ХроникаВоенная операция на Украине

Динозавры Путина

Премьер собирается вести промышленную политику силами крупных госкомпаний. Но, согласно новой теории мировой торговли, такие "монстры" просто не могут выиграть конкуренцию на глобальных рынках

Фото: ИТАР-ТАСС

Кандидат в президенты Владимир Путин в своей программной статье, опубликованной в газете "Ведомости", заявил, что после избрания собирается сохранить и усилить промышленную политику. Причем в том же стиле, в котором она велась в предыдущие годы, - с помощью различных госкомпаний - от "Роснано" до объединенных судостроительной и авиастроительной корпораций. И это вместо того, чтобы отказаться от промполитики, сосредоточившись только на поддержке конкуренции, как советуют эксперты.

"Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты," - написал он. И тут же выбрал: "Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии".

Путин объяснил свою идею так: он слышал мнение, что государство часто ошибается в выборе приоритетов, а у бизнеса лучше получается делать выбор в режиме "естественного отбора". Но это "при прочих равных". А у нас ситуация другая: "крупный частный капитал добровольно не идет в новые отрасли — не хочет нести повышенных рисков. Безусловно, мы будем использовать налоговые и таможенные стимулы, чтобы инвесторы направляли средства в инновационные отрасли. Но это может дать эффект через несколько лет — а может и не дать, если в мире откроются более привлекательные инвестиционные возможности. У капитала ведь нет границ. Готовы ли мы так сильно рисковать будущим России ради чистоты экономической теории?"

О том, что может ответить Владимиру Путину "экономическая теория", для "Финмаркета" написал замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Приоритеты не нужны

Необходимость государственной промышленной политики почему-то обсуждается только в виде двух альтернатив - либо полного ее отсутствия, либо "государственного капитализма" по принципу азиатских экономик. Если смотреть только с этих точек зрения, можно привести пример многих стран, где промышленной политики нет, а с экономикой дела обстоят хорошо.

Вступление в ВТО предвещает России очень сильное давление на внутреннем рынке в разных областях: и в автопроме, и в фармацевтическом, и в химическом секторах, и в сельском хозяйстве и многих других. Пошлины на импортные товары снизятся заметно. Нашей промышленности в этих условиях нужна диверсификация - не за счет внутреннего рынка, где многое уже достигнуто и будет усиливаться конкуренция, а за счет разнообразия экспорта, ориентированного не только на поставку сырья, но и продукцию обрабатывающей промышленности.

Согласно новой теории международной торговли (Пол Кругман и др.), госкорпорации с выделенными приоритетными специализациями вряд ли будут в числе ведущих компаний, наращивающих экспортную составляющую. Практика показывает, что экспорт на международный рынок наращивают сейчас не отрасли в целом и не "национальные чемпионы", находящиеся в собственности государства, а, скорее, несколько процентов наиболее успешных далеко не самых крупных предприятий из совершенно разных секторов. У нас экспортируют примерно 3% фирм, в развитых странах таких - 10-12%, при этом они появляются в разных сферах деятельности .

Получается противоречие - развивать мы собираемся госкорпорации, а рост экспорта на практике происходит за счет других компаний. Наша задача - находить такие фирмы и поддерживать именно их. Промышленная политика должна быть, но ориентироваться ей нужно не на госкорпорации, а, скорее, на мелкие и средние предприятия, развитие их ноу-хау и выход на международный рынок.

Поэтому промышленная политика в современных условиях видится как создание общей среды функционирования предприятий вне зависимости от отраслевой принадлежности и размера.

Партия для инвесторов

Как предприятие местного рынка начинает выходить на международный, экспортируя свою продукцию? Сначала оно начинает больше инвестировать в развитие. А это значит, что нужно улучшать инвестклимат для того, чтобы инвестировать можно было удобно и надежно.

Привлекательность инвестклимата зависит от трех составляющих, две из которых в нашей стране не так плохи: размеры рынка (Россия по этому показателю занимает 8 место в мире), макроэкономические показатели (у нас они неплохие) и основанные на честной конкуренции публичные правила игры, которые у нас не сформированы.

В этом плане очень полезен институт прецедентного права, когда правила игры формируются через судебную систему. Но нужно и базовое законодательство, которое принимает парламент. В этом плане у нас главная проблема - в парламенте давно находятся представители тех групп, которые устраивает сложившаяся ситуация, им не нужно ничего менять. Новых партий, которые отражали бы интересы групп, заинтересованных в экспорте не только сырья, в парламенте не представлено - партию сейчас сложно зарегистрировать. Поэтому сегодняшний российский парламент консервирует статус-кво в плане создания законов, способствующих инвестициям.

Политика и экономика в этом плане неразделимы. И политические реформы очень важны не в плане захвата власти другими группами, а для того, чтобы работала экономическая политика.

Воровство заложено в модель

Промышленная политика сегодня, таким образом - это создание антикоррупционного законодательства, стимулирующего конкуренцию, инвестиции и инновации.

Российскую промышленную политику ни постсоветского, ни будущего времени, нельзя сравнивать с опытом создания промышленной политики в странах Азии через государственную собственность. В Азии государство - это все, это непререкаемый и неоспоримый авторитет просто в силу конфуцианской этической модели. И промышленная политика, созданная государством, там работает именно поэтому, и то далеко не всегда успешно. У нас аналогичная модель ведет к распилам и коррупции.

Какая идеология у нас лежит в основе промышленной политики сейчас? Ее можно сформулировать примерно так: "Давайте создадим госкорпорации, из них, конечно, украдут примерно треть средств, но остальные будут работать на нашу экономику".

На этом принципе, уже заложившем воровство в экономическую модель, попирающем все принципы этики и справедливости, нельзя строить промышленную политику. Если мы не можем остановить коррупцию, нужно менять промышленную политику, нацелив ее на улучшение инвестклимата и создание необходимого для этого законодательства.

Новости