ХроникаВоенная операция на Украине

Вперед, Бодхисатва!

"Границы контроля" полны приятных для зрителя обманок. Приятны они потому, что мы, чувствуя подвох, прикидываем, во что все это выльется, а Джармуш наши ожидания не обманывает

Москва. 28 октября. INTERFAX.RU - "Границы контроля" - фильм-матрешка очень постепенно ведет нас от внешнего к глубинному, чтобы мы не одурели и заблаговременно подготовились к развязке.

Джим Джармуш пришел к логическому завершению тех метафизических поисков, которыми были насыщены его предыдущие фильмы, в частности, "Ночь на земле", "Мертвец", "Пес-призрак" и "Кофе и сигареты". Парадоксы экранного действия рефлексировались в диалогах, создавая особый эзотерический эффект, за который Джармуша так любит молодежь. При этом Джармуш не может не понимать, что его метафизика полуграмотна и вульгарна, поэтому он отдает ее на откуп бомжеватым неграм и каким-нибудь там ирландцам. И смешно, и не по себе, что мы тут с научными степенями сидим, а у них там, в Америке, любой шпаненок тоже кое-что читал и даже теорию какую-нибудь построил. Можно бы еще и Фейерабенда вспомнить с его идеей о том, что чем противоречивее теория, тем она более плодотворна для развития науки. Джармушевские фрики как раз очень даже способствуют нашему мышлению, поэтому мы смотрели и будем смотреть его фильмы.

Все начинается с того, что негр-ганстер с видом профессионала берет задание у некоего француза, который цитирует всякие умности. Чокнутый биг босс, ничего особенного, мы таких видали сто раз. Однако с этого момента начинаются странности. О задании негра мы ничего не знаем, ему передают информацию порциями. За каждой новой порцией он должен куда-то поехать, получается роуд-муви – обычный для Джармуша жанр. Но фрики, которые являются информаторами, некоторым образом соприкасаются в своих вербальных конструкциях с тем, что было сказано в начале действия. Очевидна их связь с главным боссом, но очевидно также и то, что каждый из них пытается склонить гангстера на сторону своей личной страсти. Негр бесстрастен и с видом тупого равнодушия слушает их бредни – из той же серии, что в знаменитых джармушевских новеллах.

Вот здесь и раскрывается основной смысл фильма, ради которого все затевалось, и с пониманием которого надо бы смотреть сразу. Негр этот давно понял, что он – не он, а только частная форма сознания. Именно когда ребенок на улице чистосердечно спрашивает его, не американский ли он гангстер, герой отвечает "нет". Это честно. Гангстер – это тот, что еще не высвободил своего атмана, не стал бодхисатвой. А наш герой - стал. В майе, иллюзии, частью которой являются все те призраки, которые пытаются сбить его с пути, он не видит ничего привлекательного. Женщина, предлагающая ему себя, - это зло, потому что она несет в себе жизнь. Сансара его пути, навязываемая ему извне, - как искушение, как слабый позыв поддаться страстям, однако он может расслышать в ней голос Брамы, повествующий о том, что человек есть прах и все есть прах. Однако бодхидхарма, как мы знаем, не уходит в нирвану ради других, и одного другого ему предстоит высвободить. Мир условен, и причин медлить нет, но спешить не стоит. Размышляя об этом, мы наблюдаем путь просветленного к его цели, и ждем только того, чтобы это произошло, зная, как и с какими последствиями завершится действие. В этом есть раскрытие замысла Джармуша, более откровенного, чем его восточные коллеги: они, наверно, посчитали бы высказывание типа "Границ контроля" банальным или слишком грубым, но у Джармуша с его фриками хватает такта для того, чтобы создать один из самых восточных фильмов на Западе.

В конце титров для тех, кто так и не понял фильм, появится строчка, которая все объяснит полностью. Имейте терпение.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости