ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Вавилонское столпотворение Вымпелкома

Vimpelcom Ltd. замахнулся на глобальное лидерство, рассчитывая стать пятым в мире холдингом по числу абонентов сотовой связи. Однако эта гигантомания пугает рынок

Вавилонское столпотворение Вымпелкома
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 6 октября. FINMARKET.RU - Более 174 млн сотовых абонентов в 20 странах Европы, Азии, Африки и Северной Америки - так будет выглядеть холдинг Vimpelcom после завершения сделки по покупке 51,7% Orascom Telecom и 100% Wind у египетского миллиардера Наджиба Савириса. Всего через шесть месяцев после появления на свет Vimpelcom Ltd. нашел возможность существенно масштабировать свой бизнес: в результате сделки будет создан пятый в мире по количеству абонентов сотовый холдинг.

Однако гигантомания Vimpelcom пугает рынок. Инвесторов компании смущает возможная потеря ключевого для Orascom алжирского бизнеса, и чересчур высокая цена зарубежной экспансии. Скептически относятся они и к потере компанией фокуса на рынках России и СНГ, припоминая не слишком удавшуюся экспансию на рынки стран Юго-Восточной Азии.

Вавилонское столпотворение когда-то привело человечество к коммуникационной катастрофе. К чему приведут географические амбиции Vimpelcom - мы увидим через несколько лет. А пока беспрецедентная по масштабам для российского рынка сделка только начинается.

Зоны роста

Vimpelcom Ltd. приобретет Weather Investments (холдинговая компания Н.Савириса), которая владеет Orascom Telecom Holding (OTH), Wind Telecomunicazioni и Wind Hellas Telecommunications. В состав холдинга входят операторы с совокупной абонентской базой в 123 млн в Алжире, Бангладеш, Египте, Греции, Италии, Пакистане, Тунисе, Зимбабве, Бурунди, Центрально-Африканской республике и Северной Корее. Кроме того, Orascom Telecom контролирует канадскую компанию Globalive Wireless. Weather на 72,65% принадлежит фонду семьи Н.Савириса Weather Investments II, оставшимися акциями владеют финансовые инвесторы.

В сделку не войдут принадлежащие Weather доли в египетском и северокорейском сотовом операторах - 34,7% Egyptian Company for Mobile Services (ECMS) и 75% Koryolink. Эти активы перейдут к нынешним акционерам Weather. Греческая Wind Hellas Telecommunications S.A. полностью исключается из сделки. Ожидается, что выделение активов будет завершено в III квартале 2011 года.

Таким образом, из оператора, работающего в основном в России и СНГ, компания превратится в глобального игрока.

"Эта комбинация создает ведущую глобальную телекоммуникационную компанию с мощным присутствием в Европе, Азии и Африке", - приводятся в распространенном в понедельник сообщении слова председателя наблюдательного совета Vimpelcom Ltd. Джо Лундера.

В будущем Vimpelcom постарается увеличить свои доли в активах в Канаде (владеет 65%) и Тунисе (50%), заявил во время телефонной конференции в понедельник гендиректор компании Александр Изосимов. Помимо этого, Vimpelcom намерен продлить контракт с ливанским оператором Alfa, операции которого находятся под управлением OTH.

Масштаб бизнеса Vimpelcom Ltd. после объединения с активами Н.Савириса вырастет в разы. Выручка объединенной компании по pro forma составляет $21,5 млрд (до сделки - $10,1 млрд) в 2009 году, показатель EBITDA - $9,5 млрд, рентабельность EBITDA - 44%. Чистый долг после завершения сделки составит $24 млрд, а синергия от объединения активов оценивается в $2,5 млрд.

Ожидается также, что произойдет значительная диверсификация доходов Vimpelcom Ltd. На основе pro forma по итогам 2009 года доля существующих российских операций составит 36%, а доля Wind - 34% в объединенной компании.

"Vimpelcom Ltd станет одним из крупнейших международных операторов связи, расширяя зону своей деятельности до уровня таких гигантов, как Vodafone или Telefonica", - резюмирует аналитик компании Frost & Sullivan Эдита Косовска.

Рискованное предприятие

Далеко не все инвесторы приняли сделку, признает А.Изосимов.

"Vimpelcom Ltd принял решение об экспансии за рубеж по достаточно высокой цене и высоких рисках. Основной актив мобильной связи компании Orascom (Djezzy) обременен налоговыми претензиями, в то время как другие ее мобильные активы показали не впечатляющие финансовые и операционные результаты по итогам 2009 года. Инвестиции в Vimpelcom Ltd на данном этапе мы считаем рискованными", - говорится в отчете "ТКБ Капитала".

"Рынок, вероятно, отнесется к данной сделке с определенной долей осторожности, учитывая по-прежнему существующий риск (хотя и низкий, на наш взгляд) утраты компанией Orascom своих алжирских активов", - отмечают аналитики ФК "Уралсиб".

Vimpelcom Ltd. берет на себя риск, того, что алжирское правительство может национализировать Djezzy - местное подразделение Orascom Telecom, напоминает аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина. "Мы полагаем, что рынок едва ли будет приветствовать такое решение - возникает риск, что компании придется продать актив, который обеспечивает почти 50% совокупной выручки и EBITDA, по неизвестной цене", - отмечает она.

В конце сентября Djezzy получил налоговые претензии за 2008-2009 годы на сумму $230 млн. Весной оператор уже выплатил $600 млн налоговых претензий за 2005-2007 годы. Кроме того, власти Алжира ранее заблокировали продажу оператора южноафриканской группе MTN.

А.Изосимов надеется, что компании позволят остаться на алжирском рынке и развиваться на нем. "Этот актив - яркий пример баланса риска и стоимости. Вероятность разрешения всех алжирских проблем разумная и достаточно высокая. Мы надеемся, что найдем это решение. Это может быть продажа актива: мы не возражаем продать правительству по разумной цене. Но мы надеемся, что нам позволят остаться и продолжать развивать его", - заявил он.

В презентации Vimpelcom Ltd. говорится, что EBITDA алжирского бизнеса составляет 10% EBITDA объединенного Vimpelcom Ltd.

Но если с Djezzy пока определенности нет, то ряд активов, исключенных из сделки, мог бы придать Orascom дополнительный вес. "Вклад северокорейских операций в финансовые показатели Orascom Telecom весьма незначителен, однако доля египетского бизнеса в структуре выручки и EBITDA по итогам 2009 года составила соответственно 19% и 21%", - отметила в своем отчете А.Лепетухина. По ее словам, с мая 2010 года египетский актив OTH в отчетность не консолидирует.

"Если исходить из цены закрытия в минувшую пятницу ($14,72 за ADR Vimpelcom Ltd), получается, что цена сделки составит $6,6 млрд. На сегодняшний момент с учетом всех рисков ее можно назвать завышенной", - считает А.Лепетухина.

Опасения у инвесторов также вызывали возможности конфликта интересов с Telenor (акционер Vimpelcom Ltd), владеющей активами в Пакистане и Бангладеш.

Впрочем, гендиректор Telenor Group Йон Фредерик Баксаас в рамках ежегодной встречи с инвесторами (Capital Markets Day) в сентябре заявил, что потенциально компания "готова кооперироваться с Vimpelcom Ltd." на некоторых рынках, в частности в Пакистане и Бангладеш.

"Если когда-то в дальнейшем власти нам разрешат объединиться, если мы сможем консолидировать рынок и извлечь синергию - замечательно. Но до того момента мы будем конкурировать. Если нам позволят организовать кооперацию в рамках существующего законодательства, и если регуляторика разрешит нам более тесное взаимодействие, мы проанализируем такую возможность", - заявил А.Изосимов.

По его словам, в числе условий для объединения Vimpelcom с активами Н.Савириса, - получение одобрения на сделку в Пакистане. В Бангладеш оно не требуется.

Примерная доля рынка объединенного Vimpelcom Ltd. совместно с Telenor в Бангладеш составит 75%, а в Пакистане - порядка 50%.

Азиатские бдения

Расширение бизнеса за пределы СНГ "Вымпелком" начал в 2008 году. Компания сумела выйти на рынки Вьетнама и Камбоджи, но в целом ее экспансию в Юго-Восточную Азию вряд ли можно назвать успешной.

В сентябре Vimpelcom Ltd. сообщил, что вынужден "временно замедлить" дальнейшее развитие бизнеса во Вьетнаме, поскольку совместно с партнером по СП разрабатывает оптимальный способ финансирования расширения операций сотовой компании GTEL-Mobile.

Vimpelcom Ltd. ведет переговоры об увеличении с 40% до 49% пакета во вьетнамском сотовом операторе, созданном ОАО "Вымпелком" и государственной корпорацией Вьетнама Global Telecommunications Corporation (GTEL) (владеет 60% совместно с "дочкой"). Создав СП летом 2008 года, российский холдинг уже инвестировал в проект $267 млн. Общий объем инвестиций был согласован с вьетнамскими властями на уровне $1,8 млрд на 15 лет.

"Мы там являемся миноритарным акционером, и естественно не хотим нести финансовую нагрузку: либо наши инвестиции должны быть паритетными, либо мы должны увеличить свою долю в компании", - заявлял ранее А.Изосимов.

Более года Vimpelcom Ltd. не удается договориться о покупке 78% оператора Millicom Lao Co в Лаосе. Местные власти спорят с оператором за преимущественное право выкупа этого пакета.

Лишь в Камбодже, куда оператор вышел весной 2009 года, у Vimpelcom Ltd. позиция устойчивая. Компания вошла в тройку лидеров по количеству абонентов, набрав по итогам II квартала 500 тыс. абонентов, демонстрируя 25%-ный ежеквартальный рост выручки.

Совокупная выручка Vimpelcom Ltd. в Юго-Восточной Азии во II квартале составила лишь $5,5 млн, отрицательная OIBDA - $8,1 млн.

Впрочем, вице-президент Telenor по странам Восточной и Центральной Европы Ян Эдвард Тигессен не считает ситуацию, в которую попал Vimpelcom Ltd. на рынках Юго-Восточной Азии, катастрофической. "Мы работаем более 10 лет на азиатских рынках, и у нас есть там свои успехи. Азия - сложный регион для европейских компаний", - заявлял он недавно журналистам. По словам Я.Э,Тигесена, Vimpelcom еще только предстоит путь, который Telenor уже проделал.

В частности, в Бангладеш Telenor вышел 1997 году и в настоящее время занимает на этом рынке лидирующую позицию, обслуживая 27 млн абонентов. Выручка по итогам 6 месяцев 2010 года составила 3,1 млрд норвежских крон (более $530 млн).

На рынке Пакистана Telenor начал работать в 2005 году, инвестировав с тех пор 13 млрд крон (более $2,5 млрд). По итогам II квартала оператор занимает там устойчивую вторую позицию, обслуживая 24 млн абонентов, при выручке 2,3 млрд крон ($400 млн), говорил вице-президент Telenor и глава Telenor Asia Сигве Брекке.

Однако, несмотря на прочные позиции Telenor на этих рынках, работать там непросто, признают менеджеры норвежской компании. Так, на пакистанском рынке низкая лояльность абонентов, и как следствие идут ценовые войны, пояснял С.Брекке. "Есть операторы, которые просто уничтожают рынок", - подчеркивал он.

В таких условиях не удивительно, что средняя цена за минуту разговора в Пакистане у Telenor- $1,4, в Бангладеш - $1,2, ниже ($0,9) только в Индии.

Не в фокусе

"Компания потеряла фокус на регионе, который знает, и где у нее было большое количество конкурентных преимуществ", - цитирует Financial Times главу хедж-фонда Dashevsky & Partners Стивена Дашевского.

"Когда у компании слишком много всего, и все слишком размыто, инвестору сложно оценить ситуацию. Это может не совпадать с его желанием, например, инвестировать в рамках заданных географических направлений или только в развивающиеся рынки. Диверсифицированные компании часто оцениваются инвесторами ниже, чем те, которые сфокусированы на одном направлении. Инвесторы любят, когда структура портфеля понятна", - пояснил "Интерфаксу" аналитик "Уралсиба" Константин Белов.

Впрочем, А.Изосимов уверен, что в настоящее время у рынка исключительно "краткосрочный взгляд" на покупку активов Н.Савириса. "Любые стратегические дискуссии на тему, как нам оценивать неопределенность, как нам развивать стратегически компанию с горизонтом в семь лет, они как-то рынком отторгаются. Это конфликт между стратегическим инвестором и тактическим", - отмечал глава Vimpelcom Ltd. в ходе телефонной конференции в понедельник.

По его словам, Vimpelcom Ltd. уже не просто компания, которая работает на рынках России и СНГ, тем более, что эти бизнесы будут занимать в объединенном бизнесе меньше трети.

"Сделка делается не потому, что должны быть какие-то уступки акционерам или не должны - она либо правильная, либо неправильная. Есть разные взгляды на то, как смотреть на транзакции такого рода. Есть стратегические, есть краткосрочные. Стратегически эта сделка оправдана, и краткосрочно она создает определенную стоимость", - заявлял он.

По мнению А.Изосимова, инвестиционная база инвесторов Vimpelcom изменится, и скорее будет совпадать с базой Telenor, Telefonica или Vodafone.

Впрочем, многие эксперты и участники рынка уверены, что в первую очередь сделка совершается в интересах одного из крупнейших акционеров Vimpelcom Ltd - "Альфа-групп".

"Данная сделка - это шаг к реализации амбиций "Альфа-групп" стать игроком глобального масштаба", - считает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России и СНГ Татьяна Толмачева. По ее словам, "Альфа-групп" давно демонстрировала намерения войти в состав акционеров компаний глобального масштаба.

"В первую очередь в выходе на развитый рынок и диверсификации и стабилизации денежных потоков заинтересована "Альфа-групп", - говорится в отчете "Ренессанс Капитала".

Идея превратить Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфы") в один из крупнейших мировых телекоммуникационных холдингов обсуждается его акционерами уже несколько лет. Основной владелец компании Михаил Фридман неоднократно заявлял о своем желании создать на базе Altimo и активов иностранного партнера крупный холдинг - так называемый "евразийский Vodafone".

В качестве потенциальных партнеров назывались France Telecom, Deutsche Telekom, Austria Telekom, TeliaSonera, Telecom Italia. Ходили слухи, что Altimo предлагала создать крупнейшему в мире (по объему выручки) сотовому оператору Vodafone совместное предприятие или осуществить сделку по слиянию, чтобы получить около 20% акций этой компании. Однако ни одно из намеченных партнерств так и не состоялось.

Параллельно с поиском партнера среди крупных западных компаний "Альфа-групп" вела акционерную войну с Telenor, и, по мере усиления боевых действий, идея объединения активов отходила на второй план. Однако спустя три года "Альфе" и Telenor удалось найти общий язык: осенью 2009 года компании объявили о создании новой холдинговой структуры Vimpelcom Ltd. на базе "Вымпелкома" и украинского сотового оператора "Киевстар".

По следам Vodafone?

Пока Vimpelcom Ltd старается стать "евразийским Vodafone", с его прообразом произошли кардинальные перемены.

Vodafone решил "завязать" с экспансией на развивающиеся рынки и сосредоточиться на развитии услуг, в частности, на передаче данных. В связи с этим компания решила продать миноритарные пакеты в ряде сотовых операторов и сфокусироваться на трех регионах - Европе, Южной и Центральной Африке, и Индии.

Как заявлял в сентябре этого года глава Vodafone Витторио Колао, компании необходимо разобраться с "накопленными" в течение десятилетней экспансии активами. Vodafone уже продал 3,2% акций China Mobile, на очереди 45% американского оператора Verizon Wireless, 4,4% индийской Bharti, доли во французской SFR и польской Polkomtel. По итогам реализации миноритарных пакетов в активах оператор планирует занимать лидирующие позиции в каждом из регионов своего присутствия.

В.Колао убежден: Vodafone уже пережил стадию, когда компания развивается только за счет расширения географии бизнеса и активной скупки активов на развивающихся рынках.

Эксперты не исключают, что аналогичный путь развития ожидает и Vimpelcom Ltd.

В ближайшее время резких перемен в структуре управления активами компании ожидать не стоит, убежден К.Белов из "Уралсиба".

До сделки у Vimpelcom Ltd было четыре бизнес-единицы, напоминает аналитик "ВТБ Капитал" Виктор Климович: "Россия", "Украина", СНГ и "Международные рынки". При этом у каждой из этих единиц свой менеджмент и достаточно независимый. В компетенции Vimpelcom Ltd. - финансовые и стратегические вопросы.

"При объединении с Orascom и Wind, думаю, структура будет примерно такая же - отдельные бизнес-единицы, которые смогут функционировать самостоятельно. Не изменятся и функции Vimpelcom Ltd, только компания будет еще делать совместные закупки оборудования", - считает В.Климович.

Он также напоминает: Vimpelcom не отрицает, что в будущем может продать какие-либо активы, показатели которых не будут соответствовать определенным критериям.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });