ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Василий Небензя: Рассчитываем на скорейший пересмотр суверенных рейтингов России

Замглавы МИД дал оценку ситуации с арестом российских счетов за рубежом и пояснил позицию РФ по санкциям ЕС и контрмерам

Василий Небензя: Рассчитываем на скорейший пересмотр суверенных рейтингов России
Василий Небензя: Рассчитываем на скорейший пересмотр суверенных рейтингов России
Фото: ТАСС, Геннадий Хамельянин

Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Василий Небензя, курирующий экономический блок вопросов в министерстве, дал интервью руководителю внешнеполитической редакции "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором прокомментировал итоги Петербургского международного экономического форума, дал оценку ситуации с арестом российских счетов за рубежом, пояснил позицию РФ по санкциям ЕС и контрмерам, заявил об отсутствии минусов для России от участия в ВТО и выразил надежду на скорый пересмотр страновых рейтингов России мировыми рейтинговыми агентствами.

- Василий Алексеевич, мы с Вами встречаемся вскоре после Петербургского международного экономического форума. Оправдались ли ожидания в связи с проведением ПМЭФ-2015? В тот момент, когда считается, что Россия в изоляции, приехало довольно много гостей. Но в то же время по западным телеканалам эксперты говорили, что Россия пытается организовать свой Давосский форум, но у нее это не очень получается.

- Мы ни с кем не соревнуемся и не пытаемся доказать, что наш форум "круче", чем где бы то ни было, в том числе и в Давосе. Мы уважаем Давос, но если уж давать оценки нашему форуму, то, по общей численности, по статусу зарубежных участников, по насыщенности программы, числу достигнутых договоренностей и заключенных контрактов, нынешний форум превзошел даже предыдущий. Это оценки наблюдателей, в том числе и зарубежных, которые мы получаем по его итогам. В рамках форума было проведено более 150 мероприятий с участие более 10 тысяч человек. Впервые на его площадке были организованы Деловые форумы ШОС и БРИКС, состоялись форум "Деловой 20-ки", сессия дискуссионного клуба "Валдай", встречи глав энергетических компаний и информагентств. В Дискуссии было задействовано 668 модераторов и выступающих, а освещали мероприятие более 2 тысяч журналистов из 43 стран. Мероприятие посетили представители 120 стран мира, в том числе 102 официальные делегации. Были главы государств, правительств, замы премьеров, 40 действующих министров из более, чем 30 стран мира, включая 7 министров стран ЕС и главы более 10 международных организаций. 

Около 200 иностранных компаний, включая крупнейшие, 1500 российских фирм и предприятий представлены на форуме. Общая сумма заключенный сделок, о которых мы знаем, превысила 300 миллиардов рублей. ПМЭФ, в частности, показал бесперспективность попыток политически и экономически изолировать Россию и исключить ее из глобальных процессов хозяйственного взаимодействия и международно-экономического партнерства. Я сам был участников ПМЭФ. Мне очень понравилось. Это было действительно впечатляюще. Все люди, с которыми я общался на форуме, выражали глубокое удовлетворение оттого, как он был организован, как сверстана его содержательная программа, какие возможности он предоставил участникам в плане делового общения.

 - Проведение форума совпало с сообщениями об аресте российских активов в Бельгии и Франции во исполнение решения третейского суда в Гааге…

- Действительно, в период проведения форума стало известно об аресте счетов российских диппредставительств и ряда российских организаций во Франции и Бельгии в связи с решением Гаагского суда. Мы неоднократно говорили, что Гаагский суд не имел компетенции для рассмотрения этого спора, соответственно решение представляет собой политически-ангажированный акт, вынесенный в  нарушение надлежащей процедуры.   Мы в компетентном суде Нидерландов добиваемся его отмены.

Что касается действий судебных приставов во Франции, а затем Бельгии, совершенно очевидно, что это грубое нарушение Венской конвенции и попрание международного права. Такие действия могут  принести лишь негативные последствия для двусторонних отношений. Мы, со своей стороны, потребовали от властей незамедлительно принять меры по восстановлению суверенных прав РФ и сегодня можно сказать, что благодаря предпринятым мерам сняты аресты во французских и бельгийских банках со счетов российских диппредставительств в Париже и Брюсселе.

- Могут ли быть приняты ответные меры в случае усугубления ситуации с арестом российских счетов за рубежом? Эта тема имеет продолжение в других странах.

- Конечно, мы реагируем и будем реагировать на то, что предпринимается в отношении нас. Но меры будут не политически ангажированными, а юридически выверенными. И они будут соразмерными.  

- Во сколько баллов Вы сейчас оцениваете ситуацию с дипломатическим сопровождением российской экономики и бизнеса за рубежом?

- Неловко самих себя оценивать, тем более в баллах. МИД России и его загранучреждения на постоянной основе оказывают дипломатическую поддержку нашему бизнесу, помогает налаживать связи, участвовать в тендерах, сопровождает информационно, оказывает содействие организации зарубежных бизнес-миссий, конгрессов и выставочных мероприятий. Бизнес-тематика входит в повестку дня двусторонних контактов, в том числе на высшем и высоком уровнях.

Мы поддерживаем тесные контакты с РСПП, ТПП, "Опорой России", Союзом нефте-и газопромышленников. Отчасти результатом и нашей работы стал и успех ПМЭФ. Кроме того, при министре есть Деловой совет, который регулярно проводит заседания, последнее совсем недавно было посвящено связям с Латинской Америкой.

- Василий Алексеевич, в связи с кризисом в России были ли урезаны расходы МИДа и рассматривает ли РФ возможность сократить свои взносы в международные организации, в том числе и там, где Россия выступает донором? 

- Конечно, мы как часть государства, столкнувшегося с необходимостью корректировки бюджета, предприняли усилия, направленные на оптимизацию наших расходов, на экономию. Одновременно добиваемся повышения эффективности выделяемых ресурсов.

Что касается наших донорских взносов в международные организации, то есть две составляющие: обязательные взносы, например, в ООН мы должны платить в соответствии со шкалой взносов как полноправный член организации, а есть и добровольные взносы в целый ряд организаций, в том числе программы ООН, которые составляют не такую большую величину, но служат эффективному участию этих организаций в тех проектах по содействию, которые нам кажутся важными, перспективными и касаются наших ближайших партнеров на пространстве СНГ, а также развивающихся стран дальнего зарубежья.

Какого-то кардинально пересмотра наших добровольных взносов на сегодня не произошло. Конечно, мы на этот счет еще подумаем. Там, где помощь могла быть сокращена, она будет сокращена, а там, где продолжает оставаться эффективной, она будет продолжена. Эти взносы представляют собой не просто подарок странам, их можно рассматривать и в качестве долгосрочных инвестиций. Если мы помогаем экономическому развитию каких-либо государств, мы, тем самым, помогаем в перспективе нашим отношениям с ними.

- В Совете Европы Россию ущемляют, а мы все платим взносы… 

- Ругает нас в основном ПАСЕ. А Совет Европы – полезная организация. В ней есть целый ряд направлений сотрудничества, в которых мы сами, прежде всего, заинтересованы. Я иногда слышу призывы выйти из Совета Европы. Это часто говорят те, кто мало представляет, чем занимается эта Организация. 

- На этой неделе Евросоюз продлил на полгода экономические санкции против нас. Почему Россия свои контрмеры продлила на год? В случае снятия санкций ЕС через полгода, пойдет ли на аналогичный шаг Россия?

- У всех свои циклы. Евросоюз рассматривает вопрос о продлении санкций раз в полгода. Мы тоже не можем каждый месяц возвращаться к этому вопросу. Наши контрмеры направлены, в том числе, на развитие импортозамещения, учет интересов наших сельхозпроизводителей. В этой сфере есть производственный цикл, и наши производители должны быть уверены, что у них есть какое-то время, чтобы снять урожай, продать его. В данном контексте год – это оптимальный вариант. Если у наших европейских и других партнеров голос разума возобладает и они, предположим, отменят санкции до того, как истекут наши контрсанкции, мы будем смотреть по ситуации и решать, что делать.

- Возникает также вопрос: с учетом продления санкций всеми странами ЕС продолжит ли Россия переговоры с Грецией, Кипром и Венгрией по облегчению для них продовольственного эмбарго?  Если да, то не будет ли это противоречить нашим обязательствам в рамках ВТО?

- Обязательствам ВТО противоречат санкции ЕС и других стран, введенные против нас. Наши контрмеры распространяются на весь ЕС, а не избирательно. Есть страны, которые не в восторге от санкций, но, скрепя сердце, подчинились дисциплине ЕС. Конечно, они хотели бы минимизировать ущерб от сложившейся ситуации. Но мы не применяем избирательно-страновой подход. Контрмеры введены против ЕС в целом. Наилучший вариант – полная отмена санкций ЕС, тогда все вернулось бы на "круги своя". Но санкции ввели не мы и переговоров по ним ни с кем не ведем. Должен возобладать здравый смысл у тех политиков, которые это решение приняли. От санкций страдает, в том числе, и их бизнес, который все громче говорит о вреде ограничений. Тем более странно, что  условием отмены санкций является выполнение Минских договоренностей по Украине, и главным ответственным за это почему-то "назначена" Россия. Это делает ситуацию абсурдной. Киев не выполняет Минские договоренности, а с России за это не снимают санкции.

В то же время мы рассматриваем возможности облегчения эмбарго, которые не нарушают принятых нами же собственных мер. Рассматривается вариант создания совместных предприятий в России. Пример: если продукция из Греции или Венгрии будет перерабатываться на российском заводе, то мы не против этого.  

- Несколько месяцев назад российские официальные лица говорили, что настоящая цель санкций против РФ – смена власти. Эта позиция не поменялась?

- Хотя многие иностранные руководители заявляют, что целью санкций является изменение политики России, на самом деле, мечтой некоторых, правда, несбыточной является смена власти. Но думаю, их надежды и эйфория поумерились. Расчеты на изменение независимой политики России не оправдались и не оправдаются.

- Позвольте немного поговорить об Украине. На днях премьер-министр Яценюк заявил, что Украина не может позволить себе обслужить внешний долг, набранный за последние три года. Мы рассчитываем, что долг в 3 млрд. долларов перед Россией Украина выплатит? 

- Мы заявили, что ожидаем выплаты долга до конца года. Эта позиция не изменилась.

- А что касается долга за газ?

- Это не суверенный, а корпоративный долг. Речь идет о задолженности "Нафтогаза" перед "Газпромом". По этому вопросу Киев считает, что "Газпром" должен "Нафтогазу". "Газпром" предъявляет счет "Нафтогазу" за те долги, которые накопились, и этот вопрос рассматривается сейчас в Стокгольмском арбитраже.

Мы знаем, что есть взаимные претензии, но считаем, что наша позиция верная и соответствует тому контракту, который заключен между "Газпромом" и "Нафтогазом".

- На Украине находятся значимые активы НК "Роснефть". Какую работу ведет МИД России по их защите или содействию продаже?

- На Украине присутствуют многие наши компании, помимо "Роснефти". Мы внимательно отслеживаем ситуацию с положением российских компаний на Украине. Здесь важна эффективно функционирующая двусторонняя связь между бизнесом и нами. На все запросы российских компаний мы оперативно реагируем и в рамках нашей  компетенции оказываем помощь и поддержку.

Оголтелая антироссийская риторика на Украине не способствует взаимовыгодному сотрудничеству между двумя странами и сказывается и прямо, и косвенно на нашем бизнесе, который работает там. Сегодня российский бизнес сталкивается на Украине с разными сложностями, начиная с политически-мотивированных судебных разбирательств и заканчивая артиллерийскими обстрелами, как было с Лисичанским НПЗ "Роснефти".

Те шаги, которые предпринимает киевская власть, и те законопроекты, которые выдвигаются в Верховной Раде в отношении российского бизнеса не в интересах самого Киева, потому что инвестиционный климат и без того там неважный, а все эти шаги не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Украины.

Что касается перепродажи активов, то это вопрос к компаниям, которые там присутствуют: собираются ли они перепродавать активы или хотят дальше развивать свой бизнес на Украине.  Условия сейчас там не очень благоприятные для ведения дел.

В Киеве часто делаются политически-мотивированные заявления, которые имеют далеко идущие последствия, в том числе для самой Украины, а ведь для нее торгово-экономические отношения с Россией по-прежнему остаются исключительно важными.

- Вы затронули тему инвестиционной привлекательности. Когда можно ожидать переоценки состояния российской экономики международными рейтинговыми агентствами? Насколько серьезно прислушиваются к ним в Москве?

- Я, может быть, и хотел бы, чтобы это произошло завтра, но так не будет, рейтинговые агентства живут своей жизнью. Есть три монополиста, которые присваивают рейтинги всему миру, и эта ситуация не очень хорошая. Нужна диверсификация и новые независимые рейтинговые агентства. Есть серьезные подозрения и опасения, что эти рейтинги даются не только в соответствии с экономической ситуаций, а сообразно в политическим обстоятельствам и по заказу.

От этих рейтингов, к сожалению, зависит стоимость кредитов, которые страна, организация, компания получает на международном рынке. Поэтому рейтинги так влиятельны. Стоит снизить рейтинг стране, и стоимость кредита для нее автоматически возрастает. Мы и многие другие страны давно ведем разговор о необходимости реформы этой системы. Пока же воз и ныне там. 

Конечно, мы рассчитываем на пересмотр наших рейтингов. Мы считаем, что надо объективно оценивать экономическую ситуацию в России. Она не блестящая, но не такая плохая по сравнению с тем, что предсказывали. По оценке наших и международных экономистов, стране удалось пройти самое тяжелое и опасное время этого кризиса. Мы из него еще не вышли, но прошли самый опасный момент, когда все предрекали обвал. Эта тема откровенно обсуждалась и на ПМЭФ.

Кризис, кстати, несет и позитивные моменты для нас, так как заставляет в соответствии с известной поговоркой "Пока гром не грянет…" заняться ускоренным решением структурных проблем нашей экономики, обеспечением своей экономической безопасности и учит быть самодостаточными. Это не отменяет и не отрицает международной кооперации, мы не собираемся ни от кого отгораживаться и изолироваться. Мы хотим и будем продолжать развивать торгово-экономические и политические с Западом. И мы "не ушли" на Восток, потому что случился этот кризис. Развитие отношений с Востоком – это наш давний и стратегический выбор, мы собирались над этим работать еще до кризиса и вне зависимости от него.

- Миновала ли, по-Вашему, опасность, что Россию могут отключить от системы SWIFT? 

- Гипотетическое отключение от системы SWIFT несет в себе негативные последствия не только для России, но и для тех стран, которые хотели бы, предположим, отключить нас от этой системы. SWIFT – это международная неправительственная организация. Если бы такое решение было принято, то это было бы очевидным знаком того, что такой шаг мог быть сделан только под политическим давлением на ее учредителей. Но сами разговоры об этом тоже привели нас к осознанию и пониманию необходимости создания нашей собственной платежной банковской системы.

- Удовлетворена ли Москва своим участием в ВТО? Удается ли пользоваться всеми возможностями, которые дает членство в ней? Есть ли видимые минусы этого?

- Мы вступали в ВТО в течение 17 лет,  потому что хотели быть ее членом. Участие в этой организации позволяет полноценно участвовать в работе по регулированию международной торговли и получать доступ к защите прав своих производителей на мировых рынках. Мы вступали туда в интересах российского бизнеса. ВТО - уникальная организация. Мы заинтересованы в том, чтобы она функционировала эффективно. Мы активно в ней участвуем 2,5 года, продвигаем российские торгово-политические приоритеты в рамках ВТО, включая выработку новых правил регулирования международной торговли.

Особое внимание уделяем устранению торговых барьеров на пути товаров и услуг на предмет неправомерного субсидирования членами ВТО своих производителей.

Никаких минусов, негативных последствий, которые бы сказались на нашей экономике, на условиях торговли, ведения бизнеса, на каких-то обременениях для бизнеса, которые были бы связаны с участием в ВТО, на сегодняшний день не проявилось.

- Когда могут быть разморожены переговоры по вступлению России в ОЭСР? Заинтересована ли в этом Москва?

- В марте 2014 года было принято политически мотивированное решение о приостановке переговорного процесса по вступлению РФ в ОЭСР. Нас это решение не обрадовало, потому что мы считали, что продвижение России по пути модернизации социальных, политических и экономических институтов в соответствии со стандартами и наилучшими практиками организации отвечает не только нашим интересам, но и всех ее членов. Но вместе с тем эта заморозка затронула, главным образом, политический уровень контактов с ОЭСР, а экспертное взаимодействие не прекращалось ни на один день. Мы за последний год достаточно глубоко интегрировались в структуру организации и сегодня принимаем активное участие в 22 рабочих группах и комитетах ОЭСР. Россия является полноправной стороной Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок,  Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, а также Агентства по ядерным исследованиям ОЭСР. Кстати, сейчас проходит официальный визит генерального директора этого агентства в Россию. 

Для нас важнее не вступление в ОЭСР само по себе, а успешное продвижение по пути институциональных реформ и модернизации экономики. Если мы в этом добьемся успеха, то членство в организации рано или поздно будет обеспечено.

- Позвольте перейти к вопросам энергетики. Когда Россия подпишет межправсоглашение с Турцией по Турецкому потоку и когда ожидается разрешение на строительство Турецкого потока в турецких водах?

- Разрешение на проведение инженерно-экологических изысканий по маршруту морского участка газопровода в территориальных водах и исключительной экономической зоне Турции по первой нитке газопровода уже получено. У нас есть понимание с турецкой стороной о необходимости и далее быстро продвигаться в этом направлении. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы надлежащим образом юридически оформить этот проект на основе договоренностей по правовым аспектам сооружения нового газопровода. Когда будет подписано соглашение, я не могу точно сказать, но процесс идет.

- Когда можно ждать начала реализации проекта?

- Чем раньше, тем лучше. Надеюсь, что в скором времени.

- Какие страны, кроме Греции и Сербии, выражают интерес к участию в Турецком потоке и тех объемах газа, которые они могут получать по этому газопроводу? 

- В этом проекте заинтересованы многие страны Южной Европы. Помимо упомянутых Вами стран: Венгрия, Македония, да и Австрия. На ПМЭФ было подписано соглашение по ответвлению, которое пойдет в Грецию.

- А Болгария?

- Болгария тоже заинтересована. Раньше предполагалось, что газораспределительный хаб будет расположен на ее территории. Но так сложились обстоятельства, нас так долго водили за нос с Южным потоком, что это стало невозможным. Теперь Болгария сможет получать газ из хаба, который планируется создать на границе Турции с Грецией.

- Не будет ли новых "палок в колеса" со стороны Еврокомиссии?

- Таких же, какие были из-за Южного потока? Мне не очень корректно говорить за Еврокомиссию, но официально она не заявляла, что возражает против Турецкого потока. Высказывались сомнения в целесообразности его строительства, говорилось о необходимости его соответствия энергетическому законодательству ЕС. Увидим, что будет в дальнейшем.

Проект Турецкий поток отвечает  интересам самой Еврокомиссии, так как он в интересах целого ряда стран-членов ЕС.

- Российская сторона неоднократно неодобрительно высказывалась по поводу реверсных поставок газа из Европы на Украину. Существуют ли способы этому противодействовать? Какие реальные шаги намерена предпринять российская сторона для этого?

- Мы выступали не против реверса как такого, а против задействования под эти цели мощности трубопроводов, которые уже законтрактованы под российский газ. Мы возражали против планов втянуть операторов, которые обеспечивают транзит российского газа в Европу, в сомнительные схемы организации виртуального реверса-взаимозачета, который не имел под собой никакой правовой основы.

Если это незаконно и противоречит контракту, об этом надо говорить и обсуждать, и наши партнеры к этому прислушиваются. Об этом же говорит "Газпром" и страны, которые получают российский газ, с пониманием относятся к данной теме.

- Участвует ли МИД в консультациях с Еврокомиссией по поводу расследования в отношении "Газпрома"? Что за ним стоит? 

- С этим вопросом "Газпром" разбирается, мы в этом процессе участия не принимаем, но то, что такое расследование было затеяно, конечно, свидетельствует о политической подоплеке этого дела. В ноябре 2013-го года в соответствии со статьей второй Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС была достигнута письменная договоренность между  Председателем Правительства России Д.А. Медведевым и Председателем Еврокомиссии Ж.-М.Баррозу о проведении консультаций по этому вопросу. Данный процесс консультаций по поводу того иска, который ЕС вменил Газпрому, был прерван в одностороннем порядке ЕК. Мы же исходим из того, что те проблемы, которые возникают должны быть решены в рамках консультаций, в том числе с учетом требований СПС РФ-ЕС, которое обязывает сторону ЕС предпринимать меры для урегулирования рассматриваемых вопросов путем переговоров.

- Известно, что совсем скоро будет ратифицирован договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС. Кто следующий?

- Да, рассчитываем завершить ратификацию до конца текущей парламентской сессии.

Мы никого не заманиваем в этот Союз, не заставляем вступать, никому не выкручиваем руки. Киргизия сама настаивала, чтобы ее быстрее приняли в ряды ЕАЭС, и мы ее принимали в ускоренном темпе.

Если кто-то хочет присоединиться, то, пожалуйста, у нас есть порядок вступления новых членов. Окончательное решение зависит теперь от пяти стран. Есть процедуры, которые необходимо провести, чтобы страна получила возможность стать членом Союза.

Если бы Вы знали, как у нас происходят дискуссии, как страны-члены отстаивают свои интересы, какие возникают споры и как мы добиваемся согласия и консенсуса! Между прочим, Россия отдала в этот союз больше своего суверенитета, чем другие члены, потому что у России самая большая экономика, а принцип принятия решений – консенсус.

- Знаю, что основная зона Вашей ответственности – экономика и объединения на пространстве СНГ. Но спрошу под конец о стране, которая хоть и далека географически, но духовно близка нам. Речь идет о Кубе. Не опасаетесь ли Вы, что ее скоро "купят"?

- Кубу так просто не "купишь", она не "продавалась" 50 с лишним лет, находясь в блокаде и под военно-политическим и экономическим прессингом мощнейшей страны. Я думаю, и сейчас ее не "купят". Идет процесс нормализации двусторонних отношений, который произошел по инициативе США, которым понадобилось 50 лет, чтобы понять, что их политика в отношении Кубы была ошибочной. Мне интересно, сколько нашим партнерам, которые ввели против нас санкции,  понадобится времени, чтобы понять ошибочность своей политики. Надеюсь, что не 50 лет!

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям