ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:58

Альтернативы экономики

На этапе развитой экономики России потребуются масштабные реформы, считает глава Сбербанка РФ Герман Греф. При этом важна политическая конкуренция, чтобы снизить вероятность ошибок при выборе курса реформ

Альтернативы экономики
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 1 июня. FINMARKET.RU - Российская экономика, в кризис управляемая государством фактически вручную, постепенно восстанавливается. При этом максимальный ресурс исполнительной власти позволил проводить некоторые экономические реформы. И у развивающейся экономики еще есть потенциал роста при таком подходе. Но в интересах дальнейшего ее развития необходимы определенные политические реформы, и кризис в этом плане дает определенный карт-бланш, потому что в сытые времена труднее принимать непопулярные, но полезные для экономики решения, указывает глава Сбербанка России Герман Греф. Но главное - консенсус в части проведения ключевых реформ.

Реформы по Грефу

Президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф считает, что российская экономика еще имеет потенциал развития без проведения политических реформ, но для создания развитой экономики нужно повышать политическую конкуренцию.

"Что касается политической реформы (в интересах экономического развития), то есть два этапа проведения экономических реформ", - заявил он на брифинге в рамках конференции "Стратегия 2010: итоги реализации и новые вызовы", посвященной 10-летию Центра стратегических разработок.

Первый этап, по его словам, "заключается в том, что экономические реформы проще проводить, когда есть максимальный ресурс у исполнительной власти, в том числе для проведения реформ через парламент".

"Есть второй этап, когда, действительно, экономика является достаточно развитой, она требует совершенно других политических институтов: свободы слова, которая напрямую влияет на темпы развития экономики, максимальной диверсификации собственности, максимального ухода государства из собственности, конкуренции - в том числе, и политической конкуренции, которая снижает вероятность ошибок при сложном альтернативном выборе того или иного курса реформ. На этом этапе реформ, на мой взгляд, политическая реформа, политическая конкуренция является необходимым элементом", - заявил Г.Греф, который до Сбербанка возглавлял министерство экономического развития.

"Есть ли у нас потенциал еще двигаться на первом этапе ? На мой взгляд, еще есть. Но мы должны, очевидно, готовить политические институты к плавному переходу во второе состоянию. Без этого, конечно, создать развитую экономику, на мой взгляд, будет невозможно", - сказал он.

Отвечая на вопрос о том, когда возможен второй этап, Г.Греф отметил, что "можно перейти во второй этап, не закончив первый (этап), - это зависит от темпа и скорости наших реформ".

При этом глава Сбербанка привел известное изречение о том, что "реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги". По его словам, сегодняшняя институциональная среда "еще не созрела для того, чтобы всерьез приступить к реформам".

Г.Греф отметил, что значение и влияние разработчиков "Стратегии-2010" "уменьшалось по мере накопления Стабилизационного фонда и сохранения профицита бюджета".

"Если в начале реформ, после кризиса 1998 года, когда утром нужно было платить сколько-то миллионов долларов, а у нас не было этих денег с вечера, мы предлагали рецепты, как избежать этого, что нужно сделать в экономике, чтобы не попадать в такие ситуации. А потом начали потихоньку экспериментировать - отклоняться от в общем сложных вещей, которые мы предлагали. По мере накопления финансового жирка оказалось, что можно отклоняться, мы можем себе это позволить, вроде бы ничего страшного не произошло. В результате накапливается критическая масса вот этих отклонений, которая уже образовала, собственно говоря, новое состояние, неконкурентоспособное состояние экономики", - сказал Г.Греф.

По его словам, это связано не только "с лидерством, но и с общественным спросом". "После того, как люди начинают стабильно получать зарплату, когда достигают определенного уровня достатка, двигать какие-то мало популярные вещи очень тяжело - и общественный консенсус сужается", - сказал он.

Поэтому, по мнению Г.Грефа, "у нас сейчас очень хороший шанс с этим новым кризисом востребовать новый этап реформ, который крайне необходим для нашей страны". "Я, честно говоря, думаю, что у нас шанс реформ в этом смысле большой в ближайшие годы. Я не чувствую, что они будут очень сытыми и с точки зрения бюджетных доходов, и с точки зрения финансовой ситуации, и темпов роста ВВП", - сказал глава Сбербанка.

Отвечая на вопрос о том, какие реформы нужно провести прежде всего, Г.Греф заявил, что "в первую очередь это образование, мы немножко с этим поотстали". Во-вторых, по его словам, необходимо развитие институтов. "Без конкуренции в экономике не будет ничего. Только конкуренция рождает инновации. Без конкуренции можно построить любое количество институтов развития, но это не даст эффекта для экономики", - подчеркнул Г.Греф.

"Институты, хороший уровень образования ключевых кадров, которые отвечают как за экономику, так и за развитие инженерно-технических отраслей, консенсус в части проведения ключевых реформ - это важнейшие факторы достижения успеха", - заключил Г.Греф.

Приоритеты Кудрина

Оценил роль и место государство в экономике в нынешней ситуации и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он также отметил необходимость четкого разграничения роли государства и бизнеса. Но при этом выступил за усиление роли государства как регулятора на финрынках, а также в администрировании налогов, в создании правил и институтов, принятии законов, администрировании арбитража.

В кризисный период государство активно входило в экономику для ее поддержки. "Во время кризиса многие политики сказали, что рынок не сработал, и государство должно помочь", - напомнил А.Кудрин.

В то же время, по словам министра, в период кризиса выявилась проблема недостаточной роли государства как регулятора на финансовых рынках. Он отметил, что в кризисный период в сложной ситуации на финрынках винили, в частности, банки, однако здесь большую роль должен был сыграть и регулятор - увидеть появляющиеся проблемы и вовремя их "профилактировать". При этом министр отметил, что на международном уровне все риски, проявившиеся во время кризиса, активно обсуждались. За два-три года до кризиса обсуждалось наличие рисков хедж-фондов, рисков на рынке деривативов, но "никто не ощущал остроты".

В этом смысле, по словам А.Кудрина, должна произойти переоценка, но она "не должна отменить фундаментальных правил по разделению участия бизнеса и государства".

Он напомнил, что ранее ставилась задача выхода государства из бизнеса, однако до сих пор она так и не была решена. "Мы не вышли из бизнеса", - сказал министр, отметив, что это касается целого ряда отраслей. Так, по его словам, за счет государства живут такие отрасли, как авиастроение, судостроение, а в последнее время правительство начало заниматься поддержкой автопрома.

А.Кудрин отметил и наличие проблемы нечеткого разграничения ответственности между разными уровнями власти за те или иные события.

Также министр подчеркнул, что основной задачей правительства на ближайшее время является выстраивание системы стратегического планирования, которая до сих пор до конца не сформировалась. Данная система, по словам министра, должна стать правилами для правительства, как правильно выбирать приоритеты.

С неба на землю

Одна из самых ближайших задач правительства - перекройка бюджета-2010. Проект поправок в документ должен поступить в Госдуму в июне, сообщил Алексей Кудрин. Сейчас, по словам министра, завершается работа по подготовке поправок и по уточнению задач и приоритетов.

А.Кудрин отметил, что по некоторым расходам бюджета ожидается сокращение, по некоторым - напротив, рост. Так, порядка 100 млрд рублей правительство намерено сэкономить на докапитализации банковской системы через механизм ОФЗ. В то же время ожидается больше, чем планировался, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. С учетом всех этих новых прогнозов и будут скорректированы основные показатели бюджета РФ на текущий год.

Кроме того, министр отметил, что в ближайшие дни правительство определится по вопросу возможного снижения ставок по субординированным кредитам, предоставленным банкам Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния. По его словам, в настоящее время Минфин анализирует ситуацию в банковской сфере.

Также продолжается работа над корректировкой ставок экспортных пошлин на нефть, добываемую в Восточной Сибири. Дискуссия ведется, в частности, вокруг цены отсечения, на основе которой будет рассчитываться ставка. По его словам, Минфин хотел бы, чтобы новые ставки вступили в силу с 1 июля 2010 года, однако, есть "резерв" по доработке предложений. Проблема должна быть проработана детально, поэтому сроки введения новых ставок не являются приоритетом, сказал министр.

Выступая на конференции А.Кудрин также отметил, что в ближайшие годы правительство РФ каждый год будет стоять перед выбором: повышать налоги или повышать эффективность расходования бюджетных средств. "Я не хотел бы, чтобы правительство подошло к повышению налогов, но если мы не сможем повысить эффективность расходов, то будем стоять перед этим выбором", - отметил А.Кудрин.

"Мы с Германом Оскаровичем (Грефом) друг друга чуть не побили, когда обсуждали цену отсечения (нефти) для расходов бюджета: должна быть $20 или $27 за баррель, мы просто друг друга за грудки хватали", - напомнил министр процесс обсуждения бюджета в прежние годы, когда Г.Греф был министром экономического развития.

Сейчас же, отметил он, бюджет сбалансирован без учета финансирования из Резервного фонда при цене на нефть $75 за баррель, а с учетом Резервного фонда - $95-96 за баррель.

"Эти аппетиты (по увеличению расходов бюджета) вытолкали нас в эту ситуацию. Мы, слава Богу, удержались в зоне, которая поддается контролю и администрированию, кризис показал, что мы спокойно можем выполнять обязательства с учетом накопленных ресурсов", - сказал он. Однако, по словам министра, в долгосрочном периоде осуществлять это будет уже невозможно. Поэтому, подчеркнул А.Кудрин, правительство каждый год будет выбирать, за счет чего балансировать бюджет - за счет повышения налогов или повышения эффективности расходов.

А.Кудрин подчеркнул, что сейчас необходимо понять, что и без увеличения расходов можно, не снижая качества услуг государства, добиваться исполнения всех обязательств. "Правительства других стран не повышают свои расходы даже на 5% в год, а мы позволяли себе рост на 20-30%", - отметил министр. По его мнению, необходимо отходить от практики решать все задачи государства только путем увеличения финансирования. "Попытка все профинансировать не является ключевой, эффективность становится ключевым параметром ", - подчеркнул он.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });