ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:16

Суд оставил турбины Siemens в Крыму. Обобщение

Арбитражный суд Москвы в четверг отказал Siemens в удовлетворении иска против "Технопромэкспорта"

Суд оставил турбины Siemens в Крыму. Обобщение
Фото: ТАСС, Александр Рюмин

Москва. 14 декабря. INTERFAX.RU - Арбитражный суд Москвы в четверг отказал Siemens AG в удовлетворении иска против ОАО "ВО "Технопромэкспорт" и ООО "ВО "Технопромэкспорт", которые осуществили поставку турбин под маркой Siemens в Крым вопреки санкциям ЕС.

История вопроса

Четыре турбины достались ОАО "ВО "Технопромэкспорт" (входит в "Ростех") в результате сделки с совместным предприятием Siemens и АО "Силовые машины" - ООО "Сименс технологии газовых турбин" (СТГТ, 65% и 35% соответственно), которое занимается производством этого оборудования в Санкт-Петербурге. Сделка была закрыта в 2015 году, турбины были разработаны и приобретены для строительства ТЭС в Тамани.

Контракт c СТГТ был заключен после введения санкций в отношении РФ за присоединение Крыма. Новый статус полуострова не признали ЕС и США. Поэтому Siemens потребовал внести в документ пункты о невозможности использования данного оборудования в Крыму, необходимости соблюдения санкций ЕС, США, РФ и ООН в рамках договорных отношений.

Несмотря на то что турбины были поставлены в Краснодарский край, строительство ТЭС в Тамани так и не началось. "В связи с банкротством компании (ОАО "ВО "Технопромэкспорт") по решению суда было принято решение о продаже оборудования. В 2016 году по инициативе "Технопромэкспорта" компании Siemens официально было предложено выкупить турбинные установки, был размещён соответствующий открытый конкурс, но Siemens отказались от данного предложения. Турбины были проданы другой компании", - сообщал "Технопромэкспорт".

Покупателем стало одноименное ООО - "ВО "Технопромэкспорт", также подконтрольное "Ростеху". Сумма сделки превысила 150 млн евро. О цели приобретения не сообщалось.

Между тем, оставался открытым вопрос поставки газотурбинного оборудования для строительства ТЭС в Крыму. После присоединения к России, Украина, ранее снабжавшая Крым электроэнергией, резко сократила поставки. Россия в ускоренном режиме построила энергомост с материковой части, но его мощности для надежного энергоснабжения оказалось недостаточно. Правительство РФ приняло решение о строительстве двух ТЭС общей мощностью 940 МВт. На российских предприятиях такого оборудования не производилось, исключением являлось СП Siemens в Санкт-Петербурге.

О том, что турбины Siemens были перемещены в Крым, впервые в июне 2017 года сообщили СМИ со ссылкой на источники. Немецкая компания незамедлительно начала собственное расследование на этот счет и подтвердила информацию. В ответ российская сторона заявила, что турбины прошли модернизацию и специфицированы по характеристикам под проект в Крыму. При этом в "Технопромэкспорте" уточняли, что при модернизации использованы российские ноу-хау, закуплено дополнительное оборудование, компания понесла затраты на транспортировку, установку оборудования и сертификацию.

Опасное место

Поставка оборудования в Крым грозит немецкому концерну штрафным санкциями. "Правовые действия немецкой компании направлены, в первую очередь, на то, чтобы защитить свою деловую репутацию на западных рынках и не получить штраф за нарушение санкционного режима в ЕС или в США", - пояснил "Интерфаксу" адвокат бюро "Деловой фарватер" Сергей Литвиненко. За нарушение санкций ЕС организации грозит штраф в размере, зависящем от суммы сделки, добавил адвокат. Совет ЕС запрещает осуществлять на территории Крыма любые финансово-хозяйственные операции. В США сумма штрафа за каждую транзакцию, совершенную в отношении организации или государства, находящегося в санкционном списке, может достигать $1 млн.

Официально возможные санкции в отношении Siemens не назывались. Но компании решила защитить свои интересы и 11 июля 2017 года обратилась в арбитражный суд Москвы с иском к "Технопромэкспортам", где потребовала признать недействительными договоры поставки турбин и вернуть оборудование в адрес совместного предприятия в связи с нарушением договорных обязательств. Аналогичный иск к "Технопромэкспортам" подало совместное предприятие СТГТ.

В рамках судебных разбирательств, представитель Siemens Михаил Иванов заявил, что концерн обманут и введен в заблуждение российской стороной, и что в случае, если бы знал реальные намерения "Технопромэкспорта", то не заключал бы этот контракт и не поставлял турбины. "Мы полагаем нас обманули при заключении контракта", - говорил он. И хотя Siemens не являлся стороной контракта, его представитель подчеркнул, что интерес немецкого концерна связан с тем, что немецкая компания будет нести ответственность за нарушение законодательства ЕС, и она имеет право защищать свои права на территории РФ.

В ответ представители "Технопромэкспортов" заявили, что никакие права Siemens и его совместного предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ не нарушены, договор исполнен в полном объеме, при этом пункты контракта о не нарушении санкций и географических ограничениях, являются ничтожными, так как не соответствуют российскому законодательству.

"Технопромэкспорты" подали встречный иск о признании недействительными пунктов контракта на поставку турбин в Крым, касающиеся ограничения их использования и соблюдения санкций. Но суд в рамках заседания 14 декабря также отказал в удовлетворении этого иска.

Кроме того, представители "Технопромэкспортов" в суде сочли, что Siemens требует исполнения санкций иностранных государств на территории РФ, что является незаконным. "Мы обязаны соблюдать нормы права, а не санкционную политику других государств", - сообщил представитель ОАО " ВО "Технопромэкспорт" в ходе судебного заседания.

Деньги врозь

Несмотря на принятое в четверг судом решение, у Siemens пока остается шанс вернуть турбины: второй иск - уже совместного предприятия СТГТ к "Технопромэкспортам" - будет рассмотрен 10 января. Если по нему будет принято положительное решение и контракт будет признан недействительным, то турбины могут быть возвращены.

При этом если суд поддержит иск, то Siemens не собирается возвращать деньги за оборудование, добавил в ходе суда представитель ООО "ВО "Технопромэкспорт" Мерген Дораев. При этом представитель Siemens заявил, что пока этот вопрос не поднимался. Поясняя суть вопроса после судебного заседания, он сказал: "Мы не говорили, что готовы вернуть деньги, мы говорили, что понимаем последствия от удовлетворения иска".

Стоимость оборудования Siemens, монтируемого в Крыму, могла уже существенно упасть. Замминистра энергетики РФ Андрей Черезов сообщил, что две из четырёх спорных турбин уже смонтированы в Крыму. Ещё две будут смонтированы до конца года. Запуск электростанций официально назначен на май-июнь 2018 года. В Siemens ранее заявляли, что прошедшее монтаж оборудование потеряет свою стоимость и просили об обеспечительных мерах по искам, но суд в этих мерах отказал.

Обращение в суд - не единственная мера Siemens в отношении России в связи с перемещением в Крым газовых турбин вопреки санкциям ЕС. Компания прекратила сотрудничество с совместным предприятием - ЗАО "Интеравтоматика", которое заподозрила в участии в перемещении турбин на полуостров. Компания обратилась в суд к Siemens с требованием вернуть 177 млн руб. и 5,5 млн евро.

Дополнительные санкции против российских компаний и граждан также ввел совет ЕС. Под санкции попали оба "Технопромэкспорта", ЗАО "Интеравтоматика", генеральный директор "Технопромэкспортов" Сергей Топор-Гилка и два представителя Минэнерго РФ - замминистра Андрей Черезов и начальник департамента Евгений Грабчак, курировавшие поставку.

Siemens также обещал ограничить работу c госкомпаниями по текущим контрактам энергетического оборудования, но не уточнял какие именно структуры и контракты могут быть ограничены. При этом компания продолжила сотрудничать с ПАО "Интер РАО" по обслуживанию турбин и с ООО "Газпром энергохолдинг" по строительству Грозненской ТЭС, где должны быть установлены турбины немецкого концерна.

От дальнейшей работы в России Siemens не отказывается. Компания намерена участвовать в планируемой программе модернизации электростанций в РФ. Она оценивается в сумму до 1,5 трлн руб. "По нашим данным, порядка 50% станций в России нуждается в модернизации, и Siemens готов к предложению", - говорил президент компании в России Дитрих Мёллер. Компания также стала партнером Enel по локализации производства ветряных электростанций в России.

Между тем, количество претензий к Siemens в России растет. Против компании выступил также один из кредиторов ОАО "ВО "Технопромэкспорт" - ООО "Строительно-монтажная компания МБК", которая заподозрило немецкую компанию в нарушении конкуренции. Она обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить действия Siemens, которые могли принести ущерб ЗАО "Интеравтоматике", где у "Технопромэкспорта" около 17%, сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с заявлением.

ООО "ВО "Технопромэкспорт" также планирует оспорить введенные против него санкции ЕС, компания обратилась в суд ЕС. Параллельно аналогичное обращение подал глава компании - Топор-Гилка, включенный в санкционный список.

Компания просит аннулировать решение Совета ЕС, которым она была включена в санкционные списки в связи с поставкой турбин Siemens в Крым. Речь идет о решении совета от 4 августа. В обращениях ТПЭ и главы компании также предлагается вариант частичного аннулирования этого решения.

В аргументации компании указано, что факт нарушения ТПЭ контракта с Siemens не установлен российским законом. Кроме того, как отмечает российская компания, о факте транспортировки турбин в Крым сообщали СМИ, а их материалы основаны на анонимных источниках.

В обращении Топор-Гилки отмечается, что причиной включения его в санкционный список был тот факт, что он вел переговоры с ООО "Сименс технологии газовых турбин" по поставкам турбин. В его обращении использована аргументация, аналогичная аргументации "Технопромэкспорта.

Кроме того, российская компания подчеркнула, что "Россия обязана обеспечить безопасное энергоснабжение Крыма, и соответствующие гуманитарные нужды не принимаются во внимание санкционным решением".

В Siemens не ответили на вопрос о планах обжаловать решение, компания ожидает письменного решения суда.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });