Интервью

"Чтобы строить гражданские суда, нужны новые верфи и проектное бюро"

Президент "Объединенной судостроительной корпорации" Владимир Пахомов рассказал в интервью "Интерфаксу" о непростых задачах, поставленных перед руководством корпорации, и о том, как планируется их решить

"Чтобы строить гражданские суда, нужны новые верфи и проектное бюро"

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU – Несмотря на опасения российского премьера, формирование "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) было завершено вовремя - к 1 апреля. "За скобками" остались, лишь 4 судоремонтных завода Минобороны, которым предстоит пройти процедуру финансового оздоровления. Теперь перед руководством корпорации - более сложная задача: как на предприятиях, требующих глубокой модернизации, реализовать амбициозные планы Минпромторга по строительству гражданских судов. Выход - строить новые верфи и открывать проектные бюро, заявил в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Кудряшову президент ОСК Владимир Пахомов.

ОСК сформирована, но объединенные активы в массе своей ориентированы на ВПК. Этот дает повод для скепсиса по поводу планов строить большое количество гражданских судов. Диспропорция будет ликвидироваться, или все останется как есть?

Конечно, в будущем мы планируем увеличивать долю гражданского судостроения в общем объеме заказов. Но для этого необходимо провести огромную работу - создать новое проектное бюро, построить современные верфи. Акцент будет делаться на строительстве судов технического и вспомогательного назначения, ледокольных судов, научно-исследовательских, речных, рыболовецких. Будем производить оборудование для освоения шельфа, нефтяные платформы. Особое внимание будет уделено постройке газовозов.

Конкретные проекты уже обсуждаются?

Пока инвестпрограмма находится в процессе формирования, но некоторые приоритетные проекты назвать могу. Во-первых, это строительство нового судостроительного комплекса в западном регионе. Его мощности должны ежегодно выпускать до 200 тыс. тонн металлопроката - примерно для 8-10 крупнотоннажных судов. Ориентировочный объем финансирования - 50 млрд рублей, срок реализации - 5 лет. Во-вторых, это проект создания инжинирингового центра гражданского проектирования. Его приблизительная стоимость - 1 млрд рублей, срок реализации - 1 год. Кроме того, мы думаем о создании центров технического обслуживания морской техники в северном и в дальневосточном регионах, - соответственно, совместно с "Газпромом" (РТС: GAZP) и "Роснефтью" (РТС: ROSN). Также планируем перейти на комплексный сервис кораблей ВМФ. Ну, и четвертый заметный проект предполагает проектирование и строительство судов для перевозки сжиженного газа для "Совкомфлота". Ориентировочный объем его финансирования - около 15 млрд. руб., срок реализации - 4 года.

Идет ли сейчас речь о присоединении к ОСК новых активов?

В рамках мартовского поручения правительства мы посетили ряд судостроительных предприятий южного региона. Сейчас анализируем их состояние, определяем круг потенциальных претендентов на интеграцию в ОСК. В этом нам помогают местные власти. Например, сейчас обсуждается вхождение в корпорацию судостроительного завода "Красные Баррикады" в Астраханской области. Окончательный же состав предприятий найдет свое отражение в отдельном указе главы государства.

Насколько "проблемными" являются активы, которые перешли в собственность ОСК?

Большинство предприятий, интегрированных в ОСК, имеют финансовые сложности в той или иной степени. На двух из них - "Дальзаводе" и Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе - еще раньше была введена процедура банкротства. У части предприятий - предбанкротное состояние: хронические убытки, дефицит оборотных средств, арестованное имущество, неплатежи. Естественно создание условий для улучшения их финансовых показателей и ликвидация задолженности является первоочередной задачей ОСК. Сейчас прорабатываем возможные пути финансового оздоровления.

Гособоронзаказ на предприятиях ОСК будет сокращаться в связи с кризисом?

В феврале глава правительства на заседании совета генконструкторов заявил, что гособоронзаказ России сокращен не будет. Правомерно считать, что и для предприятий ОСК, он останется неизменным и составит на 2009 год около 60 млрд рублей.

Ранее представители ОСК сообщали "Интерфаксу", что на развитие лизинга в судостроении планируется привлечь порядка 50 млрд руб. Откуда такие цифры?

Мы исходим из того, что заказами на строительство судов должно быть обеспечено максимальное количество предприятий корпорации. В ходе переговоров с потенциальными лизингополучателями была изучена их потребность в новой технике. В результате мы пришли к выводу, что по лизинговой схеме существует необходимость в постройке более 200 судов на сумму более 50 млрд рублей.

Часть денег, я так понимаю, ОСК уже получила, часть получит в этом году?

Да. в 2008 г. в уставный капитал корпорации было направлено из бюджета 1,8 млрд руб. В этом году планируем, что будет внесено еще 2,5 млрд рублей. Всего до конца 2010 года мы рассчитываем получить 8,3 млрд рублей. Сейчас согласуем с министерствами и ведомствами необходимую документацию.

Другие источники финансирования, помимо бюджетных средств, предусмотрены?

Предусмотрены. Ожидается, что в нашей программе примут участие финансово-устойчивые банки и их лизинговые компании, такие как ВЭБ, ВЭБ-Лизинг, Газпромбанк и "Газпромбанк Лизинг".

Почему именно они?

Для привлечения дополнительного финансирования, требуется участие крупных специализированных лизинговых компаний, которые имеют долгосрочный и положительный опыт работы со значительным объемом средств.

Конкретные заявки уже прорабатываются?

Подготовку некоторых контрактов начали. Например, в одном из проектов планируется участие Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". Параллельно по всем проектам работаем над минимизацией рисков невозврата: стоимость проектов высока, а мировой кризис мог повлиять на финансовое положение лизингополучателей.

Другие варианты привлечения инвестиций – как на лизинг, так и на развитие - не рассматриваете? Как Вам вариант IPO, например?

Я считаю вопрос об IPO несколько преждевременным. Для начала надо поправить финансовое положение многих наших предприятий, повысить эффективность, выйти на прибыль, "обрасти" заказами, а уж потом и вести речь о первичном размещении наших ценных бумаг на рынке.

Несколько вопросов по зарубежным планам корпорации. Какие проекты готовятся в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного с Минтрансом Кубы?

Мы согласовали с кубинской стороной и Внешэкономбанком (третий участник меморандума - ИФ) технические характеристики 15 судов, предназначенных для поставки. Речь идет о сухогрузах дедвейтом 3,5 и 5,5 тыс. тонн, танкеров дедвейтом 20 и 70 тыс. тонн и плавучего дока грузоподъемностью 50 тыс. тонн (по нему, сразу замечу, рассматривается вариант производства секций в России). В марте Кубе переданы на рассмотрение соответствующие коммерческие предложения. Сейчас совместно с Внешэкономбанком прорабатываются схемы финансирования этих проектов.

А в Венесуэле ВЭБ планируется привлекать к финансированию строительства верфи на реке Ориноко (соответствующий меморандум ранее подписан с местной PDVSA Naval - ИФ)?

Нет. В марте Венесуэлу посетила группа российских специалистов, они ознакомились с потенциальными местами строительства верфи, обсудили стоимость проекта, объем работ и уровень кооперации. Сейчас предполагается, что строительство верфи будет осуществляться на коммерческой основе за счет средств венесуэльской стороны.

Какие проекты намечаются совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries, с которой ОСК также договорилась о сотрудничестве?

Конкретные направления сотрудничества и проекты рассмотрит сформированный рабочий комитет. Предварительно обговорены перспективы строительства и модернизации верфей в России, закупка оборудования и материалов для технологических целей и строящихся судов. Предполагается разрабатывать технологии по проектированию и строительству судов и платформ для нефтегазового шельфа. Обсуждаются вопросы подготовки кадров.

Какие-то еще проекты планируются за рубежом в ближайшее время?

Ряд проектов обсуждается. По просьбе Аргентины, например, подготовлены и переданы предложения по строительству научно-экспедиционного судна и ледоколов для антарктических экспедиций. Кроме того, изучается возможность постройки различных судов по российской документации на местных верфях. Также подготовлены и переданы предложения по сотрудничеству с Эквадором, Камбоджей, Финляндией, Норвегией, Францией, Японией. Сюда же приплюсуйте проекты, обсуждаемые по линии военно-технического сотрудничества.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Владимир Евтушенков: Мы не собираемся отращивать "вторую ногу" в пару МТС<span class="green">Владимир Евтушенков:</span>  Мы не собираемся отращивать "вторую ногу" в пару МТС
Основной владелец "Системы" рассказал о превращении АФК из операционного холдинга в инвесткомпаниюПодробнее
Леонид Михельсон: Передача решений по тарифам "Газпрома" из ФАС в Минэнерго - мысль крамольная, но правильная<span class="green">Леонид Михельсон:</span>  Передача решений по тарифам "Газпрома" из ФАС в Минэнерго - мысль крамольная, но правильная
Глава "НОВАТЭКа" рассказал "Интерфаксу" в кулуарах экономического форума в Давосе о планах развития компанииПодробнее
Посол Израиля в РФ: Нас устраивает взаимопонимание с Москвой по Сирии<span class="green">Посол Израиля в РФ:</span>  Нас устраивает взаимопонимание с Москвой по Сирии
Гарри Корен изложил актуальную позицию по палестино-израильскому урегулированию и дал оценку подходам к ситуации в Сирии Подробнее
Глава "Ленты": если хочешь успеха в ритейле, нужно работать с разными форматами<span class="green">Глава "Ленты":</span>  если хочешь успеха в ритейле, нужно работать с разными форматами
Ян Дюннинг рассказал о планах развития сети супермаркетов и специфике форматаПодробнее

Фотогалереи

Инаугурация Дональда Трампа13 фото

Инаугурация Дональда Трампа

Фотохроника 20 января6 фото

Фотохроника 20 января

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 19 января7 фото

Фотохроника 19 января

Погребенный под лавиной отель в Италии6 фото

Погребенный под лавиной отель в Италии

People’s Choice Awards10 фото

People's Choice Awards

Крещенские купания7 фото

Крещенские купания

Неделя моды в Берлине9 фото

Неделя моды в Берлине

Прощание с погибшими при крушении Ту-15411 фото

Прощание с погибшими при крушении Ту-154

"Золотой глобус"10 фото

"Золотой глобус"

Зимний велопарад в Москве8 фото

Зимний велопарад в Москве

Празднование Рождества по юлианскому календарю9 фото

Празднование Рождества по юлианскому календарю

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте13 фото

Итоги-2016 года: взлеты и падения в российском спорте

Цитаты года12 фото

Цитаты года

Ушла из жизни Кэрри Фишер10 фото

Ушла из жизни Кэрри Фишер

Ушел из жизни Джордж Майкл9 фото

Ушел из жизни Джордж Майкл

Акции памяти жертв авиакатастрофы над Черным морем8 фото

Акции памяти жертв авиакатастрофы над Черным морем

Поисковые работы в районе крушения Ту-1549 фото

Поисковые работы в районе крушения Ту-154

Прощание с Андреем Карловым10 фото

Прощание с Андреем Карловым

Жажда искусства6 фото

Жажда искусства

"Краса России 2016"6 фото

"Краса России 2016"

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/178 фото

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/17

Алексей Улюкаев в Басманном суде6 фото

Алексей Улюкаев в Басманном суде

Россия - Финляндия8 фото

Россия - Финляндия

Россия - Северная Америка8 фото

Россия - Северная Америка

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Фотохроника 22 августа7 фото

Фотохроника 22 августа

Чемпионы российской сборной19 фото

Чемпионы российской сборной

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Apple представила свои новинки12 фото

Apple представила свои новинки

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи