Продавцы призвали ограничить скидки на зарубежные товары на маркетплейсах
Участники пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" обсудили принятый в июле 2025 года закон о платформенной занятости - какие проблемные вопросы взаимодействия маркетплейсов и предпринимателей он снял, а также какие инструменты позволят удовлетворить запросы предпринимателей, которые остались вне регулирования
Москва. 27 августа. ИНТЕРФАКС - Следующим шагом в развитии законодательства о платформенной экономике могло бы стать ограничение скидок на товары зарубежных производителей для стимулирования спроса на отечественные, заявил директор АНО "Институт развития предпринимательства и экономики" Артур Гафаров.
"В качестве следующего шага для дальнейшей доработки закона о платформенной экономике мы бы рекомендовали рассмотреть такую меру как ограничение скидок на товары зарубежного происхождения для стимулирования спроса на отечественные товары", - сказал Гафаров на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду.
По его мнению, такая мера повысит конкурентный потенциал российских товаров и стимулирует на них спрос у российского потребителя.
"Потому что сейчас ситуация выглядит таким образом, что даже если брать топовые сегменты, российские производители не в состоянии перебить более низкую цену товаров, которые ввозятся из-за рубежа", - отметил эксперт.
По словам Гафарова, проведенное организацией исследование выживаемости МСП показало, что с 2021 по 2024 год количество рождающихся игроков - мелких онлайн продавцов и ПВЗ - выросло в среднем в два-три раза, а количество ликвидированных за этот же период увеличилось до 11 раз. В то же время ситуация по другим форматам розницы достаточно стабильная, отметил он. Причинами такого дисбаланса является, по его мнению, недостаточно урегулированное правовое поле, а также "нездоровая ситуация" в конкуренции с зарубежными товарами.
В свою очередь гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых отметил, что принятию закона о платформенной экономике предшествовало многолетнее обсуждение, и за это время сами платформы, в первую очередь маркетплейсы, ввели практику саморегулирования.
"Продавец товара - самостоятельный предприниматель. Маркетплейс не может, не имеет права по закону вмешиваться в его коммерческую деятельность, управлять ценой на товар. Закон о платформенной экономике, который сейчас принят, это хорошее начало для выстраивания рамок для всех участников рынка электронной коммерции - продавцами, ПВЗ и потребителями. Но мы понимаем, что его недостаточно, профильные ассоциации призывают его доработать", - сказал Молодых.
Он отметил, что "важно контролировать, чтобы площадки исполняли принятые на себя обязательства в рамках саморегулирования, тут можно найти тесное взаимодействие платформ и регуляторов".
Между тем, по мнению директора Союза электронной торговли Георгия Багиряна, выбранная в законе модель - самая оптимальная из возможных и отвечает требованиям участников рынка. "По сути, мы на уровне закона закрепили те базовые начала гражданского права, основы гражданского законодательства про добросовестность, про предсказуемость, про равноправие и так далее", - сказал он.
Багирян отметил, что тема скидок и акций на маркетплейсах обсуждается с разных сторон, и принятый закон содержит регулирующие их нормы. Он считает, что нужен год-два, чтобы накопилась правоприменительная практика, а также призвал дать возможность регулятору принять решение относительно целесообразности введения ограничений на инвестиции маркетплейсов в скидки.
Глава Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Евгения Черницкая обратила внимание на такой феномен как "потребительский экстремизм", когда пользователи заказывают товары, а потом без каких-либо причин от них отказываются. "Нужны изменения в законодательство, возможно, о защите прав потребителей, чтобы четко определить правила игры для покупателя", - считает она.
Кроме того, по словам Черницкой, в настоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы до вступления в силу закона о платформенной экономике, у ПВЗ появился свой код ОКВЭД, что сделает возможным в перспективе снижение налоговой нагрузки для таких предприятий.
Президент Ассоциации поддержки и развития интернет-торговли Андрей Пасынков сообщил о подготовке "Билля о правах продавцов маркетплейсов", который, по его словам, должен стать "конституцией е-кома, на которой должны базироваться все взаимоотношения между продавцами, посредниками и покупателями", то есть "основной закон, опираясь на который должны разрабатываться регламенты интернет-торговли".
Билль содержит несколько пунктов: удобный для продавца график работы, самостоятельная ценовая политика, выбор своего товара, когда у продавца есть возможность продавать любой легальный товар без ограничения со стороны маркетплейсов, независимо от того, насколько часто этот товар продается, равные условия для торговли (в частности, запрет маркетплейсам самим продавать товары), персонализация торговли, борьба с недобросовестными покупателями, а также своевременное получение заработанных денег.
Пасынков подчеркнул также, что возглавляемая им организация "категорически против любых штрафов маркетплейсами продавцов, потому что сами площадки ничего не компенсируют продавцам, ни за отказ покупателя, ни за порчу товара на складе".
В свою очередь член правления "Агентства цифрового развития" Андрей Лупий отметил, что маркетплейсы сейчас занимают новые ниши, в том числе выходят на B2B рынки, что станет отельным вектором их развития. "В среднесрочной перспективе будут развиваться отраслевые маркетплейсы, которые будут интегрироваться с существующими платформами, что даст нам как потребителям "единое окно". Если говорить в долгосрочной перспективе, то будут формироваться экосистемы, в которые будут максимально интегрироваться новые технологии, - ИИ, блокчейн. И это развитие метавселенных", - сказал он.
Закон о платформенной экономике вступает в силу с 1 октября 2026 года.