Лучший гонщик планеты

Судьба титула лучшего гонщика "Формулы-1" решена - Дженсон Баттон досрочно стал чемпионом. Предпоследний этап гонки получился по-настоящему захватывающим

Лучший гонщик планеты
Фото: Reuters

Москва. 19 октября. INTERFAX.RU – На предпоследнем этапе чемпионата мира "Формула-1", прошедшем на бразильской трассе Интерлагос в Сан-Паулу, лидер сезона Дженсон Баттон досрочно завоевал титул чемпионата мира.

"Формула-1" на воде

Такое название носят соревнования на скоростных моторных лодках, проходящие на различных водоемах по всему миру. В отличие от "сухопутного" аналога в водном мировом первенстве присутствует российский пилот и отечественный этап, проходящий уже несколько лет в акватории Невы в Санкт-Петербурге. То, что устроила природа на бразильской трассе в минувшую субботу, невольно наводило на аналогии с гонками на моторках. Тропический ливень чуть ли не смывал машины с трассы во время субботней квалификации.

Еще до начала заездов самой обсуждаемой темой в паддоке стали шансы Дженсона Баттона на завоевание заветного титула уже в Бразилии. Понятное дело, что самому пилоту и части его команды хотелось как можно быстрее снять вопросы о лучшем гонщике планеты 2009 года. Другой взгляд на эту тему имел напарник Дженсона по команде Рубенс Барикелло, отстававший перед гонкой в Интерлагосе от британца на 14 очков. С ним был солидарен и третий претендент на чемпионство, Себастьян Феттель, проигрывавший за два этапа до конца сезона 16 очков лидеру. Бразилец и немец могли рассчитывать на титул только при условии двух своих побед, при этом Баттон не должен набрать больше 3-5 очков. При равенстве по очкам победа все равно ушла бы к Дженсону, так как в этом случае чемпион определился бы по количеству побед на этапах, а у Баттона их шесть – больше, чем у кого бы то ни было.

Залогом успешного выступления на короткой бразильской трассе является квалификация на высоком месте. Но в планы и стратегии команд вмешалась погода – в субботу днем зарядил ливень, лишь иногда переходивший в моросящий дождик. Дренажная система трека временами не успевала пропускать всю изливаемую на асфальт воду, и в местах понижений образовывались самые натуральные озера! В результате субботние утренние свободные заезды длились 12 минут вместо положенного часа. Зато квалификация - рекордные 2 часа 42 минуты!

Несмотря на дождь, дирекция гонки решила начать заезды почти в установленный срок, но менее чем через пять минут на трассе вывесили красные флаги, известившие о приостановке квалификации. Джанкарло Физикелла не совладал со своей Ferrari в S-образной связке поворотов, носящей имя великого Айртона Сенны, алый болид развернуло поперек трассы, мотор заглох, и на этом субботнее выступление итальянца было окончено.

Через 15 минут сессию возобновили, но позже дождь снова усилился. Повезло тем, кто успел показать неплохое время до новой волны осадков. Среди неудачников оказались оба (!) пилота McLaren, претендент на чемпионский титул Феттель, быстрый немец Ник Хайдфельд (BMW Sauber) и, естественно, Физикелла. Добравшись кое-как до боксов, разъяренный Феттель даже не стал дожидаться, пока механики закатят машину в боксы, а припарковав ее у въезда под навес, отстегнул руль, швырнул его в сторону и выскочил из кокпита. Титул от немца, похоже, уплыл…

Старт второй сессии был также отложен из-за ливня, а когда она все-таки началась, то вновь, как и в первой части, квалификация была остановлена после захватывающего вальса в исполнении Витантонио Лиуции. Болид Force India на прямой сорвало с траектории, машину развернуло, она сначала ударилась о бетонное ограждение пит-лейн, а затем ее швырнуло через трассу в отбойник из старых покрышек. В результате аварии на машине Лиуцци на своем законном месте осталось лишь одно колесо из четырех, а вся задняя часть отсутствовала напрочь! Сам пилот, к счастью, не пострадал. По его рассказу, он даже не начал тормозить, а просто убрал ногу с педали газа, после машина ушла в штопор.

Дождь усилился, периодически на трассу выезжала медицинская машина, на которой представители дирекции гонки и делегат FIA по безопасности инспектировали состояние дорожного полотна. Перерыв длился более часа, но затем рестарт все-таки был дан, когда тучи немного рассеялись, дождь уменьшился.

Все пилоты продолжили сессию на дождевой резине, потом некоторые перешли на промежуточный тип. Первым это сделал Кими Райкконен. Финн, проводящий за Ferrari предпоследнюю гонку, чувствовал себя на трассе, как рыба в воде. Под дождем F60 – нынешний болид Скудерии – показал себя очень неплохо. По окончании второй сессии трибуны снова ахнули: в финал квалификации не попал еще один претендент на титул – Дженсон Баттон! Компанию ему составили дебютант Toyota Камуи Кобаяши, заменивший Тимо Глока, залечивающего травму позвоночника, полученную на предыдущей гонке в Сузуке. Неплохой дебют для японца, особенно, если учитывать погодные условия. За пределами первой десятки остались также Хайме Альгерсуари, Роман Грожан, и, естественно, Лиуцци.

Последняя сессия превратилась в мини-гонку: дождь прекратился, пилоты с каждым кругом выносили все больше воды с траектории. Времена на подсыхающем асфальте росли непрерывно. На промежуточном поуле побывали чуть ли не все пилоты первой десятки по очереди! Но лучшим в субботу оказался еще один претендент на титул – Рубенс Барикелло. Надо было видеть, как начали бесноваться трибуны, ведь их земляк значительно улучшил свои шансы на заветную корону. Вторым стал Марк Уэббер, третьим – Адриан Сутил.

Огонь Райкконена и медные трубы Баттона

Воскресный день встретил пилотов солнцем и теплом. Хотя полностью дождь исключать было нельзя – небольшая вероятность осадков ожидалась ближе к концу гонки.

На старте Барикелло сумел сохранить преимущество и в первый поворот вошел лидером. Очередной спринт совершил Кими Райкконен, на машине которого стояла система рекуперации энергии. KERS помогла Райкконену отыграть две позиции еще на прямой, но затем финн не смог избежать контакта с машиной МаркаУэббера – с поврежденным передним антикрылом Ferrari поковыляла в боксы. Вслед за этим в пылу борьбы из гонки самоустранились Адриан Сутил и Ярно Трулли. Причем, немец, вылетая, утащил с собой и мирно ехавшего позади них Фернандо Алонсо. На трассе появился пейс-кар. Пока он водил за собой пелотон, маршалы убирали обломки трех машин, Сутил и Трулли, стоя на обочине, активно обсуждали случившееся с использованием горячих жестов и, видимо, не менее горячих выражений.

Огоньку в гонку, причем, в прямом смысле, добавил и Хейкки Ковалайнен. Финн одновременно с земляком Райкконеном заехал в боксы для дозаправки. Увидев, что Ferrari тронулась позади, Хейкки ринулся наперерез, чтобы не выпустить вперед чемпиона мира 2007 года. Похвальное рвение, если бы не одно но: из McLaren еще не успели извлечь заправочный шланг, и серебристый болид понесся по пит-лейн с развевающейся оторванной "кишкой" от заправочной машины, поливая асфальт высокооктановым бензином. Машина Райкконена наехала на разлившийся бензин, топливо вспыхнуло от высокой температуры и на мгновение, пока выгорал бензин, Ferrari действительно стала алым болидом, находясь в огненном облаке! Слава Богу, топливо моментально испарилось, и Кими продолжил гонку - даже не остановившись. А вот Хейкки пришлось ждать, пока до него добегут механики и выдернут остатки шланга из заправочной горловины. Позже он был оштрафован прибавкой 25 секунд к итоговому результату. Вспоминается случай, когда Михаэль Шумахер, лидировавший в одной из гонок несколько лет назад, заехал в боксы и его машина вспыхнула во время заправки. Пока сбивали пламя огнетушителями, немец даже не шелохнулся. А затем на слегка подкопченой Ferrari продолжил гонку, которую и выиграл.

На четвёртом круге машина безопасности покинула трассу, Роберт Кубица атаковал и прошел Росберга в борьбе за третье место. Дженсон Баттон прошел Романа Грожана, а затем и Казуки Накаджиму, поднявшись на седьмое место.

Лидер заезда, Барикелло, поехал на дозаправку на 21-м круге. На трассу бразильский ветеран вернулся девятым, прямо перед прямым конкурентом Феттелем. Себастьян не стал церемониться, и обогнал тяжело заправленную машину Рубенса. Марк Уэббер, возглавивший гонку после пит-стопа Барикелло, сумел за четыре круга создать отрыв достаточный для того, чтобы по возвращении из боксов сохранить лидерство. Уже в первой трети гонки надежда Рубенса на победу практически рухнула!

Стоит отдельно остановиться на дебюте Камуи Кобаяши. В первой же квалификации молодой японец сумел завоевать высокое 11-е место, а затем в самой гонке "самурай" попортил немало крови двум из трех претендентов на титул. Тот же Баттон долго не мог пройти неуступчивого Камуи. Интерлагос – трасса, где можно обгонять, но японец так грамотно пилотировал, что лидеру чемпионата мира понадобилось немало кругов, чтобы пройти упрямого Кобаяши. Пройдя красно-белую Toyota, Баттон издал такой торжествующий вопль, будто он уже стал чемпионом мира. Позже Камуи догнал и Феттель, всю гонку преследовавший Дженсона. Но здесь все разрешилось благодаря пит-стопу одного из пилотов. В третий раз японский пилот обратил на себя внимание, когда после возвращения из боксов сразу же вступил в бой со своим же земляком Накаджимой. Казуки на более легком и быстром Williams попытался сходу пройти Кобаяши, но тот ни секунды не думая, перекрыл траекторию. Не ожидавший такого Накаджима, буквально снес свое переднее антикрыло о задний диффузор Toyota. Williams моментально потеряла прижимную силу, ее швырнуло на отбойник, а затем неуправляемая машина перелетела по диагонали через трассу и приложилась боком об ограждение из старых покрышек в четвёртом повороте. По итогам гонки Кобаяши очков завоевать не сумел, но впечатление, думается, произвел неизгладимое.

После второй волны пит-стопов Уэббер сохранил лидерство, а Феттель смог обойти Баттона. Барикелло выпустил на второе место Роберта Кубицу. На 63-м круге Льюис Хэмилтон пошел в атаку на Рубенса в борьбе за подиум и прошел его, но машины пилотов коснулись друг друга. Если для Льюиса все закончилось поломкой торцевой пластины переднего антикрыла, то Рубенс отправился в боксы через пару кругов, почувствовав сильную вибрацию в правом переднем колесе – медленный прокол. Домашняя гонка прошла для бразильца, стартовавшего с поула и мечтавшего выиграть хоть раз в родном Сан-Паулу, крайне неудачно. Увы, только восьмое место. Чему, стоит думать, немало порадовался Дженсон Баттон. Финиш на пятом месте позволил британцу стать новым чемпионом мира!

Вторую победу в карьере одержал Марк Уэббер. С клетчатым флагом на финише победителя и остальных пилотов встречал Фелипе Масса, долечивающий полученную в Венгрии травму головы.

Brawn GP стала обладательницей Кубка Конструкторов в первый же год своего существования!

Реальных интриг в чемпионате осталось все две. Кто завоюет титул вице-чемпиона и кто станет третьей командой в этом сезоне? За второе место поборются Себастьян Феттель и Рубенс Барикелло. Кстати, немец в Бразилии щелкнул бразильца по носу, обойдя его в чемпионате. Учитывая скорость Red Bull, фаворит в этой схватке именно немец. А Ferrari на Интерлагосе выпустила на третье место в Кубке Конструкторов McLaren. Скудерия борется с обоими пилотами "Серебряных стрел" силами одного Райкконена, который смог набрать очки даже в провальной бразильской гонке. Физикелла опять не принес команде ни балла. Тем не менее, в гонках возможно все, поэтому дождемся финала сезона на абсолютно новой трассе Яс Марина в Абу Даби.

Личный зачет после 14 этапов:

1. Дженсон Батон (Brawn GP) – 89 очков

2. Себастьян Феттель (Red Bull) – 74

3. Рубенс Баррикелло (Brawn GP) – 72

4. Марк Уэббер (Red Bull) – 61.5

5. Льюис Хэмилтон (McLaren) – 49

6. Кими Райкконен (Ferrari) – 48

7. Нико Росберг (Williams)– 34.5

8. Ярно Трулли (Toyota) – 30.5

9. Фернандо Алонсо (Renault) – 26

10. Тимо Глок (Toyota) – 24

11. Хейкки Ковалайнен (McLaren) – 22

12. Фелипе Масса (Ferrari) – 22

13. Роберт Кубица (BMW Sauber)– 17

14. Ник Хайдфельд (BMW Sauber)– 15

15. Джанкарло Физикелла (Force India) – 8

16. Адриан Сутил (Force India) – 5

17. Себастьян Буэми (Toro Rosso) – 3

18. Себастьян Бурдэ (Toro Rosso) - 2

Положение в Кубке Конструкторов:

1. Brawn GP – 161

2. Red Bull – 135.5

3. McLaren – 71

4. Ferrari – 70

5. Toyota – 54.5

6. Williams – 34.5

7. BMW Sauber – 32

8. Renault – 26

9. Force India – 13

10. Toro Rosso – 7.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });