Орешкин рассказал о "маскировке" негативных трендов в отчетности ЕБРР

Москва. 9 мая. INTERFAX.RU - Отчетность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), формально показывая позитивные цифры, "маскирует" ряд негативных трендов и управленческих допущений, сохранение текущего подхода к деятельности ЕБРР может привести к снижению его рейтингов и потребовать докапитализации, говорится в заявлении главы Минэкономразвития Максима Орешкина к ежегодному заседанию совета управляющих ЕБРР, с которым ознакомился "Интерфакс".

Орешкин назначен управляющим от России в ЕБРР в апреле этого года.

В заявлении отмечается, что за годы своего существования ЕБРР развил бизнес-модель с упором на поддержку частного сектора и коммерчески-ориентированных государственных предприятий, и эта модель смогла обеспечить банку в прошлые годы стабильное финансовое положение.

"Однако за последние годы мы стали свидетелями ухудшающегося финансового состояния и перспектив развития банка. При том, что формальные цифры отчета выглядят позитивно, за ними скрывается целый ряд негативных трендов и управленческих допущений. Сохранение текущего подхода к деятельности сделает положение банка в ближайшие годы неустойчивым, может привести к снижению кредитных рейтингов и потребовать докапитализации банка", - говорится в документе.

Российская сторона обращает внимание на долгосрочную неустойчивость доходности операций банка. Общий объем его доходов в соответствии с официальным отчетом составил 1,699 млрд евро, из которых почти треть была сформирована в России, куда ЕБРР с июля 2014 года перестал инвестировать из-за санкций Евросоюза и США в отношении Москвы.

Российский портфель к концу первого квартала 2017 года сократился с 10,4 млрд евро (максимум в третьем квартале 2012 года) до 3,7 млрд евро.

"Хорошей управленческой практикой является демонстрация результата без так называемых "discontinued operations" (прекращаемых операций - ред.), так как очевидно, что отсутствие операций в России в ближайшие годы приведет к обнулению этого показателя. Без учета российских операций фактический доход банка составил всего 1,202 млрд евро", - отмечается в заявлении.

В РФ обращают внимание, что в структуре доходов ЕБРР более 200 млн евро являются следствием разовых эффектов по учету опционов и операций хеджирования, а также переоценки существующего портфеля.

В соответствии с бизнес-планом на 2017-2019 годы объём годовых инвестиций сократится на 1 млрд евро по сравнению с целевыми параметрами, заложенными в расчетах при составлении пятилетней стратегии (8,9-9,1 млрд евро вместо 9,8-10,25 млрд евро соответственно).

Российская сторона отмечает, что существенно возросли объёмы сделок согласованных и одобренных банком, но в последний момент отмененных клиентами (1,3 млрд евро за 2016 год) и досрочных погашений (2,1 млрд евро за 2016 год), что размывает доходную базу ЕБРР и ставит под вопрос устойчивость его бизнес-модели.

В заявлении также указывается на снижение операционной эффективности банка. Соотношение операционных затрат и операционных доходов по итогам 2016 года составило 42%, превысив установленный плановый пятилетний уровень (33%), при этом ожидается дальнейшее ухудшение данного показателя как по году, так и в среднем за пять лет. Исключение из расчета доходов от российской части портфеля значительно увеличит этот показатель.

Кроме того, российская сторона заявила о размытии мандата операций ЕБРР, который исторически базировался на соблюдении трех основных требований: содействие переходу к рынку, дополняемость и здоровые банковские практики.

В 2016 году из 56 подписанных крупных операций 32% либо полностью, либо в значительной мере являлись операциями по реструктуризации, рефинансированию клиентами существующей рыночной задолженности или ретроактивному финансированию. Из 149 отдельных проектов, одобренных советом директоров, 28% имели компоненту с рефинансированием обязательств клиентов перед частными банками или реструктуризацией имеющейся задолженности.

"Это свидетельствует о том, что в настоящее время банк во многом не дополняет, а вытесняет частный сектор. Для сохранения соответствия базовым принципам работы банка в апреле 2016 года в действие были внедрены новые подходы к определению дополняемости ЕБРР в проектах с рефинансированием/реструктуризацией", - говорится в заявлении.

"Долевые инвестиции банка все больше смещаются вправо по цепочке: увеличивается доля участия в IPO финансировании (а не pre-IPO как раньше). Обычной практикой стало финансирование схем leveraged buyout в странах операций, находящихся на продвинутой стадии перехода к рынку, когда средства ЕБРР полностью идут не на развитие компаний, а предыдущим частным собственникам в страны, не являющиеся странами операций банка", - отмечается в документе.

Вызывает у РФ вопросы политика банка по управлению рисками. Операции по реструктуризации существующей рыночной задолженности клиентов банк не классифицирует как проблемные активы, тем самым маскируя реальные проблемы их качества. Ввиду особого статуса ЕБРР и отсутствия над банком регулятора, банк достаточно вольно относится к классификации подобных операций и резервированию под такие ссуды. "Отдельные подходы ЕБРР, которые, с нашей точки зрения, можно квалифицировать как регулятивный арбитраж, были бы недопустимы при наличии над банком какого-либо регулирующего органа", - говорится в документе.

С января 2017 года менеджмент принял решение полностью отказаться от практики установления внутренних страновых рейтингов, от которых обычно зависело присвоение рейтингов для частных клиентов. Например, для России они исторически были на 4-5 ступеней ниже суверенного уровня. Такой подход резко ухудшает соотношение доходность/риск по новым операциям ЕБРР, считают в РФ

"Ухудшение положения и необходимость применять вызывающие сомнение управленческие практики во многом связано с принятием "политического руководства" о полном прекращении с июля 2014 года новых инвестиций в Российской Федерации. Операции ЕБРР в России всегда отличались высоким кредитным качеством, хорошей оборачиваемостью ресурсов, позволяли добиваться значительных финансовых результатов и осуществлять операции в более рискованных странах/регионах без ущерба для капитала или ухудшения риск-профиля банка", - полагают в РФ.

"Для оправдания своей деятельности ЕБРР пытается компенсировать выпадающие объемы бизнеса за счет реализации проектов, не всегда отвечающих ключевым мандатным требованиям банка. В сложившейся ситуации исчерпав иные пути решения проблемы, и в целях защиты интересов Российской Федерации как акционера и страны операций ЕБРР российская сторона вынуждена предпринимать усилия по поиску правового решения сложившейся ситуации", - заявили в РФ.

Российская сторона отмечает, что помимо нанесения серьезного урона финансовому состоянию банка реализация "политического руководства" нарушает комплекс правовых норм, начиная с соглашения об учреждении ЕБРР.

В частности, приостановка или иное изменение доступа члена банка к его ресурсам относится к исключительной компетенции совета управляющих и не может быть делегировано совету директоров (как было в ситуации с РФ - ред.). Кроме того, в соглашении об учреждении банка говорится о недопустимости любых попыток оказания влияния на менеджмент ЕБРР в интересах отдельных акционеров/групп акционеров, лежащих за пределами четко определенного мандата банка.

"По сути это дискриминация по национальному признаку, которая недопустима в деятельности многостороннего института развития. Подобный подход влечет за собой опасность в дальнейшем произвольно трактовать устав банка и лишать его членов их акционерных прав без учета или вопреки уставным задачам и принципам ЕБРР. Поднимая эту тему, мы указываем не только на неправомерность принятых в отношении России решений. Мы заботимся о судьбе самого банка, поскольку в результате сокращается наиболее прибыльный кредитный портфель, не выполняется мандат банка в части содействия перехода к рынку и ухудшаются его операционные показатели, что может иметь серьёзные и далеко идущие последствия", - отмечают в РФ.

"Российская сторона остается открытой к конструктивному и заинтересованному диалогу по вопросу поиска легитимных взаимоприемлемых путей выхода из сложившейся ситуации и призывает менеджмент банка и его акционеров к принятию решений, обеспечивающих устойчивое развитие банка", - говорится в документе.

Российские власти в 2016 году направили обращение к председателю совета управляющих ЕБРР, министру финансов Люксембурга Пьеру Граменья, в котором отмечалось, что Россия считает "заморозку" деятельности ЕБРР нарушением ее прав как акционера и страны операций банка. Совет директоров ЕБРР рассмотрел обращение РФ и не нашел в "заморозке" инвестиций в Россию нарушений официальных принципов работы ЕБРР.

Экономика
РФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US TreasuriesРФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US Treasuries
Россия больше не входит в список крупнейших держателей американских облигацийПодробнее
ФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостьюФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостью
Между тем удалось обеспечить стабильную ситуацию в рознице, считают в антимонопольной службеПодробнее
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
Недвижимость
Последние новости