ХроникаВоенная операция на Украине

Не замечать инвалидов

В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. Случай Павла Обиуха, которому сотрудники авиакомпании "Сибирь" не позволили вылететь рейсом в Казань, еще раз доказал: равные возможности по-прежнему лишь миф

Фото: Reuters

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Случай Павла Обиуха, инвалида по зрению первой группы, которому минувшим вечером представители авиакомпании "Сибирь" (S7) отказали в подъеме на борт из-за слепоты, привлек всеобщее внимание. Обсуждать, права или не права компания, теперь, судя по всему, будет суд. Сегодня Павел Обиух заявил, что намерен обратиться с иском в один из московских судов, который решит, насколько соответствуют правила перевозок авиакомпании федеральным нормам. Авиакомпания хранила молчание и прокомментировала случившееся только в четверг в середине дня (отметим, что это будет уже второй случай тяжбы инвалидов с данным авиаперевозчиком). "Десятого февраля Павел Обиух приобрел билет на рейс авиакомпании через агента по продаже билетов "РусАэро". При бронировании билета агент согласно ФАП и правилам перевозок авиакомпании, должен был уведомить авиаперевозчика о том, что П.Обиух относится к особой категории пассажиров, согласовать возможность перелета пассажира, лишенного зрения. Агент не выполнил технологию, что подтверждается информацией в системе бронирования", - пояснил агентству представитель "Сибири"

Из устава авиакомпании S7:

Пассажирам особых категорий, которые заблаговременно не согласовали свой перелёт с авиакомпанией, может быть отказано в регистрации на рейс и перелёте. К особым категориям пассажиров относятся

• Несопровождаемые дети, которые будут перевозиться под наблюдением перевозчика;

• Тяжелобольные пассажиры, перевозка которых требует специальных условий;

• Больные на носилках;

• Пассажиры, лишенные слуха;

• Пассажиры, лишенные зрения;

• Пассажиры, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена (пассажиры с ограниченной подвижностью, инвалиды в колясках);

• Пассажиры в возрасте старше 75 лет;

• Беременные женщины.

Что и как решит суд, пока говорить бесполезно, тем более что иск еще не подан. Как пояснила interfax.ru вице-президент Всероссийского обещства слепых Лидия Абрамцева, ситуация с недопущением на борт самолета авиакомпании "Сибирь" (S7) инвалида по зрению Павла Обиуха является примером нарушения Международной конвенции о правах инвалидов. Она пояснила, что помимо этого согласно 15-й статье закона "О защите прав инвалидов", организациям предписывается осуществлять доступ инвалидов к любым объектам социальной связи. "Законодательство не такое уж и плохое, но нет средств контроля. В России нет механизма реализации этих законов. За рубежом за не соблюдение подобных правил предприятия подвергаются большим штрафам", – отметила Абрамцева. "Если это есть в уставе компании, то этот пункт противоречит международному праву и закону "О защите прав инвалидов". "Я считаю, что Павлу необходимо обратиться в суд, и я готова выступить в качестве третьего лица", – заявила она. Уже известно и то, что в ближайшее время "Сибири" предстоит общаться с представителями Генпрокуратуры. "По данному случаю, который мы считаем вопиющим, безусловно, будет проведена проверка", - заявила в четверг "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева. Она подчеркнула при этом, что у прокуратуры ранее уже были претензии к авиакомпании "Сибирь". "В ходе проверки мы выясним также, почему не были устранены нарушения закона, выявленные прокуратурой во внутриведомственных документах", - отметила Гриднева.

Так или иначе, важнее всего то, что в очередной раз стало очевидно, что инвалиды в нашей стране, по сути, лишены возможности свободного передвижения.

В большинстве стран Европы инвалиды не привлекают к себе внимания. Просто потому, что их появление на улице не является чем-либо из ряда вон выдающимся. Для них оборудованы лифты и пандусы в магазинах, они без проблем могут попасть в общественный транспорт, по специальному звуковому сигналу узнать, когда загорелся зеленый свет на светофоре. Помощь инвалидам не считается зазорной – специальные школы исправно готовят собак-поводырей, а среди студентов обычной волонтерской практикой является сопровождение слепых в поездках и передвижениях по городу.

В России до сих пор инвалиды остаются невидимыми для общества. Появление, скажем, незрячего человека с палочкой способно привлечь всеобщее внимание, инвалиды-колясочники вызывают едва ли не раздражение публики. Лишь часть светофоров в больших городах оборудована тем самым звуковым оповещением, которое позволяет узнать о времени, когда надо переходить дорогу. Пупырчатые "коврики" перед пешеходными переходами, по которым слепые должны риентироваться о приближении к проезжей части, оказались неудобными. Специальные спуски, которыми в отдельных районах заменили бордюры, чтобы инвалидам было проще спускаться с тротуара, оказались слишком высокими. Говорить о том, что пандусы и лифты для инвалидов, равно как и звуковые оповещения для слепых, например, в метро были и остаются редкостью.

Наследие советской эпохи, с первичным культом здорового тела и ударного работника, коими, как полагалось, инвалиды быть не могут, преодолевается с огромным трудом. И в большей степени декларативно. Достаточно вспомнить хотя бы то, что в Москве текущий год является Годом равных возможностей, а Россия в целом с 2009 г. присоединилась к конвенции о правах инвалидов, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.. На практике, как мы видим, равные возможности – великая иллюзия, которая вряд ли утешит хоть одного инвалида, отправляющегося за покупками, к врачу или просто к родственникам.

Правда, столичные власти уверяют, что борьба за "мобилизацию" инвалидов продолжается. Так, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова в январе 2009 г. заявила, что все лифты, которые будут устанавливать в новостройках и при капитальном ремонте домов, оборудуют выпуклыми цифрами. Однако, опять же, несложно посчитать, сколько именно слепых сможет воспользоваться этим бонусом. В 2008 г. та же Людмила Швецова заявляла, что к 2020 г. российская столица должна стать городом равных возможностей. Тогда же она признавала, что "несмотря на позитивные перемены, в Москве, в частности, не в полной мере решена проблема подготовки кадров по вопросам формирования комфортной среды для инвалидов, нет практики типового комплексного приспособления элементов городской сферы".

Между тем, в России в последние годы наблюдается неуклонное увеличение числа инвалидов. Данные Росстата говорят сами за себя: в 2004 г. В нашей стране было 11,4 миллионов инвалидов, в 2005 г. – уже 12,1 миллионов, в 2006 г. – 12,5 миллионов. В 2007 г. Общее число инвалидов составило уже 13,2 миллионов человек. То есть более 13 миллионов человек, которые, как и все мы, хотят работать, свободно передвигаться, иметь возможность получать информацию. Более того, закон им это право предоставляет, но в жизни – и вот ведь удивительно, почему же – все получается совсем иначе.

Новости