Новые сроки для своих

Алмазодобывающая компания "АЛРОСА" приняла решение о заключении долгосрочных договоров не только с зарубежными, но и с российскими огранщиками. Обоснование – возросший спрос

Новые сроки для своих
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - Алмазодобывающая "АЛРОСА" продолжает переход на систему продажи сырья по долгосрочным договорам: сначала такие контракты подписывались только с зарубежными клиентами, в понедельник же компания приняла решение о заключении долгосрочных договоров и с российскими огранщиками.

Как сообщили "Интерфаксу" в компании, "АЛРОСА" планирует в течение 2010-2012 годов поставить российским огранщикам сырье на сумму не менее $1,4 млрд. Этот вопрос конъюнктурный совет "АЛРОСА" рассмотрел на заседании в понедельник. "Учитывая возросший спрос, принято решение подготовить к подписанию долгосрочные договоры с крупнейшими гранильными предприятиями на поставку алмазного сырья. С каждым из предприятий будут проведены переговоры", - сказал представитель "АЛРОСА".

Алмазодобывающая компания планирует подписать такие договоры с крупнейшими российскими производителями бриллиантов - в частности, смоленским "Кристаллом", "Руиз-Даймонд", "ЭПЛ-Даймондс", двумя предприятиями группы "Алмазювелирэкспорт".

Прозрачнее, надежнее

Долгосрочные контракты с российскими огранщикам "АЛРОСА" ранее не заключала. "Раньше ситуация складывалась следующим образом: "АЛРОСА" заключала соглашения с алмазообрабатывающими предприятиями, руководствуясь собственной сбытовой политикой, - отмечает гендиректор смоленского "Кристалла" Максим Шкадов. - Эти соглашения носили либо долгосрочный характер - заключались на один год с пролонгацией по усмотрению сторон - либо разовый. Для участников внутреннего рынка существовали такие условия: компания "АЛРОСА" заключает договор на год и ежемесячными разовыми соглашениями регулирует ассортимент поставляемого алмазного сырья".

По мнению эксперта Rough&Polished Сергея Горяинова, "сбытовая политика "АЛРОСА", которая создавалась для внешнего рынка, теперь, видимо, будет действовать и на внутреннем". "АЛРОСА" заключает долгосрочные контракты с теми огранщиками, с которыми уже давно работает - по сути, новые договоры просто упорядочивают существующие отношения, они более прозрачны", - отметил он.

"Цель долгосрочных договоров с внутренними потребителями – обезопасить саму "АЛРОСА" от возможных ценовых колебаний на рынке, - считает Горяинов. - С началом кризиса сложилась ситуация, когда "АЛРОСА" осталась вообще почти без клиентов, тогда как партнеры De Beers продолжали торговать. Новые соглашения создают систему учета взаимных интересов участников рынка, они позволят сохранить стабильность в возможные кризисные периоды".

По его словам, заключение долгосрочных договоров в какой-то степени также позволит защитить рынок от дилерских операций. "Раньше неоднократно практиковалась такая схема: крупные гранильные компании обрастали небольшими дочерними предприятиями. И часть сырья продавалась через эти предприятия - то есть, это дилерские операции. С заключением долгосрочных контрактов такая практика, видимо, будет минимизирована", - считает Горяинов.

Существование таких продаж подтверждает и Шкадов. "Такие операции имеют место быть в деятельности любой компании, сейчас - это одна из составляющих частей бизнеса. Они необходимы для определения того объема и ассортимента, который эффективен для обработки. Безусловно, часть сырья в боксах и в лотах, которая предлагается, не является эффективной. Ее надо отсеивать. Эта часть выходит на рынок в свободный оборот, что, в принципе, является нормальной технологической операцией", - сказал он.

Вместе с тем глава "Кристалла" подчеркнул, что основная цель предприятия - полная загрузка производства, и "Кристалл" "не собирается делать упор на трейдерских операциях".

Шкадов не уточнил, какой объем сырья планирует закупить по новым договорам сам "Кристалл", отметив, что предприятию хотелось бы сохранить докризисные объемы закупок. "Производственная мощность и сбытовой потенциал позволяют предприятию работать и достигать оборотов до $500 млн ежегодно. Для того, чтобы выходить на такие цифры, нужен соответствующий объем приобретаемого сырья", - сказал он.

Изменятся ли цены?

Актуальным остается еще один вопрос: какими будут цены для российских потребителей в новых договорах ? Еще в конце прошлого года "АЛРОСА" заявила о том, что считает целесообразным обеспечить равные условия доступа к сырью клиентам внутреннего и внешнего рынков. Российские огранщики восприняли это заявление настороженно. Президент российской ассоциации производителей бриллиантов Валерий Богомолов в интервью "Интерфаксу" отмечал необходимость совместной и слаженной работы "АЛРОСА" и российских огранщиков, подчеркивая, что алмазодобыча и огранка в РФ являются "единым народохозяйственным комплексом".

По мнению Горяинова, новые долгосрочные контракты с российскими огранщиками будут похожи на контракты с западными потребителями не только по типу, но и по ценам на сырье. "Если цена для внутреннего рынка и будет меньше - то ненамного. Думаю, "вилка" соизмерима с размером вывозной пошлины - опять же, чтобы пресечь возможность спекулятивных операций. Раньше цены для внутреннего рынка у "АЛРОСА" были ощутимо ниже цен для западных игроков", - сказал Горяинов.

По словам Шкадова, контракты, которые "АЛРОСА" заключала с бельгийскими компаниями в прошлом году, подразумевали фиксированную цену. "На тот момент она была выше рыночной, хотя рынка как такового практически не существовало. С учетом того спада, который произошел, это вполне понятно. Разумеется, был очевиден тот факт, что рынок в течение некоторого времени оживится (что и в итоге и произошло) и цена пойдет вверх", - сказал он.

При этом он отмечает, что в новых контрактах непосредственно с "Кристаллом" вопрос о фиксации цены не стоит. "Мы на этом и не настаиваем, - сказал он. - Наша основная задача - работать в рыночных условиях, сохраняя за собой определенный объем, от этого зависит стабильная работа производства".

Горяинов также считает, что в новых договорах с российскими потребителями цены вряд ли будут зафиксированы. "Зафиксировать цену до 2012 года вряд ли возможно - рынок по-прежнему достаточно волатилен", - сказал эксперт.

Вперед к 70%

"АЛРОСА" начала работать по долгосрочным контрактам с июля прошлого года - после того, как полгода вообще не вела рыночные продажи и реализовывала сырье только в Гохран России. Цель компании - в текущем году довести долю продаж по долгосрочным контрактам до 70% в общем объеме продаж.

Первые долгосрочные договоры в прошлом году были заключены с 15 компаниями из Бельгии - летом прошлого года "АЛРОСА" сообщала, что объем поставок по этим контрактам составит около $500 млн.

В 2010 году "АЛРОСА" подписала трехлетние соглашения с индийскими производителями бриллиантов - компаниями Rosy Blue, Diamond India Ltd и Ratilal Becharlal and Sons. По этим договорам будет поставлено сырье на общую сумму около $490 млн - при этом соглашения предусматривают ежеквартальное согласование ассортимента и цены экспортируемых алмазов в зависимости от ситуации на мировом алмазном рынке, а также возможность увеличения объемов поставляемого сырья.. В 2009 году "АЛРОСА" уже поставила индийским компаниям сырье на сумму более $500 млн, в этом году, как сообщалось, объем продаж в эту страну может достичь уровня $1 млрд.

Общий объем продаж "АЛРОСА" на 2010 год запланирован в объеме $3,3 млрд по сравнению с $2,187 млрд в 2009 году. Объем добычи при этом останется примерно на уровне 2009 года. Компания, в частности, планирует в этом году реализовать часть сформированных вне Гохрана запасов алмазов.

Новая сбытовая политика компании, а также восстановление рынка свидетельствуют о том, что "АЛРОСА" в этом году может обойтись без поддержки Гохрана и реализовать весь объем добычи самостоятельно. Президент компании Федор Андреев ранее сообщал "Интерфаксу", что соответствующий вопрос будет вынесен на рассмотрение совета директоров "АЛРОСА". Пока же план реализации сырья в Гохран на 2010 год составляет $870 млн по сравнению с 32,5 млрд рублей в 2009 году.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });