ХроникаВоенная операция на Украине

Сотовая разница - минус 24%

Российский сотовый ритейл сполна почувствовал удары кризиса. В 2009 году продажи трубок снизились на 24%, а в денежном выражении рынок рухнул в 1,4 раза - до 131,6 млрд рублей. Но процесс восстановления уже начался, указывают эксперты. В наступившем году продажи "мобильников" увеличатся на 9%, а полностью рынок может восстановиться в 2011 году

Москва. 11 января. IFX.RU - Кризис вынуждает россиян экономить на расходах, откладывая второстепенные покупки до лучших времен. В разряд второстепенных расходов попали и мобильные телефоны, продажи которых рухнули в 2009 года. Сотовый ритейл "просел" почти на четверть. Причем россияне активно экономили и на своем имидже. Средняя стоимость приобретенной трубки снизилась на 26%.

Розничный рынок мобильных телефонов в РФ в 2009 году упал на 24% по сравнению с уровнем 2008 г. и составил 27,5 млн аппаратов, отмечается в аналитическом исследовании бывшего вице-президента по маркетингу "Евросети" Владимира Богданова. По его подсчетам, в денежном выражении (в долларах) рынок снизился в 1,8 раза - до $4,18 млрд, в рублях - в 1,4 раза (до 131,6 млрд рублей).

Свое дно кризиса сотовый ритейл прошел во втором полугодии, когда продажи мобильных аппаратов обвалились на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Затем пояс экономии был несколько ослаблен, и темпы снижения продаж стали менее впечатляющими. В III квартале продажи снизились на 23%, в IV - на 13%. Таким образом, во II полугодии розничный рынок стал восстанавливаться по количеству. В основном, как указывается в отчете, это происходило за счет реплейсмента (замены) телефонов.

При этом экономило население на всем. Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в прошлом году составила $152, что на 26% ниже цены аппарата, проданного в 2008 году.

Покупать не стремились даже в кредит. В кредит в РФ было продано 2,5 млн мобильных терминалов, что в 2,3 раза меньше аналогичного показателя предыдущего года.

Выручка сотовой розницы от продаж в кредит снизилась за год в 2,2 раза и составила $0,8 млрд. В рублях она упала в 1,7 раза.

Крупнейшим поставщиком терминалов в прошедшем году вновь стала Nokia, занявшая 38% российского рынка. Далее идет Samsung с 35%-ной долей, который как и в 2008 г. занял второе место по продажам. Третьим лидером стала LG, занявшая 12%, а Sony Ericsson сместился с третьего места на пятое, заняв на рынке 7%. На долю остальных производителей пришлось 9%.

Но если в рознице было продано всего 27,5 млн мобильных аппаратов, то число проданных SIM-карт в России в 2009 году, по оценкам В.Богданова, составило 97 млн штук, что на 17% выше уровня 2008 года. Правда и отток абонентов в прошлом году составил 78 млн, увеличившись на 32%.

Среди сотовых ритейлеров крупнейшими стали "Евросеть" с 30% рынка, "Связной" - 22% и ОАО "РТК" (розничная компания ОАО "МТС") - 8%. Всего на трех этих ритейлеров в 2009 году пришлось 65% розничного рынка сотовых телефонов в РФ.

В наступившем году рынок ожидает лишь частичное восстановление. По прогнозам В.Богданова, продажи сотовых телефонов вырастут. Правда, всего на 9%. Будет продано 30 млн трубок. А вот количество проданных SIM-карт составит около 103 млн штук.

В целом же, как ранее прогнозировали в "Евросети", российский рынок восстановится до уровня 2008 года только в 2011 году. По прогнозам экспертов, тогда будет продано 36 млн мобильных телефонов, почти столько же, сколько в 2008 году (36,1 млн).

Мировой рынок чувствует себя ничуть не лучше российского, но и там его основные участники с оптимизмом смотрят в будущее. Финская Nokia, крупнейший в мире производитель мобильных телефонов, прогнозирует в 2010 году увеличение мирового рынка сотовых устройств на 10%.

Новости по теме

Мобильники понадобятся через 2 года

Новости