ХроникаВоенная операция на Украине

Формула спасения моногородов

Тольятти не только станет первым моногородом, который государство будет "спасать". На основе пилотного проекта в Самарской области будет выработан алгоритм для решения проблем в других моногородах. Теперь власти отбирают инвесторов, которые помогут в развитии Тольятти. Главное, чтобы не было проектов, напрямую связанных с автопромом

Фото: ИТАР-ТАСС

Тольятти. 9 декабря. IFX.RU - Власти взялись за решение проблемы моногородов, которую на повестку дня в России поставил кризис. Как уже сообщалось, первым будут спасать Тольятти, чья судьба неразрывно связана с "АвтоВАЗом". На основе пилотного проекта в Самарской области должен быть выработан алгоритм для спасения других городов-предприятий в стране. Теперь Тольятти зазывает инвесторов. Главное только, чтобы они не были связаны с автопромом.

Пример Тольятти - другим наука

Глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин, посетив Тольятти, сказал: "Для нас это пилотный проект. Мы должны разработать комплексную программу, которая давала бы сегодня алгоритм решения проблемы моногородов в целом по РФ".

Хотя программа для каждого моногорода будет уникальная по своему насыщению, алгоритм будет один, отметил В.Басаргин. "Что касается Тольятти, то вновь создаваемая программа будет связана с реальными проблемами, с которыми столкнулся и "АвтоВАЗ", и город Тольятти", - сказал он.

Рассуждая о первом проекте по спасению моногородов, губернатор Самарской области Владимир Артяков ранее отмечал, что "Тольятти - единственный город в России такого масштаба, на котором можно отработать реальные пилотные проекты для того, чтобы их потом реализовывать по всей России".

Действительно, масштаб проблем в Тольятти велик. Градообразующее предприятие, съевшее уже ни один миллиард средств налогоплательщиков в виде госпомощи, все еще нуждается в поддержке. Напомним, что в ходе недавних переговоров с французским акционеров "АвтоВАЗа" - Renault, в которых участвовал сам премьер-министр РФ Владимир Путин, правительство пообещало заводу еще 50 млрд рублей, а также возможность реструктуризировать старый кредит предприятия на 25 млрд рублей. Концерн Renault согласно французским договоренностям также внесет свою лепту в дело спасения "АвтоВАЗа", а именно - 300 млн евро в виде технологий.

Ну и главной головной болью властей остается занятость жителей Тольятти. Как сообщалось ранее, работники "АвтоВАЗа", которые будут высвобождаться в ходе реструктуризации предприятия, осуществляемой совместно с французским Renault, получат работу на его "дочках". Уже созданы два стопроцентных дочерних предприятия "АвтоВАЗа", на которых будет создано до 15 тыс. новых рабочих мест.

Выбирая инвесторов

Сегодня задача состоит в том, чтобы в несколько этапов отобрать инвестпроекты, которые будут решать основные проблемы Тольятти, рассказал В.Басаргин. По его словам, проекты, которые будут отбираться, призваны решать проблемы занятости населения в Тольятти, оплаты труда и социальные вопросы, которые накопились в Тольятти. "В том числе, строительство жилья, транспортной, инженерной инфраструктуры, вопросы о создании новых производств и модернизации тех производств, которые уже были здесь", - добавил В.Басаргин.

При этом он отметил, что сегодняшняя задача - повысить инвестиционную привлекательность региона. По словам В.Басаргина, министерство регионального развития РФ и правительство Самарской области подписали соглашение о сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики. "Это соглашение подписано не случайно, оно дает возможность привлекать инвесторов, а также делать преференции со стороны государства в решении проблем моногородов", - отметил министр.

Министр отметил, что во вторник в Тольятти на совещании с представителями мэрии города и представителями правительства Самарской области обсуждались и другие проекты, которые можно реализовать в городе для создания новых рабочих мест.

"Обсуждались проекты, связанные с развитием нефтехимического производства, причем мы говорили даже о возможности привлечения российских стратегических инвесторов. Это такие инвесторы, как "Роснефть", производители газового оборудования, все, что можно с традиционной направленностью экономики здесь в Самаре разместить", - сказал В.Басаргин.

Автопром не предлагать

Министр также рассказал, что были рассмотрены возможности частичного перепрофилирования волжского автозавода."Мы посмотрели все, что связано с вопросами машиностроения, станкостроения, все, что можно реализовать на территории завода "АвтоВАЗ"", - добавил он.

К примеру, как стало известно на прошлой неделе, мощности проблемного "АвтоВАЗа" в том числе могут быть заняты утилизацией автомобилей. Речь идет о программе поддержки спроса на новые авто за счет утилизации старых машин. Предприятие в Тольятти станет площадкой для утилизации старых автомобилей в рамках российского варианта программы "наличные за автохлам", которая стартует с нового года.

По словам В.Басаргина также обсуждались проекты по производству игрушек, квадроциклов и велосипедов. С предложение выпускать на "АвтоВАЗе" игрушки еще в сентябре выступал Минпромторг. Однако в независимом профсоюзе предприятия к инициативе занять освобождаемых с "АвтоВАЗа" специалистов на таком производстве отнеслись как к издевке.

Так или иначе, но теперь "рабочая группа должна отобрать предложенные проекты, и на следующей неделе мы будем докладывать об итогах работы правительству РФ", сказал В.Басаргин.

В свою очередь, как отметил губернатор Самарской области В.Артюхов, одна из основных задач при разработке пилотного проекта моногородов, состоит в том, чтобы любые новые производства не были связаны напрямую с машиностроением. "Необходимо сделать так, чтобы любое новое производство не носило прямую привязку к автопрому", - сказал он.

По словам В.Артюхова, важно разнообразить производство на территории области и Тольятти. "Иначе теряется весь смысл создания проекта моногородов", - подчеркнул он. По его словам, при создании новых производств необходимо, чтобы они не создавали сильной конкуренции другим предприятиям, но в то же время были востребованы на рынке, чтобы не было монополизации, но при этом востребованность продукции, которую будут выпускать новые предприятия, на рынке была.

Новости по теме

Тольятти как пилотный проект

Новости