ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

За российское, против российского

Предлагаемое ограничение премии розничных сетей, взимаемой с поставщиков российских товаров, может не оправдать благих надежд, а, напротив, усилить позиции импорта

За российское, против российского
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 ноября. IFX.RU - Вызывающий жаркие дискуссии законопроект об основах госрегулирования торговой деятельности был принят Государственной Думой в первом чтении 11 сентября, сейчас готовится проект поправок ко второму чтению. Законопроект регулирует сроки расчетов сетей с поставщиками, вводит ограничения предельной доли сети на рынке, исключает взимание недобросовестные платежей с поставщиков за продажу их товаров.

В среду свои поправки к законопроекту представило правительство. И теперь выясняется, что благое намерение ограничить размер премии, взимаемой розничными сетями с поставщиков российских товаров, будучи воплощенным в жизнь, может привести к тому, что сети предпочтут торговать импортом, размер премии за торговлю которым под регулирование не подпал.

Благие намерения…

Предлагая свои поправки, власти, как всегда, преследовали самые лучшие цели - поддержать отечественного производителя. Как сообщил в интервью "Российской газете" вице-премьер Виктор Зубков, возглавляющий правительственную рабочую группу по работе над законопроектом, ключевой задачей правительства при подготовке поправок было исключение "всевозможных избыточных поборов, бонусов, премий, платных услуг, не связанных с поставкой продовольственных товаров". В результате, сообщил он, законопроект содержит специальный раздел, в котором запрещаются все известные на сегодняшний день так называемые "недобросовестные практики". Этот раздел уже был в редакции закона, принятого Госдумой в первом чтении, и никаких разногласий здесь не возникало. При этом список запрещаемых "недобросовестных практик" не является закрытым и может корректироваться.

При этом единственной предусмотренной законопроектом формой получения розничными сетями дополнительных средств от поставщика остается вознаграждение торговой сети за увеличение объемов реализации. Но и эта премия будет ограничена уровнем 10%.

"Иными словами - если поставщик намерен простимулировать торговую сеть за реализацию его товаров, то сеть вправе рассчитывать на вознаграждение. Определение его уровня вызвало наибольшие споры, когда мы обсуждали поправки правительства в законопроект. В итоге пришли к единому мнению, что его размер не должен превышать 10% от стоимости поставки российских товаров, а в отношении социально значимых товаров такое вознаграждение не взимается", - сообщил В.Зубков.

Таким образом, полагает вице-премьер, новый механизм финансовых взаимоотношений позволит производителю значительно уменьшить финансовые затраты, которые раньше отвлекались на всякого рода "бонусы" в пользу розничных сетей. А это в свою очередь в условиях здоровой конкуренции создает возможности для снижения закупочной цены при сохранении разумной для производителя рентабельности.

"Думаю, нам удалось найти баланс интересов, который в той или иной степени устроит всех - и торговые сети, и поставщиков продовольствия", - убежден В.Зубков.

…и их реализация

Между тем, выясняется, что благие намерения правительства, направленные на защиту поставщиков и производителей отечественных товаров от поборов розничных сетей, могут оказать российским товарам медвежью услугу. Поскольку розничные сети не смогут получить с российских производителей премию более 10%, а на иностранных поставщиков ограничение не распространяется, то торговцы начнут заполнять свои прилавки импортными товарами.

Как уточняет газета "Ведомости", в поправках правительства ко второму чтению законопроекта вводится ограничение премий, выплачиваемых за приобретение у поставщика именно товаров российского производства. А вот при покупке товаров, произведенных не на территории России, таких ограничений для сетей не предусмотрено.

Заботясь о защите интересов российских производителей, авторы поправок фактически создают условия, в которых иностранные компании получают преимущество: работать с их продукцией ритейлерам будет выгоднее, приводят "Ведомости" слова главного исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса. При этом идею полной отмены премии за объем по социально значимым товарам он называет "абсурдной". "Чем большую объемную скидку ритейлер получает от поставщика, тем дешевле эта продукция в магазинах", - пояснил эксперт. "Хотели как лучше, получилось как всегда", - цитирует экс-премьера РФ Виктора Черномырдина совладелец "Виктории" Николай Власенко. По его мнению, поправка усложнит продвижение российской высокомаржинальной продукции и новинок и упростит вход на российский рынок продукции из стран ближнего зарубежья. Издание приводит оценки, согласно которым 10% - это средневзвешенная премия по рынку, а скидки на объем достигают 15-20%.

Как ни странно, поставщики тоже не очень рады новому ограничению. Нельзя принимать разные правила игры для российских и иностранных производителей, приводит газета "Ведомости" мнение председателя совета директоров "Вимм-билль-данна" Давида Якобашвили. Все должны быть в одной лодке - нужно либо отменить ограничение на премии, либо ввести его для всех, иначе сетям российская продукция станет неинтересна, они переориентируются на иностранную, объясняет он. По словам Д.Якобашвили, его компания готовит письмо к правительству с просьбой изменить решение по премиям. Директор по производству группы "Русский алкоголь" Кайрат Жангозин сообщил, что сейчас поставщики алкоголя платят ритейлерам премии в 5-15%. Однако если после запрета сетям будет невыгодно работать с определенной продукцией, то поставщикам придется искать обходные схемы, пишет деловое издание.

По информации газеты, комитет по экономической политике Госдумы будет рассматривать законопроект не раньше конца следующей недели, он будет дополнен правительственными поправками, после чего направлен на согласование в администрацию президента. При этом депутаты, скорее всего, попросят правительство скорректировать спорную норму.

Ранее предполагалось, что закон о регулировании торговой деятельности вступит в силу с 1 января 2010 года. Хозяйствующим субъектам дается полгода на приведение в соответствие с требованиями закона договоров поставки, заключенных ими до вступления закона в силу. Вступление в силу статьи, ограничивающей расширение торговых сетей долей в 25% от оборота, предлагается отложить до 1 января 2011 года.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });