ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Наличные ближе сердцу

Банковские карты для россиян становятся все более доступными. Но лишь 13% граждан используют их широко. Большая часть населения все еще ограничивается снятием наличных

Наличные ближе сердцу
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 8 апреля. FINMARKET.RU - С каждым годом растет число россиян, пользующихся банковскими картами, однако их использование гражданами ограничивается в основном получением наличных, показал опрос.

Российские банки в 2009 году выпустили в 3,3 раза меньше банковских карт, чем годом ранее, гласит статистика ЦБ РФ. Банками было выпущено всего 4,7 млн новых банковских карт. Согласно данным ЦБ РФ об операциях с картами, их эмиссия в 2009 году была минимальной за период с 2001 года, когда было выпущено 3 млн карт. К концу 2009 года общее количество эмитированных банками РФ карт составило 125,8 млн штук.

Параллельно наращиванию выпуска банковского пластика растет число его потребителей. Если в 2001 году пластиковыми банковскими картами обладали лишь 5% граждан, то к марту текущего года их количество выросло до 43%, еще 10% респондентов планируют в ближайшее время завести себе такую услугу, сообщили в четверг "Интерфаксу" социологи "Левада-Центра"

Но всеобщей "пластификации" населения пока не получилось. 47% россиян признались, что у них нет таких карт, да они и не хотят их иметь.

По итогам мартовского опроса социологи выяснили, что больше всего банковских карт у руководителей и управленцев (75%), специалистов (66%), учащихся и студентов (60%) и в целом у мужчин (46%), россиян в возрасте 25-40 лет (55%) и 40-55 лет (53%), с высшим образованием (64%), с высоким потребительски статусом, жителей Москвы (55%) и других городов с население более 500 тысяч человек (53%).

Опрос показал, что банковские карты для россиян становятся все более доступными. Но население не использует в полной мере возможности современных банковских технологий. Исследование социологов, проведенное в 127 населенных пунктах 44 регионов страны, показало, что для большинства граждан уровень применения пластиковых карт остается минимальным - только 13% граждан широко используют их, оплачивая товары и всевозможные услуги. 87% респондентов главным образом снимают наличные средства, из них 23% иногда оплачивают некоторые услуги.

Основным показателем, отслеживаемым всеми банками, является объем операций по оплате товаров и услуг по кредитным картам. По данным ЦБ в 2009 году, доля таких операций в общей сумме карточных операций выросла всего до 28,2% против 24,1% в 2008 году.

Вот такая "черная неблагодарность" населения в ответ на старания банков, изощряющихся в выпуске привлекательных карточных продуктов. Сейчас многие банки совместно с ведущими сотовыми операторами предлагают карты, по которым, например, за потраченные рубли дарят бонусы, которые затем можно использовать для оплаты мобильной связи. Есть банковские продукты совместно с авиакомпаниями, где держателям карт дарят бонусные мили. Некоторые банки предлагают совместные карты с заправочными станциями, метро, есть предложения для любителей шопинга и т.д., лишь бы тратили деньги. Но, судя по низкой активности населения по части использования карт для оплаты товаров и услуг, впору говорить о проведении всероссийского ликбеза по использованию возможностей банковских карт.

Но может быть причина не только в низкой информированности россиян? Вопрос о том, что мешает гражданам использовать банковские карты не только для снятия наличных, осталось за рамками опроса.

Да что банковские карты, согласно данным "Левада-Центра", банковские счета в настоящее время имеют чуть более трети (36%) россиян. Еще 11% планируют открыть их в ближайшее время, однако более половины респондентов (53%) не имеют и не собираются этого делать. Между тем за последние два года количество россиян, имеющих банковские накопления, увеличилось на 7%.

Среди тех россиян, которые имеют счета в банках, больше всего руководителей и управленцев (46%), специалистов (44%) и в целом женщин (37%), россиян в возрасте 40-55 лет (42%) и старше 55 лет (39%), с высшим образованием (47%), с высоким потребительским статусом и у жителей Москвы (45%).

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });