса в РФПодробнее
Спрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. ОбзорСпрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. Обзор
Как ожидают аналитики, только мазут по итогам года покажет понижающую динамику спросаПодробнее
Бизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузкиБизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузки
Из-за введения трех новых сборов предпринимателям в 2018 году придется заплатить в бюджет больше 100 млрд рублейПодробнее
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Росрыболовство объяснило рост цен на красную икруРосрыболовство объяснило рост цен на красную икру
В ведомстве полагают, что дело в спекулятивном настрое рынкаПодробнее
Недвижимость
Последние новости