ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Страсти вокруг НКО

В Совете по правам человека считают закон об НКО "блестящим примером правового нигилизма" и обещают продолжить попытки остановить рассмотрение документа в Госдуме. Ряд замечаний к законопроекту сформулировал Верховный суд РФ

Москва. 6 июля. ИНТЕРФАКС - Президентский Совет по правам человека (СПЧ) будет убеждать Госдуму снять с рассмотрения законопроект о некоммерческих организациях (НКО), даже если он будет принят в первом чтении, заявил глава Совета Михаил Федотов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в пятницу.

Накануне он направил спикеру Госдумы Сергею Нарышкину письмо с просьбой не рассматривать законопроект в первом чтении и провести полноценные общественные слушания.

"Если наше предложение не будет принято, законопроект пойдет на второе чтение. На этом этапе мы тоже будем работать для того, чтобы предлагать Государственной думе какие-то разумные варианты решения этого вопроса", - сказал М.Федотов.

"Мы предлагаем снять его с обсуждения и передать на общественное обсуждение, как это предусмотрено указом президента РФ Владимира Путина № 601 от 7 мая сего года", - сообщил он.

По словам М.Федотова, в этом указе говорится, что необходимо сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных актов и результатах их общественного обсуждения, предоставляя при этом не менее 60 дней для проведения публичных консультаций.

М.Федотов заявил, что СПЧ готов принять участие в общественных консультациях по поводу законопроекта.

Более того, по словам М.Федотова, поправки, ужесточающие требования к некоммерческим организациям (НКО), получающим иностранные гранты, противоречат Конституции, Гражданскому кодексу, позиции Европейского суда по правам человека и конституционного суда РФ.

Он сказал, что поправки, в частности, противоречат 13-й и 32-й статьям Конституции РФ, которые устанавливают принцип политического многообразия и гарантируют каждому гражданину право участвовать в управлении делами государства.

"Еще одна юридическая претензия к этому законопроекту - он противоречит принципу недопустимости иностранного финансирования политических организаций. Он легализует фактически иностранное финансирование политических организаций, а это прямо запрещено законодательством о политических партиях", - заявил М.Федотов.

"Этот законопроект противоречит позиции и Европейского суда по правам человека, и Конституционного суда Российской Федерации, которые неоднократно в своих постановлениях утверждали, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности. То, как этот законопроект определяет организации, в отношении которых он действует, там этой правовой определенности совершенно не наблюдается", - сообщил глава СПЧ.

По его словам, в законопроекте говорится об организациях, выполняющих функцию "иностранного агента", но не определяет функций "иностранного агента". "Что это за функции? Об этом нет в законопроекте вообще ни одного слова", - сказал М.Федотов.

Он отметил, что "этот законопроект противоречит положениям Гражданского кодекса, а Гражданский кодекс - вторая Конституция страны". "В Гражданском кодексе есть специальная глава, которая называется "Агентирование" и которая дает четкое определение, кто такой "агент" и в интересах кого он действует. Тот, в интересах кого он действует, называется "принципалом". Этим принципалом может быть кто угодно - иностранное государство, иностранная организация. И агентом может быть кто угодно - некоммерческая организация, частное лицо, гражданин, иностранец", - сказал М.Федотов.

"Было бы правильно, если бы вместо того закона, который рассматривается в Госдуме, был рассмотрен другой вариант этого закона. А именно закон об иностранных агентах. И такой закон мог бы внести соответствующие дополнения в 52-ю главу Гражданского кодекса РФ. Это было бы и вполне логично, и правильно и главное - не нарушало бы нашу правовую систему", - сообщил он.

В свою очередь член СПЧ, экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова отметила, что данный документ является блестящим примером правового нигилизма. "Этот законопроект отрицает само право во всех его проявлениях", - сказала она.

Другой член Совета Маара Полякова заметила, что законопроект противоречит идее диалога между гражданским обществом и властью, а также европейским нормам права.

По мнению эксперта СПЧ, завкафедрой публичной политики ВШЭ Нины Беляевой, проект закона нарушает принцип права, что является "самым опасным и страшным" для общества. Она пояснила, что он наравне с законом о митингах закрепляет неравенство между обществом и властью.

Со своей стороны еще один эксперт СПЧ Борис Страшун не исключил возможности, что Конституционный суд РФ может вмешаться в сложившуюся ситуацию и в случае принятия такого закона его отменить.

В СПЧ также сообщили, что Верховный суд РФ рекомендовал парламентариям доработать поправки, ужесточающие требования к некоммерческим организациям, получающим иностранные гранты.

"Так как в законопроекте идет речь о введении административной и уголовной ответственности, он был направлен в Верховный суд и суд прислал ответ. Этот ответ также опубликован на сайте Госдумы", - рассказал М.Федотов.

Как подчеркнул глава президентского совета, в ответе ВС РФ уделено внимание трудностям, которые могут возникнуть у правоприменителя закона из-за отсутствия законодательного определения некоторых понятий.

"С учетом принципа формальной определенности закона, проектная статья 330 прим УК РФ, по нашему мнению, требует доработки, потому что в ней не конкретизирован перечень обязанностей, за злостное уклонение от исполнения которых установлена ответственность. Также не предусмотрено наступление общественно-опасных последствий в качестве признака, отличающего уголовное деяние от административного правонарушения", - процитировал М.Федотов ответ из ВС РФ, за подписью заместителя председателя суда.

"Относительно признака злостности, предусмотренного диспозицией проектной статьи, нужно отметить его оценочный характер. Отсутствие законодательно закрепленного определения "злостность", может стать причиной трудности для правоприменителя при оценке объективной стороны рассматриваемого деяния и степени его общественной опасности", - зачитал М.Федотов письмо.

Как считает глава президентского Совета, закон должен быть определенным и ясным. "Опасность этого законопроекта в том, что он так широко определяет понятие политической деятельности, что любая организация либо должна бежать регистрироваться как иностранный агент, либо вообще воздержаться от любой деятельности, так как любая деятельность может быть интерпретирована как политическая", - сказал он.

Пресс-центр

Фотогалереи