Анатолий Кучерена: ребенок не может взять и стать агрессивным

Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - О причинах трагедии в одинцовской школе, профилактике подобных преступлений и необходимых выводах в интервью обозревателю "Интерфакса" Борису Геворкяну рассказал глава Общественного совета при МВД РФ, адвокат Анатолий Кучерена.

- Анатолий Григорьевич, у нас очередное трагическое происшествие в школе. Девятиклассник убил 10-летнего мальчика и ранил охранника. Почему эти преступления повторяются с опасной периодичностью? Что не так?

- Мы тысячу раз обсуждаем подобные темы, когда что-то происходит в наших школах, в общественных местах. Подросток, учащийся ходил в учебное заведение, воспитывался в конкретной семье, был у всех на виду, но упредить его преступные действия никто не смог.

- Но почему?

- То ли это никто не видит - и в семье, и в школе, не наблюдают разрушение психики подростка, агрессивность, высказывания какие-то. То ли, если и замечают, не хотят с этим связываться. Потому что потом себе дороже, если начнут делать какие-то замечания. Вот этот замкнутый круг и дает нам вот такие, к сожалению, трагические случаи.

- Все-таки, что приводит к подобным преступлениям?

- Конечно, среда обитания. Если, например, ребенок сидит в компьютере, к примеру, по ночам играет в какую-то игру и после этого у него появляется агрессия. Тем более если он мог поспорить, зацепиться словами с другим подростком и затаить обиду. Или проявлял активность в соцсетях, сопряженную с экстремистской деятельностью, оставаясь вне контроля старших.

Поэтому здесь мера ответственности на всех лежит - на семье, на тех, кто воспитывал этого мальчика, тех, кто, может быть, видел, но не обращал на это внимания или закрывал глаза на это все.

- Но, как говорится, у каждого преступления есть фамилия, имя и отчество. Разве не так?

- Я думаю, что тут предстоит разбирательство в рамках возбужденного уголовного дела. Обязательно должны быть допрошены люди, изучены камеры наблюдения, все, что есть, должно стать предметом расследования. Опять же это не должно быть скрыто от общества, нужно рассказывать, в чем проблема, где брешь. К примеру, был ли на самом деле баллончик, который парализовал деятельность охранника, либо такого баллончика не было, и ученик прошел туда спокойно. Во всех этих вопросах надо разбираться.

Или вот вопрос охраны. Мы же тоже бываем в каких-то местах, и замечаем: если есть требовательный руководитель, там и охрана соответствующая. А где попустительство, то и охрана никакая.

- Как специалист, скажите, в данном случае чья больше вина – школы или семьи?

- Тут нельзя сказать однозначно. Я думаю, что в совокупности. Надо исследовать этот вопрос в комплексе. Но в конце концов надо уже понимать, что мы не можем все время бегать по одному и тому же кругу и говорить все время одно и то же. Воз и ныне там. Надо что-то делать. В первую очередь уделять больше внимания охране, усиливать систему безопасности. В каждой школе сейчас существуют родительские советы. Они могут принимать соответствующие решения, в том числе и по безопасности. Мы теперь знаем, что этот вопрос сегодня номер один. Особенно, что касается детей, несовершеннолетних, школ, детских садов.

- Если говорить о психологическом состоянии подростка, за кем тут приоритет – педагогами или родителями?

- Если в семье погода плохая, нервозная обстановка, то, конечно, ребенку ничего не остается делать, как куда-то идти и заниматься чем-то непотребным. Если в доме царит спокойствие, понимание, не диктаторские методы воспитания, а правильный разговор с ребенком, терпение. То тут все нормально.

А если взрослые по отношению к ребенку высказывают какие-то грубые слова, применяют насилие только потому, что тот балуется, то вырастая, он становится агрессивным.

Так просто ребенок не может сразу взять и стать агрессивным. Он возмещает, видимо, обиду, несправедливость. Его гложет что-то внутри, раз он ведет себя так. Он же не просто пошел с ножом и это сделал. Значит что-то предшествовало этому, что-то произошло. А для того, чтобы психика была спокойной, устойчивой, надо с ребенком разговаривать. Общаться не в назидательном тоне, как некоторые привыкли это делать.

- То есть на первый план здесь выходят школьные психологи?

- Да, они должны работать качественно, ответственно. Если, к примеру, видно, что ученик, подросток агрессивен, совершает какие-то непонятные поступки, то психолог должен, по крайней мере, сказать об этом директору школы, учителям, предупредить. Так что важно, чтобы в этом случае выяснить, говорил ли с ним психолог, общался ли. И давайте по всем школам посмотрим, что происходит по этой части. Есть же общественные советы в системе Минобразования, они также должны включить эти вопросы в свою повестку.

Новости