ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Кризис страшнее болезней

Во втором квартале уровень потребительского доверия в РФ вырос, указывает исследовании компании Nielsen. И хотя он находится ниже общемирового, США и Европу по этому показателя Россия обгоняет

Кризис страшнее болезней
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 23 июля. FINMARKET.RU - Все больше российских потребителей видят свет в конце кризисного тоннеля, хотя в целом настроение наших соотечественников эксперты все еще характеризуют как "умеренный пессимизм". Во втором квартале уровень потребительского доверия в РФ вырос, однако оставался ниже общемирового уровня. При этом ситуация в экономике беспокоит россиян даже больше, чем собственное здоровье.

Оптимизм побеждает

В мае глобальный индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, повысился на один пункт по сравнению с мартовским значением - до 93 пунктов. Потребителей из Европы во втором квартале беспокоил долговой кризис, однако этот негатив был компенсирован оптимизмом жителей стран Азии и Латинской Америки.

В частности, в Латинской Америке уровень доверия повысился сразу на 3 пункта, в Азиатско-Тихоокеанском Регионе - на 2 пункта, а в Европе - лишь на 1 пункт. Латинская Америка возглавила и рейтинг потребительского доверия по регионам, показав результат в 102 индексных пункта. За ней следует АТР (101 индексный пункт), а также Ближний Восток, Африка и Пакистан с 89 индексными пунктами. В Северной Америке доверие потребителей достигло уровня в 88 индексных пунктов. Самый низкий уровень доверия потребителей был зафиксирован в Европе - 79 индексных пунктов.

"Несмотря на то, что мировая экономика находится в лучшей форме, чем это было 9 месяцев назад (рост в 7 индексных пунктов по сравнению с третьим кварталом 2009 г.), продолжающийся долговой кризис в Европе стал основным тормозом на пути оживления мировой экономики, которое ожидалось в этом году", - отмечает доктор Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group, входящей в компанию Nielsen.

По данным Nielsen, 6 из 10 стран, жители которых демонстрировали наибольший оптимизм во втором квартале, расположены в Азии. Самый значительный рост потребительского доверия за этот период был зафиксирован во Вьетнаме - индекс здесь поднялся на 18 пунктов, до 119 пунктов. В Сингапуре также было отмечено значительное повышение - на 5 пунктов, до 112 пунктов.

Кроме того, высоким уровнем оптимизма могут похвастаться жители Филиппин (113 индексных пунктов), Китая (109 индексных пунктов) и Колумбии (105 индексных пунктов).

В США во втором квартале уровень потребительского доверия повысился на 2 пункта и достиг уровня 87 пунктов. Кроме того, рост потребительского доверия был зафиксирован в Мексике (+5 пунктов), Дании (+5), Швейцарии (+5), Южной Африке (+4), Нидерландах (+3).

Крупнейшая экономика Европы - Германия - продемонстрировала самый значительный рост уровня потребительского доверия в регионе - на 7 пунктов, до 81 пункта. Однако долговой кризис сказался на настроениях жителей других стран Старого света, и потребительское доверие снизилось в 9 из 24 европейских стран.

В частности, в Италии доверие потребителей вернулось к минимуму с первого квартала прошлого года в 71 индексный пункт, а в Испании было зафиксировано снижение индекса сразу на 10 пунктов. Удивляться, впрочем, не приходится - ведь эти страны относятся к числу проблемных государств региона.

В странах за пределами страдающей от долгового кризиса Европы снижение потребительского оптимизма было отмечено в Австралии, Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах, на Тайване, в Бразилии и Египте.

В целом 58% (столько же, сколько в предыдущем квартале) участников глобального опроса заявили, что все еще находятся в стадии рецессии. Отметим, что если в Азии и Латинской Америке продолжение спада фиксируют 39% и 52% респондентов соответственно, то в Европе - уже 76%, а в Северной Америке - все 84%.

При этом каждый пятый (21%) среди видящих рецессию респондентов полагает, что она продлится не один год. В Северной Америке таких пессимистов еще больше - 24%.

Россия: умеренный пессимизм и свет в конце тоннеля

Пока жители кризисной Европы терзаются опасениями, к россиянам постепенно возвращается оптимизм. После значительного падения в марте-апреле 2009 года и периода стабилизации, пришедшегося на конец прошлого года и начало года текущего, индекс потребительского доверия в России продемонстрировал рост. Во втором квартале он увеличился на 2 пункта, до 88 пунктов. Это ниже среднемирового уровня, однако выше, чем в США и в среднем по Европе.

Экономика является главным источником беспокойства почти для каждого пятого (18%) российского потребителя. Примечательно, что за собственное здоровье и благополучие детей мы тревожимся реже - об этом сообщили 13% и 12% респондентов соответственно.

Хотя экономика страны по факту вышла из рецессии и в настоящее время находится в стадии восстановления, 3 из 4 участников опроса (74%) заявляют, что спад продолжается. Это, впрочем, меньше, чем в первом квартале текущего года (82%).

Почти каждый третий россиянин (30%) отметил, что считает свои перспективы на рынке труда хорошими или отличными. В марте таких трудовых оптимистов было меньше - 27%. Кроме того, каждый третий участник опроса заявил, что в ближайших год рынок труда будет хорошим и отличным.

Более половины (53%) российских респондентов признались, что состояние их финансов является хорошим или отличным. Тем не менее, 70% участников опроса считают, что сейчас не самое подходящее время для покупок.

"Общее настроение на российском потребительском рынке можно по-прежнему охарактеризовать как умеренный пессимизм, однако все больше потребителей верят, что свет в конце тоннеля уже виден. Не смотря на то, что FMCG (fast moving consumer goods, товары повседневного спроса) рынок продолжает демонстрировать негативную динамику в натуральном выражении, как показывают данные продовольственного и непродовольственного Индексов Nielsen, дно негативного тренда, возможно, позади, и во 2-й половине 2010 года можно ожидать позитивных новостей как с рынков упакованных продуктов питания и напитков, так и с рынков персонального ухода и бытовой химии", - заявил генеральный директор "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });