ХроникаВоенная операция на Украине

Как испортить себе настроение и отдых

Знаками наступившего сезона отпусков стали резкий рост цен на путевки, традиционные задержки чартеров и активизация санкций по отношению к недобросовестным кредиторам

Фото: Reuters

Москва. 18 июня. INTERFAX.RU - Во второй половине июня отпускной сезон традиционно становится массовым. В этом году отдых российским туристам, отправляющимся к синему морю, изрядно подпортят авиакомпании: хотя цены на авиабилеты постоянно растут, претензий к чартерным рейсам меньше не становится. Вылеты задерживаются от нескольких часов до суток, при этом отношение авиаперевозчиков к пострадавшим пассажирам, как правило, не соответствует новым правилам воздушных перевозок, утвержденным "Росавиацией". Что касается граждан, за которыми числятся долги перед бывшими супругами, банками, магазинами, то им в любом случае удастся добраться не дальше паспортного контроля.

Как уже сообщал interfax.ru, поездки на популярные европейские курорты в этом году подорожали главным образом за счет стоимости авиабилетов. В преддверии сезона туроператоры объявили, что авиаперелет в Турцию обойдется не менее 300 евро, Грецию - 400 евро, в Испанию - 350-400 евро, в Италию - 400 евро, в Португалию - 500 евро. Однако, как оказалось, эти расценки были не окончательными. Подорожание авиатоплива, продолжавшееся весь май и половину июня заставило турфирмы вновь скорректировать цены. Причем многим клиентам пришлось вносить дополнительные $20-40 с человека за уже оплаченные путевки.

Несмотря на то, что Россия полностью обеспечивает себя продуктами нефтепереработки, отечественный авиационный керосин на сегодняшний день является одним из самых дорогих в мире. Например, в лондонском аэропорту Хитроу топливо для самолетов стоит на 6,2% дешевле, чем в Москве, а в Дубаи - на 8%. Эксперты прогнозируют, что по итогам июня тонна авиакеросина в аэропортах московского авиаузла подорожает еще на 3 тыс. руб., вплотную приблизившись к 40 тыс. рублей. Для сравнения: в Европе можно заправиться за 30 тыс. руб.

На прошлой неделе безудержным ростом цен на авиатопливо обеспокоился вице-премьер Сергей Иванов, прозрачно намекнувший на монопольные позиции "3-4 поставщиков" на российском рынке. А во вторник сигнал чиновника подхватила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). "Превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства", - говорится в заявлении антимонопольного ведомства. Однако пока чиновники будут разбираться с нефтяниками, российским туристам придется завидовать европейцам, давно уже летающим в гости друг к другу за 60-100 евро с носа, и платить втридорога за порой сомнительные про уровню комфорта услуги российских авиаперевозчиков.

Кстати, деятельностью последних во вторник в очередной раз заинтересовалась "Росавиация". На сей раз в немилость авиационных властей попала компания "Трансаэро", отличившаяся 16 июня существенной задержкой рейса из Бургаса (Болгария). Напомним, что самолет авиакомпании во время не прибыл в болгарский аэропорт за пассажирами, а когда, спустя почти 7 часов, людей все-таки загрузили на борт, судно, совершая маневр, выехало за пределы взлетно-посадочной полосы и завязло в грунте. На самом деле ничего из ряда вон выходящего не произошло. Задержки чартерных рейсов летом случаются с завидным постоянством (в чем обозреватель interfax.ru смог убедить лично, изучив онлайн-табло аэропортов "Домодедово" и "Внуково"), однако "Трансаэро" не повезло: в числе пассажиров оказался известный шоумен и музыкальный продюсер радиостанции "Сити-FM" Макс Фадеев. Благодаря ему о злоключениях россиян, желающих попасть из Бургаса в Москву, стало известно широкой общественности, а также чиновникам из министерства транспорта. В радиоэфире Фадеев рассказал, что пассажиров, среди которых было много детей, "сначала загнали в какое-то помещение размером 300 кв. м, никуда не выпускали, не кормили и не поили", а в гостиницу они попали только благодаря вмешательству консульства России в Варне.

"Росавиация" решила проверить факты, изложенные Фадеевым, тем более это далеко не единственный случай задержки рейсов "Трансаэро". Ранее аналогичное расследование было начато в отношении авиакомпании "Атлант-Союз", в конце мая оставившей сотни пассажиров ночевать в аэропортах Анталии и Москвы. А двум перевозчикам - "Красэйр" и "Вим-Авиа" - за систематические нарушения летного расписания авиационные власти уже сократили 20% чартерных рейсов на летний сезон 2008 года. Аналогичные санкции могут быть приняты и к другим авиакомпаниям-нарушителям.

Росавиация напоминает, что новые правила воздушных перевозок, утвержденные в 2007 г., действуют на всех рейсах. Это значит, что в первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма (тоже бесплатных). Тем, кто путешествует с детьми до семи лет, должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание рейса длится более четырех часов, пассажиры имеют право на горячее питание. Далее кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. При задержке рейса на восемь часов пассажиров должны поселить в гостинице. При ожидании в ночное время размещение полагается после шести часов ожидания.

А вот на существенные денежные компенсации пассажирам отечественных авиакомпаний рассчитывать не стоит. Здесь все осталось как "при царе Горохе": за каждый час ожидания авиаперевозчик выплатит каждому по 25 рублей. Да и то только в том случае, если задержка рейса не связана с техническими причинами. В Западной Европе цена пустого ожидания существенно выше. Скажем, при суточной задержке рейса из Мадрида в Москву компенсация составит 600 евро за каждый билет плюс размещение в пятизвездочной гостинице с трехразовым питанием в ресторане.

Впрочем, если законопослушным гражданам рано или поздно все-таки удастся вытянуть свои уставшие тела на пляжных лежаках, должникам этим летом путь за границу заказан. Федеральная служба судебных приставов (ФСПП) совместно с Пограничной службой (ПС) ФСБ России сумели поставить надежный заслон на пути за кордон россиян, в отношении которых было вынесено решение о временном ограничении права выезда за пределы РФ. Еженедельно, по четвергам центральный аппарат ФССП России обобщает информацию, поступающую из всех территориальных органов, и передает списки должников в ПС ФСБ России в электронном виде и на бумажном носителе. Если ранее санкции к должнику применялись не ранее, чем через месяц после вынесения судебным приставом

постановления о временном ограничении, то сейчас этот срок составляет менее двух недель.

В ФССП указывают, что подобная оперативность благотворно сказалась на самосознании нарушителей. В первом квартале 2008 г. каждый 17-ый должник, у которого были проблемы с выездом за границу, немедленно погасил задолженность в среднем на сумму 130 тыс. рублей. "Другие меры воздействия такого эффекта не имели", - признают в службе судебных приставов.

Новости