ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Бойтесь, инсайдеры

Госдума приняла во 2-м чтении законопроект об инсайде, вызывавший много споров. Со времени первого чтения прошло больше года

Бойтесь, инсайдеры
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 18 июня. FINMARKET.RU - Госдума на заседании в пятницу приняла во втором чтении законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Второе чтение для многих законопроектов, как правило, является ключевым в том смысле, что именно перед ним в документ вносятся изменения "по существу". О том, что этот процесс был сложным, наглядно говорит срок, прошедший между первым и вторым чтениями. Проект закона был внесен в Госдуму правительством РФ в конце декабря 2008 года, принят в первом чтении 17 апреля 2009 года, то есть 14 месяцев назад.

По оценкам некоторых специалистов, законопроект поступил в думу в прошлом году "сырым". Документ вызвал множество споров, которые, в частности, касались определения базовых понятий, круга лиц, причастных к распространению и использованию инсайдерской информации, рассказывал на днях член думского комитета по финрынку Юрий Исаев. "По сути, в этот круг попадали все, включая технический персонал той или иной организации. Инсайдером могло быть признано даже то лицо, которое и не подозревало бы, что является носителем инсайдерской информации", - пояснял он. Принципиальные замечания поступили от Банка России, Генпрокуратуры и участников рынка, и ко 2-му чтению законопроект был существенно доработан.

В новой редакции проект закона позволяет избежать неправомерного наказания и ущемления прав на высказывания и распространение информации, а также избавить от ответственности невиновных, говорил в мае глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов.

Ускорить принятие закона об инсайде ранее требовали президент РФ Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. "В настоящее время ставится задача по созданию в России международного финансового центра. Для решения этой задачи необходимо принять пакет законодательных инициатив, которые создали бы привлекательные условия работы на российском финансовом рынке для иностранных инвесторов. А пока закон об инсайде не принят, это не дает возможности признать Россию страной с регулируемым рынком", - констатировал Ю.Исаев.

В законопроекте дается определение ряда понятий: "инсайдерская информация", "инсайдеры", "манипулирование рынком", "операции с финансовыми инструментами или товарами", "организатор торговли".

В частности, "инсайдерская информация" - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в части информации о почтовых переводах денежных средств и иную охраняемую законом тайну, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, с долей на рынке в размере более 35% и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. Исчерпывающие перечни инсайдерской информации утверждаются нормативным правовым актом ФСФР. При этом лица, отнесенные к группе "инсайдеров", обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации.

К инсайдерской информации не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения, а также проведенные на основе общедоступной информации исследования в отношении финансовых инструментов, рекомендации и предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами.

К "инсайдерам" в законопроекте отнесены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке более 35% и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ; организаторы торговли, клиринговые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; сотрудники этих организаций, которые имеют доступ к инсайдерской информации на основании соответствующих договоров; члены совета директоров (набсовета); лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления. Кроме того, "инсайдерами" являются аудиторы этих компаний, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные, страховые организации, которые на основании соответствующих договоров имеют доступ к инсайдерской информации.

В перечень "инсайдеров" включены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России. Кроме того, в список "инсайдеров" входят члены Национального банковского совета.

Также предлагается включить в перечень "инсайдеров" информационные агентства, которые раскрывают или предоставляют информацию перечисленных организаций, а также рейтинговые агентства.

Физические лица, имеющие доступ к инсайду на основании трудовых и гражданско-правовых договоров в указанных организациях, также отнесены к инсайдерам.

Законопроект определяет конкретные способы манипулирования и устанавливает запрет на совершение таких действий.

Прописывается, что любое лицо, которое неправомерно использовало инсайдерскую информацию, распространило заведомо ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.

СМИ, главный редактор, журналист в соответствии с документом обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и привела к манипулированию рынком.

Редакция СМИ, главный редактор и сотрудники не могут быть привлечены к ответственности, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.

Также законопроектом предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Нормы об административной ответственности применяются по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через 3 года после опубликования закона.

В Уголовном кодексе РФ предлагается прописать ответственность за неправомерное использование или передачу инсайдерской информации. Ответственность за неправомерное использование информации наступает, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, который превышает 2,5 млн рублей. Предусматривается штраф в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Кроме того, возможно лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом до 50 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

За умышленную неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу штраф составит от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей. Возможно лишение свободы от 2 до 6 лет со штрафом до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.

Законопроект определяет функции и полномочия ФСФР в рамках выявления и предотвращения правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком.

Предполагается, что законопроект вступит в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

Заместитель председателя думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева, комментируя принятие законопроекта журналистам, отметила, что разработка документа предусмотрена планом реализации мер по созданию в РФ Международного финансового центра.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });