Интервью

"Чтобы строить гражданские суда, нужны новые верфи и проектное бюро"

Президент "Объединенной судостроительной корпорации" Владимир Пахомов рассказал в интервью "Интерфаксу" о непростых задачах, поставленных перед руководством корпорации, и о том, как планируется их решить

"Чтобы строить гражданские суда, нужны новые верфи и проектное бюро"

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU – Несмотря на опасения российского премьера, формирование "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) было завершено вовремя - к 1 апреля. "За скобками" остались, лишь 4 судоремонтных завода Минобороны, которым предстоит пройти процедуру финансового оздоровления. Теперь перед руководством корпорации - более сложная задача: как на предприятиях, требующих глубокой модернизации, реализовать амбициозные планы Минпромторга по строительству гражданских судов. Выход - строить новые верфи и открывать проектные бюро, заявил в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Кудряшову президент ОСК Владимир Пахомов.

ОСК сформирована, но объединенные активы в массе своей ориентированы на ВПК. Этот дает повод для скепсиса по поводу планов строить большое количество гражданских судов. Диспропорция будет ликвидироваться, или все останется как есть?

Конечно, в будущем мы планируем увеличивать долю гражданского судостроения в общем объеме заказов. Но для этого необходимо провести огромную работу - создать новое проектное бюро, построить современные верфи. Акцент будет делаться на строительстве судов технического и вспомогательного назначения, ледокольных судов, научно-исследовательских, речных, рыболовецких. Будем производить оборудование для освоения шельфа, нефтяные платформы. Особое внимание будет уделено постройке газовозов.

Конкретные проекты уже обсуждаются?

Пока инвестпрограмма находится в процессе формирования, но некоторые приоритетные проекты назвать могу. Во-первых, это строительство нового судостроительного комплекса в западном регионе. Его мощности должны ежегодно выпускать до 200 тыс. тонн металлопроката - примерно для 8-10 крупнотоннажных судов. Ориентировочный объем финансирования - 50 млрд рублей, срок реализации - 5 лет. Во-вторых, это проект создания инжинирингового центра гражданского проектирования. Его приблизительная стоимость - 1 млрд рублей, срок реализации - 1 год. Кроме того, мы думаем о создании центров технического обслуживания морской техники в северном и в дальневосточном регионах, - соответственно, совместно с "Газпромом" (РТС: GAZP) и "Роснефтью" (РТС: ROSN). Также планируем перейти на комплексный сервис кораблей ВМФ. Ну, и четвертый заметный проект предполагает проектирование и строительство судов для перевозки сжиженного газа для "Совкомфлота". Ориентировочный объем его финансирования - около 15 млрд. руб., срок реализации - 4 года.

Идет ли сейчас речь о присоединении к ОСК новых активов?

В рамках мартовского поручения правительства мы посетили ряд судостроительных предприятий южного региона. Сейчас анализируем их состояние, определяем круг потенциальных претендентов на интеграцию в ОСК. В этом нам помогают местные власти. Например, сейчас обсуждается вхождение в корпорацию судостроительного завода "Красные Баррикады" в Астраханской области. Окончательный же состав предприятий найдет свое отражение в отдельном указе главы государства.

Насколько "проблемными" являются активы, которые перешли в собственность ОСК?

Большинство предприятий, интегрированных в ОСК, имеют финансовые сложности в той или иной степени. На двух из них - "Дальзаводе" и Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе - еще раньше была введена процедура банкротства. У части предприятий - предбанкротное состояние: хронические убытки, дефицит оборотных средств, арестованное имущество, неплатежи. Естественно создание условий для улучшения их финансовых показателей и ликвидация задолженности является первоочередной задачей ОСК. Сейчас прорабатываем возможные пути финансового оздоровления.

Гособоронзаказ на предприятиях ОСК будет сокращаться в связи с кризисом?

В феврале глава правительства на заседании совета генконструкторов заявил, что гособоронзаказ России сокращен не будет. Правомерно считать, что и для предприятий ОСК, он останется неизменным и составит на 2009 год около 60 млрд рублей.

Ранее представители ОСК сообщали "Интерфаксу", что на развитие лизинга в судостроении планируется привлечь порядка 50 млрд руб. Откуда такие цифры?

Мы исходим из того, что заказами на строительство судов должно быть обеспечено максимальное количество предприятий корпорации. В ходе переговоров с потенциальными лизингополучателями была изучена их потребность в новой технике. В результате мы пришли к выводу, что по лизинговой схеме существует необходимость в постройке более 200 судов на сумму более 50 млрд рублей.

Часть денег, я так понимаю, ОСК уже получила, часть получит в этом году?

Да. в 2008 г. в уставный капитал корпорации было направлено из бюджета 1,8 млрд руб. В этом году планируем, что будет внесено еще 2,5 млрд рублей. Всего до конца 2010 года мы рассчитываем получить 8,3 млрд рублей. Сейчас согласуем с министерствами и ведомствами необходимую документацию.

Другие источники финансирования, помимо бюджетных средств, предусмотрены?

Предусмотрены. Ожидается, что в нашей программе примут участие финансово-устойчивые банки и их лизинговые компании, такие как ВЭБ, ВЭБ-Лизинг, Газпромбанк и "Газпромбанк Лизинг".

Почему именно они?

Для привлечения дополнительного финансирования, требуется участие крупных специализированных лизинговых компаний, которые имеют долгосрочный и положительный опыт работы со значительным объемом средств.

Конкретные заявки уже прорабатываются?

Подготовку некоторых контрактов начали. Например, в одном из проектов планируется участие Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". Параллельно по всем проектам работаем над минимизацией рисков невозврата: стоимость проектов высока, а мировой кризис мог повлиять на финансовое положение лизингополучателей.

Другие варианты привлечения инвестиций – как на лизинг, так и на развитие - не рассматриваете? Как Вам вариант IPO, например?

Я считаю вопрос об IPO несколько преждевременным. Для начала надо поправить финансовое положение многих наших предприятий, повысить эффективность, выйти на прибыль, "обрасти" заказами, а уж потом и вести речь о первичном размещении наших ценных бумаг на рынке.

Несколько вопросов по зарубежным планам корпорации. Какие проекты готовятся в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного с Минтрансом Кубы?

Мы согласовали с кубинской стороной и Внешэкономбанком (третий участник меморандума - ИФ) технические характеристики 15 судов, предназначенных для поставки. Речь идет о сухогрузах дедвейтом 3,5 и 5,5 тыс. тонн, танкеров дедвейтом 20 и 70 тыс. тонн и плавучего дока грузоподъемностью 50 тыс. тонн (по нему, сразу замечу, рассматривается вариант производства секций в России). В марте Кубе переданы на рассмотрение соответствующие коммерческие предложения. Сейчас совместно с Внешэкономбанком прорабатываются схемы финансирования этих проектов.

А в Венесуэле ВЭБ планируется привлекать к финансированию строительства верфи на реке Ориноко (соответствующий меморандум ранее подписан с местной PDVSA Naval - ИФ)?

Нет. В марте Венесуэлу посетила группа российских специалистов, они ознакомились с потенциальными местами строительства верфи, обсудили стоимость проекта, объем работ и уровень кооперации. Сейчас предполагается, что строительство верфи будет осуществляться на коммерческой основе за счет средств венесуэльской стороны.

Какие проекты намечаются совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries, с которой ОСК также договорилась о сотрудничестве?

Конкретные направления сотрудничества и проекты рассмотрит сформированный рабочий комитет. Предварительно обговорены перспективы строительства и модернизации верфей в России, закупка оборудования и материалов для технологических целей и строящихся судов. Предполагается разрабатывать технологии по проектированию и строительству судов и платформ для нефтегазового шельфа. Обсуждаются вопросы подготовки кадров.

Какие-то еще проекты планируются за рубежом в ближайшее время?

Ряд проектов обсуждается. По просьбе Аргентины, например, подготовлены и переданы предложения по строительству научно-экспедиционного судна и ледоколов для антарктических экспедиций. Кроме того, изучается возможность постройки различных судов по российской документации на местных верфях. Также подготовлены и переданы предложения по сотрудничеству с Эквадором, Камбоджей, Финляндией, Норвегией, Францией, Японией. Сюда же приплюсуйте проекты, обсуждаемые по линии военно-технического сотрудничества.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Новости в разделах

Фотогалереи

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Фотохроника 15 декабря6 фото

Фотохроника 15 декабря

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 14 декабря6 фото

Фотохроника 14 декабря

Comedy Wildlife Photo Awards 201713 фото

Comedy Wildlife Photo Awards 2017

Фотохроника 13 декабря7 фото

Фотохроника 13 декабря

Фотохроника 12 декабря6 фото

Фотохроника 12 декабря

Прощание с Леонидом Броневым6 фото

Прощание с Леонидом Броневым

Ушел из жизни Леонид Броневой6 фото

Ушел из жизни Леонид Броневой

Самые высокооплачиваемые музыканты в мире10 фото

Самые высокооплачиваемые музыканты в мире

Кто хочет стать президентом8 фото

Кто хочет стать президентом

Жеребьевка ЧМ-20189 фото

Жеребьевка ЧМ-2018

Презентация олимпийской формы сборной России7 фото

Презентация олимпийской формы сборной России

Второй запуск с космодрома "Восточный"6 фото

Второй запуск с космодрома "Восточный"

Прощание с Дмитрием Хворостовским8 фото

Прощание с Дмитрием Хворостовским

Профессия: психиатр в космической медицине9 фото

Профессия: психиатр в космической медицине

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский11 фото

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания6 фото

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Недвижимость
Последние новости