Реклама без самых-самых

Антимонопольная служба предлагает ввести запрет на использование в рекламе слов в превосходной степени. Рекламные девизы "лучших из лучших" некорректны и вводят в заблуждение покупателей, считают чиновники

Реклама без самых-самых
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 июня. FINMARKET.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в закон "О рекламе", запрещающие употребление слов в превосходной степени. Соответствующий проект был опубликован накануне на сайте ведомства.

В документе содержится список определений, которые предлагается считать незаконными в рекламе товаров и услуг. Это слова: "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный" и словосочетаний с их использованием, а также слова: "лидер", "главный", "номер 1", "№ 1" и образованные от них словосочетания. Запрет не распространяется на случаи, когда указанные слова и словосочетания являются частью средства индивидуализации юридического лица или товара, названия (индивидуального обозначения) обособленного имущественного комплекса либо сведений о местонахождении и иной контактной информации, говорится в законопроекте.

Действующая редакция закона о рекламе запрещает использование слов в превосходной степени, только если формулировка необоснованна, а также недобросовестную рекламу, если в ней есть некорректные сравнения рекламируемого товара с другими, представлеными на рынке. Подобные рекламные ролики или слоганы регулярно становятся предметом разбирательств ФАС.

Чтобы соблюсти требования закона, рекламодатели, используя слова "самый", "лучший", "единственный" и др., дают ссылку на результаты опросов либо конкурсов, подтверждающих преимущества данного товара перед остальными. Однако в большинстве случаев такие исследования не являются достаточно репрезентативными, а вывод о преимуществах предмета рекламы основан на мнении незначительного круга лиц, отмечает ФАС. Часто в рекламе используются ссылки на устаревшие опросы или исследования, а такая информация "может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара", пишут авторы законопроекта.

В этой связи ФАС предложила вообще запретить использование превосходной степени в рекламе. Поправки в закон были подготовлены еще в прошлом году - как рассказывал в ноябре замглавы службы Андрей Кашеваров, в документ были внесены все слова, относящиеся к превосходной степени, которые разработчики нашли в словарях.

Подобные выражения также широко используются в рекламе финансовых услуг: "самый доступный кредит", "самые низкие ставки", "самые выгодные условия", "максимальный процент", "самые выгодные сбережения", "самый динамично развивающийся банк", "лучший региональный банк", "лидер рынка" и др., говорится в пояснительной записке к законопроекту. В нынешних условиях, когда финансовые услуги пользуются большим спросом, достоверность рекламы имеет существенное значение для защиты экономических прав граждан и организацией, отмечается в документе.

Однако часто из рекламы потребители не получают информацию о рекламируемом товаре в доступной форме и в полном объеме. Расшифровку рекламодатель обычно дает нечитаемым шрифтом (например, "самый высокий доход по вкладу" с уточнением мелким шрифтом "*среди вкладов банка с аналогичными условиями"), приводит пример ФАС. В телеэфире о преимуществах рекламируемого товара дается звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд.

Новая редакция закона обязывает рекламодателя сообщать обо всех условиях в тексте рекламы "шрифтом одинакового размера". Кроме того, если речь идет о кредитных услугах, реклама должна содержать все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (при указании величины процентной ставки по кредиту также должна быть указана его полная стоимость), следует из законопроекта.

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5523 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2049 материалов
Ипотека в РоссииИпотека в России28 материалов
Дипломатическое противостояниеДипломатическое противостояние220 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });