Интервью

К концу года в России могут потерять работу около 300 тысяч человек

Лидер Федерации независимых профсоюзов России в интервью "Интерфаксу" оценил ситуацию на рынке труда и дал свой прогноз ее дальнейшему развитию

К концу года в России могут потерять работу около 300 тысяч человек

Москва. 14 октября. INTERFAX.RU - Волна массовых увольнений, начавшаяся на таких отечественных автогигантах, как "АвтоВАЗ" и "ГАЗ", а также в крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот", продолжается. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), ведущая свой мониторинг ситуации на рынке труда, пришла к выводу, что продолжения массовых сокращений и роста безработицы избежать не удастся. О том, какие меры со стороны государства могли бы снизить негативные социальные последствия масштабных сокращений на предприятиях, а также о том, чем конкретно могут помочь российские профсоюзы в сложившейся ситуации, рассказывает лидер ФНПР Михаил Шмаков в эксклюзивном интервью "Интерфаксу".

Михаил Викторович! В начале августа Вы прогнозировали, что в течение осени могут потерять работу около 400 тыс. россиян. Оправдался ли этот прогноз с учетом массовых увольнений, которые намечены на "АвтоВАЗе", на "ГАЗе"?

Действительно, наш прогноз состоял в том, что с начала сентября должны были произойти достаточно большие сокращения. К большому сожалению, оправдался наш самый негативный прогноз и сейчас, фактически к середине октября с начала осени порядка 350-400 тыс. человек уже потеряли работу.

При этом далеко не все обращаются в службу занятости и регистрируются как безработные. Поэтому официальная статистика дает радужную картину снижения безработицы, что в целом, не имеет прямого отношения к действительности.

Как ситуация будет развиваться до конца года и сколько россиян могут пополнить армию лишних людей?

Пожалуй, самый основной момент, который отмечен в нашем прогнозе - еще до конца года порядка 300 тыс. могут потерять работу. Таким образом, с начала осени до конца декабря, по нашим оценкам, потеряют работу порядка 700 тыс. человек.

Речь идет о крупных российских предприятиях, где работодатели решились на проведение массовых сокращений численности персонала?

Увольнения идут на предприятиях самых различных форм собственности. Это и малые предприятия, и крупные компании.

2010 год в этом отношении не станет более благополучным?

Если откровенно, то мы с тревогой смотрим в будущее. О прогнозах до конца года я уже говорил. Мы также прогнозируем, что наибольшее количество безработных в России будет к середине 2010 года.

В каких отраслях экономики следует ожидать сокращений?

Пострадают все сектора экономики. Поэтому, здесь трудно выявить, какой из секторов будет, если можно так выразиться, "лидером" с точки зрения высвобождения рабочей силы. Это произойдет потому, что все процессы в экономике тесно связаны друг с другом. Что сейчас происходит? Падает потребительский спрос, падают объемы продаж как автомобилей, так и молока, так и многих товаров повседневного обихода.

Следовательно, дальнейшее сокращение рабочих мест пойдет во всех секторах экономики.

К сожалению, это всеобъемлющий процесс.

Ряд независимых экспертов, отслеживающих ситуацию по рынке труда, придерживаются мнения, что если нынешняя социально-экономическая ситуация не изменится, то к концу года общая численность безработных в стране составит около 10 млн. человек. Если же будут ухудшения, то численность безработных достигнет 12 млн. Согласны ли Вы с такими прогнозами?

Да. Эти прогнозы близки к тем реалиям, которые нас сегодня окружают.

Считаете ли Вы, что нынешняя ситуация вокруг увольнений на "АвтоВАЗе" подхлестнет массовые сокращения и рост безработицы?

Я понимаю, что пример "АвтоВАЗа" сейчас у всех перед глазами. И там, действительно, очень большие сокращения. Но хотел бы подчеркнуть, что первоначально планировалось уволить 36 тыс. работников предприятия. Благодаря переговорам, проведенным профсоюзным комитетом этого предприятия с руководством "АвтоВАЗа" и профсоюза автомобильного и сельскохозяйствкенного машиностроения, который входит в нашу Федерацию, сразу удалось уменьшить эту цифру до 27 тыс. человек. Сокращения снижены на 9 тыс. человек. Я считаю этот результат очень большой заслугой профкома "ВАЗа".

А каковы дальнейшие перспективы переговоров и на что реально могут рассчитывать увольняемые сотрудники "АвтоВАЗа"?

Переговоры продолжаются. Надо сказать, что к чести нынешнего руководства "АвтоВАЗа", и к чести профсоюзного комитета, эти переговоры ведутся постоянно. Основная цель переговоров – найти новые способы для минимизации негативных последствий для увольняемых.

Если конкретнее, то увольняемым пенсионного и предпенсионного возраста сейчас предлагается и будет выплачиваться достаточно высокая корпоративная пенсия. Кроме того, значительная часть увольняемых будет трудоустроена на смежные предприятиях, которые, в свою очередь, займутся реконструкцией "АвтоВАЗа". При этом основное условие состоит в том, что после реконструкция и пуска новых производственных линий, те, кого уволили, будут, в первую очередь, возвращены к тем профессиям, с которыми они трудились на заводе.

Поэтому, ситуация на "АвтоВАЗ" - это пример и большого сокращения, и очень напряженной и внимательной работы с каждым увольняемым.

Если пример "АвтоВАЗа" дает основание рассчитывать на позитивные перспективы развития ситуация, то чем тогда можно объяснить столь внушительную динамику роста безработицы?

Отнюдь не каждый работодатель ведет себя ответственно и выполняет свои социальные обязательства. Поэтому идут ползучие сокращения, в том числе через увольнения по собственному желанию, к которым работников подталкивают работодатели. Есть и другие формы увольнения, иногда даже без всякой социальной защиты. Вот и получается такой прогноз.

Какие меры могли бы способствовать изменению ситуации в позитивную сторону? Что конкретно предлагает ФНПР?

Наша позиция состоит в том, что необходимо увеличить размеры пособия по безработице. Мы будем настаивать, чтобы в бюджете на 2010 год это было предусмотренною По данному вопросу ФНПР ведет активные дискуссии с правительством РФ.

Вопрос необходимо решить, потому что минимальный размер пособия, который пока не хотят пересматривать, 850 рублей в месяц. Это просто смешно. На такое пособие невозможно прожить целый месяц. Пусть те, кто утверждает такие параметры, сами попробуют прожить на данное пособие.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть оптимальный размер минимального пособия по безработице?

По крайне мере, не ниже прожиточного минимума. Размеры пособий, конечно, могут зависеть от предыдущей заработной платы. Но сам смысл пособия в том, чтобы человек без работы мог бы прожить на это пособие и не умереть.

Проблема в том, что у нас вообще искаженная система расчета прожиточного минимума была и в так называемые "тучные годы".

Кризис обнажил и обострил некоторые проблемы, в том числе проблему расчета прожиточного минимума. Надои в ходе кризиса, и после кризиса обновлять методику подсчета прожиточного минимума и МРОТ, и, соответственно, корректировать размеры пособия.

Мы с Вами говорили о минимальном размере пособия по безработице. Что касается максимального, размер которого составляет 4900 рублей в месяц, то его увеличение на 2010 год не предусмотрено. И как объясняют, в частности, в Минздравсоцразвития РФ, мотивация состоит в том, чтобы у людей был стимул к поиску работы. Вы принимаете такой аргумент?

Мы не можем согласиться с такой позицией. Если в условиях развивающейся экономики подобная аргументация еще допустима, то в условиях стагнирующей экономики, когда рабочие места не создаются, а наоборот, сокращаются, подобные аргументы не работают. Поэтому здесь надо менять подходы и нужны другие решения.

Должен еще отметить, что необходимо решать вопрос о продления срока выплаты пособий. Сегодня, во время кризиса, необходимо продлить срок выплаты пособий до двух лет.

Вы намерены все эти предложения представить в рамках Трехсторонней комиссии?

Эти вопросы мы будем продвигать везде. В том числе и в рамках Трехсторонней комиссии. В ноябре состоится заседание Генерального совета ФНПР, в ходе которого мы обсудим все нынешние реалии в экономике, а также ситуацию с рабочими местами, с заработной платой и с ее задержками.

Естественно, от имени Генерального совета мы потребуем действенных шагов от наших властей – и от законодательной власти, и от исполнительной власти.

Будем предлагать и добиваться.

Не исключаете ли Вы вероятность, что трудовые коллективы могут активно прибегать к протестным действиям, включая забастовки?

Что касается забастовок, то в период увольнений забастовка идет на руку только работодателям. Многие работодатели мечтают, чтобы работники забастовали, тогда им не надо выплачивать зарплату и другие социальные выплаты.

Поэтому мы гибко подходим к свом требованиям. Тем, кто считает, что посредством забастовки можно добиться своих целей, мы, безусловно, будем поддерживать, но большинство наших профсоюзов склоняется к той точке зрения, о которой я только что сказал.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Генеральный директор ЦЭНКИ: Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти<span class="green">Генеральный директор ЦЭНКИ:</span>  Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти
Рано Джураева рассказала о развитии российских космодромов в условиях сокращения финансированияПодробнее
Сергей Рябков: торг вокруг арестованной в США нашей дипсобственности обречен на неудачу<span class="green">Сергей Рябков:</span>  торг вокруг арестованной в США нашей дипсобственности обречен на неудачу
Замминистра иностранных дел рассказал о встрече с замгоссекретаря по проблемным вопросамПодробнее
Глава РФПИ: конвертация "префов" "Транснефти" позволит существенно повысить стоимость компании<span class="green">Глава РФПИ:</span>  конвертация "префов" "Транснефти" позволит существенно повысить стоимость компании
Кирилл Дмитриев рассказал, какие шаги фонд с партнерами предлагают предпринять для дальнейшего развития компанииПодробнее
CFO "Системы": мы понимаем, что тревога кредиторов нарастает<span class="green">CFO "Системы":</span>  мы понимаем, что тревога кредиторов нарастает
Всеволод Розанов рассказал, провоцируют ли последние события вокруг компании новые риски по обязательствам "Системы"Подробнее

Фотогалереи

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Comic Con в Сан-Диего9 фото

Comic Con в Сан-Диего

Землетрясение у берегов Греции и Турции6 фото

Землетрясение у берегов Греции и Турции

МАКС: Крупный план10 фото

МАКС: Крупный план

Фотохроника 20 июля6 фото

Фотохроника 20 июля

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Фотохроника 19 июля6 фото

Фотохроника 19 июля

Прощание с Антоном Носиком6 фото

Прощание с Антоном Носиком

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве5 фото

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве

Перед лицом реновации9 фото

Перед лицом реновации

Фотохроника 4 июля8 фото

Фотохроника 4 июля

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Фотохроника 30 июня9 фото

Фотохроника 30 июня

Московский фестиваль садов и цветов6 фото

Московский фестиваль садов и цветов

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

"Ночь русского балета" в московском метро6 фото

"Ночь русского балета" в московском метро

Открытие Московского международного кинофестиваля8 фото

Открытие Московского международного кинофестиваля

Прощание с Алексеем Баталовым8 фото

Прощание с Алексеем Баталовым

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи9 фото

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Закрытие Каннского кинофестиваля9 фото

Закрытие Каннского кинофестиваля

Обыски в "Гоголь-центре"5 фото

Обыски в "Гоголь-центре"

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи