ГК "Монополия" в 2024 г. увеличила выручку по МСФО на 15%, получив 3,4 млрд руб. чистого убытка
Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Цифровая логистическая платформа "Монополия" нарастила выручку по МСФО в 2024 году на 15% до 60,2 млрд рублей, получив более 3,4 млрд рублей чистого убытка на фоне падения прибыльности перевозок собственным парком и роста процентных расходов.
Как сообщили в пресс-службе группы, общая положительная динамика выручки была обеспечена развитием бизнеса в asset-light сегментах. В то же время перевозки собственным парком на фоне снижения тарифов, напротив, показали отрицательную динамику.
Так, в общей структуре выручки 22,3 млрд руб. (+5% г/г) было сформировано топливным процессингом и дополнительными сервисами с собственным приложением (сегмент "Монополия Мультисервис"); еще 18,1 млрд руб. (+19% г/г) - перевозками грузов привлеченным парком перевозчиков, работающих на платформе ("Монополия Грузы"). Наиболее динамичный рост выручки показал сегмент перевозок грузов с помощью водителей-предпринимателей, получивших транспорт в лизинг ("Монополия Бизнес") - на 75%, до 9,3 млрд руб. Выручка от перевозок собственным парком (сегмент "Монополия Тракинг") снизилась на 5% до 9,9 млрд руб. По данным платформы "Монополия", средневзвешенная ставка тарифа на автогрузоперевозку по РФ в декабре 2023 года составляла 76,9 руб./км, тогда как в декабре 2024 года - 68,9 руб./км.
Валовая прибыль группы уменьшилась на 15,4% до 4,4 млрд руб., и была сформирована в основном "легкими" сегментами.
Показатель EBITDA по итогам прошлого года снизился на 22,2% до 2,73 млрд руб. В отчетности говорится, что сегмент перевозок собственным парком оказался единственным с отрицательной EBITDA в 845,3 млн руб. против положительной EBITDA более чем в 1,8 млрд руб. по итогам 2023 года, когда он, напротив, был самым прибыльным.
Финансовые расходы "Монополии" за год увеличились в 2,1 раза до 3,7 млрд руб. В частности, процентные расходы по займам - до 2,2 млрд руб. с 1,1 млрд руб. в 2023 году.
Компания отразила 3,4 млрд руб. годового чистого убытка против чистой прибыли 3,9 млрд руб. годом ранее.
Чистый долг группы за прошлый год не изменился, оставшись на уровне 13,5 млрд руб. Отношение чистого долга к EBITDA составило 4,9х по сравнению с 3,9х на конец прошлого года.
"Компания реализует свой масштабный инвестиционный план по развитию платформы: это вложения в развитие продукта и технологий, а также приобретения целевых активов, например, SaaS-системы "Умная логистика". Отметим, что рыночная стоимость техники, которая принадлежит компании, превышает размер долга и составляет 17 млрд руб. План по снижению долговой нагрузки в том числе связан с продажей транспорта сторонним перевозчикам, которые впоследствии будут работать на платформе, генерируя дополнительную выручку", - сказали в пресс-службе "Монополии".
Помимо снижения тарифов на автоперевозки и возросших процентных расходов, на финансовые показатели группы повлиял рост амортизации из-за признания по справедливой стоимости основных средств, активов в форме права пользования и нематериальных активов, полученных через сделки M&A по приобретению Globaltruck и "Умной логистики".
"Онлайн-рынок автомобильных грузоперевозок в России в 2024 году составил 183 млрд рублей, и, по оценкам экспертов, к 2028 году он утроится. Тем не менее уровень цифровизации рынка пока невысок. Хотя наш опыт и показатели показывают востребованность и потенциал цифровой платформенной модели: число перевозчиков и грузовладельцев на нашей платформе растет двухзначно, и "легкие" сегменты - перевозки сторонними компаниями и водителями, дополнительные сервисы - вносят самый большой вклад в увеличение выручки и валовой прибыли. Мы уверены, что за платформенной моделью будущее логистического рынка России, и продолжим развивать ее, реализуя нашу масштабную программу инвестиций, для которой мы привлекаем средства с рынка и строим перспективные отношения с инвестсообществом", - отметил сооснователь и глава совета директоров АО "Монополия" Илья Дмитриев.
Количество активных клиентов-грузоперевозчиков на платформе "Монополия" в 2024 году увеличилось до 5,5 тыс. (+45,9%), активных транспортных средств - до 30,8 тыс. шт. (+41,6%), активных клиентов-грузовладельцев - до 1,6 тыс. (+21,4%).
Число выполненных заказов на платформе за прошлый год выросло до 447 тыс. (+5%).
Количество грузовиков, переданных водителям-предпринимателям (сегмент "Монополия Бизнес"), стало в 1,5 раза больше - 1,093 тыс. шт.
Компания отдельно отмечает результаты приобретенной SaaS-системы "Умная логистика": оборот, генерируемый ее клиентами, в прошлом году составил 179 млрд руб. (+29% г/г). Платной подпиской "Умной логистики" пользуются 6,416 тыс. компаний (+43%).