ХроникаВоенная операция на Украине

Главный онколог: мы открыли дверь в новую эру в борьбе с раком

Андрей Каприн рассказал о новом методе борьбы с онкологическими заболеваниями

Генеральный директор ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр радиологии" Андрей Каприн
Фото: Пресс-служба ФГБУ

Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU - Ученые онкологи России, Израиля, Германии провели в Медицинском научном радиологическом центре имени А.Ф.Цыба (Обнинск) впервые в мире уникальную операцию для спасения пациентки с запущенной, практически неоперабельной формой рака молочной железы. Суть этого метода в ведении радиоактивного источника в очаг злокачественной опухоли, разрушая ее изнутри. В данном случае ученые использовали альфа-частицу, которую ввели непосредственно в пораженный участок.

В чем новизна этого метода, и каково его значение для борьбы с онкологическими заболеваниями? Об этом специальный корреспондент "Интерфакса" Вячеслав Терехов беседовал с академиком Андреем Каприным, главным внештатным онкологом Минздрава России, генеральным директором ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр радиологии", в состав которого входит и МНРЦ имени.А.Ф.Цыба, где проходила операция.

- Главное отличие этого метода от других известных излучений состоит в том, что альфа-частицы не только уничтожают опухоль, но и способствуют выработке защитных свойств иммунной системы. Введение в организм необычного радионуклида альфы-частицы Радия 224 способствует не только уничтожению опухоли, но и, что главное, подталкивает организм на борьбу с метастазами! Он заставляет иммунитет, оглушенный раковыми клетками, которые уже поползли по организму, вспомнить свои защитные функции. Это чудо! И это супер-проблема онкологической науки и практики, потому что диагноз "3 и 4 стадия" ставят именно из-за появления метастазов в других органах. "Выудить" их из крови и плазмы крайне сложно. Если с помощью альфа-частиц это получится и удастся это подтвердить на массовых клинических исследованиях, то это будет грандиозный успех в борьбе против рака.

- Можно сказать, что вы открыли новую эру в развитии онкологии?

- Нет, пока мы только открыли в нее дверь.

- И это не мало. А что дальше? Вы ввели альфа-частицу и...?

- Через две недели у пациентки удалят источники радиоизлучения. Еще через две недели мы увидим первые результаты воздействия препарата на клетки микро-метастазов и метастазов. Изучение этого процесса будет крайне важным для развития этого направления. Мы уверены в том, что метод безопасен и нетоксичен, а степень воздействия на раковые клетки мы будем видеть после окончания клинических испытаний.

Эту уверенность разделяет с нами и автор методики использования альфа-частиц в онкологии профессор Иона Кейсари (Израиль). Сама операция проходила под руководством профессора Развана Галалае (Германия).

- Значит, в Обнинске операцию проводили зарубежные специалисты? Или они участвовали вместе с нами? И почему нужна была в таком случае объединенная международная команда специалистов?

- Исследования в ядерной медицине, как и вся ядерная физика, очень дорогое удовольствие, поэтому специалисты в различных областях создают международные объединения - коллаборации - и договариваются, кто, что будет делать в каком-то общем проекте. Это называется международный научный протокол в области онкологии. Поясню данный пример. В Израиле живет ученый, который как физик, высчитал эти свойства альфа-частиц. Он убедил одну очень солидную компанию наладить экспериментальное производство. В Германии живет лучший брахитерапевт, привлеченный для участия в этом проекте. Он уже имеет опыт использования этих альфа-частиц на других органах, в частности, при опухолях головы и шеи. В США живет еще один классный онколог, который верит в этот метод и имеет к нему отношение и привлечен в качестве консультанта, но, подчеркиваю, операцию проводили наши брахитерапевты - А.А.Обухов и В.А.Бирюков. Планировала операцию, а без этого в радионуклидной терапии невозможно, наш медицинский физик Н.В.Борышева. Проверяли радиационную безопасность тоже наши сотрудники. У них большой опыт проведения подобных операций, но с другими источниками и на других органах.

Некоторое время назад мы вошли в список мировых экспертных центров в области ядерной медицины. У нас есть соответствующие специалисты, клиника, и что очень важно, наш научный центр расположен рядом с больницей, и мы производим свои радионуклиды.

К сожалению, на массовое производство другого элемента - йода 125, который необходим для некоторых видов брахитерапии, у "Росатома" денег нет. Добавлю, что три года назад в Обнинске на базе МРНЦ имени Цыба был создан Центр брахитерапии. Теперь мы, можно сказать, лучшие эксперты в этом направлении, потому что у нас накоплен большой опыт лечения болезней именно этим методом, то есть доставкой радионуклида непосредственно в опухоль, а не через лучи, кожу, тело - точно вовнутрь раковой клетки.

Вот поэтому именно к нам привезли необычный радионуклид: альфа-частицу Радия 224, с которым и была проведена эта операция. Если клинические испытания дадут хорошие результаты, во что мы все, еще раз повторяю, очень верим, то он позволит спасать жизнь пациентов и с другими онкологическими заболеваниями.

- В этом проекте участвуют только те ученые, которых вы назвали?

- Всего в этом проекте участвуют ученые из более, чем двух десятков стран. В рамках этого протокола мы проведем еще 30 подобных операций. Хочу добавить, что к началу 90-х годов российские онкологи были более чем кто-либо в мире, готовы к применению радионуклидных препаратов. К сожалению, 90-е годы сыграли свою роль, и мы сохранили позиции, в основном, в качестве только производителей сырья. Но за последние годы положение изменилось: мы уже вошли в международную программу как экспертный центр. Мы - ядерная держава и можем использовать преимущество этой техники и в медицине, и пальму первенства будем держать и не отдадим ее никому.
Но, конечно, еще раз подчеркиваю, самого лучшего результата в борьбе с раковыми заболеваниями можно достичь только, объединив усилия онкологов всего мира.

- Объединение специалистов разных стран - это, конечно, хорошо. Но, думаю, это хорошо, в первую очередь, для проведения различных исследований, результаты которых потом объединяются. Однако для проведения операций нужен слаженный и наработанный коллектив.

- Я приведу слова профессора Р.Галалае, который участвовал в операции: "Наша команда работала как единый, слаженный организм, как оркестр. Мы в восторге от уровня подготовки и профессионализма наших российских коллег. Каждый отлично знал свою роль и умело взаимодействовал со всей командой врачей. Мы все вместе открыли новую страницу в нашей общей борьбе со злокачественными образованиями".