ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Привычка к наличным

Банки завалили Россию "пластиком", но население упорно предпочитает наличность при расчетах за покупки. Главными препятствиями для использования банковских карт население называет недостаточность точек оплаты, проблемы с контролем за расходами и более высокие цены там, где принимают карты

Привычка к наличным
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 2 ноября. FINMARKET.RU - Банкиры считают рынок кредитных карт перспективным и исправно наращивают объем эмиссии. Но россияне никак не могут расстаться с привычкой рассчитываться наличными, хотя число выпущенных банковских карт почти сравнялось с численностью населения России.

В России объем эмиссии банковских карт достиг по итогам первого полугодия 133,6 млн штук. С начала года объем выпуска вырос более чем на 6% (по данным ЦБ по итогам 2009 года было эмитировано 126 млн карт). За первые шесть месяцев было проведено 1,5 млрд операций с банковскими картами против 2,5 млрд по итогам 2009 года. Объем операций с картами в первом полугодии составил $189 млрд, тогда как за 2009 год он составлял $317 млрд.

Постепенно развивается инфраструктура по приему банковских карт. По данным ЦБ, количество устройств, принимающих карты, в первом полугодии 2010 года увеличилось до 669 тыс. штук с 517 тыс. штук по итогам прошлого года.

Но россияне упорно предпочитают наличность, показали результаты совместного исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Ассоциации региональных банков России (Ассоциация "Россия").

Так почему мы не оплачиваем покупки "пластиком"? Одной из основных причин неиспользования пластиковых карт для оплаты различных товаров и услуг, как и в прошлом году, россияне называют ограниченное (недостаточное) количество магазинов и учреждений, где принимаются карточки. На это указывает 34% респондентов, имеющих банковскую карту, но не пользующихся ею для оплаты товаров и услуг. По сравнению с предыдущим опросом на эту тему (был проведен в августе 2009 года) доля таких респондентов выросла на 3%.

Другая причина "любви" к наличным в том, что расходы труднее контролировать, если оплачивать покупки при помощи банковской карты. Доля тех, кто указывает на этот барьер, за год возросла с 29% до 33%.

Еще россиян от более активного использования удерживают дополнительные временные затраты при оплате банковской картой или необходимость заботиться о сохранности карты. Значимость такого барьера за прошедший год практически не изменилась – на это указывает 28% респондентов.

А вот доля россиян, которые не оплачивают банковской картой товары и услуги из-за того, что они дороже стоят в магазинах и учреждениях, где принимаются карточки, выросла за год более чем в 2 раза (с 7% до 16%). Таким образом обладатели кредитных карт отреагировали на рост потребительских цен.

"В магазинах, где принимают пластиковые карты, цены на товары и услуги действительно могут быть выше. Причин тому несколько. Во-первых, объективный рост потребительских цен по России, зафиксированный официальными статистическими данными. А, во-вторых, ухудшение инфляционных ожиданий населения осенью нынешнего года. Одной из поведенческих стратегий уменьшения негативного влияния инфляции на уровень личных доходов является ориентация людей на более дешевые товары и услуги, которые более доступны в неорганизованной торговле или в мелких магазинах. А в таких местах торговли доминируют именно наличные способы оплаты", - указывается в комментариях директора по исследованиям НАФИ Диляры Ибрагимовой.

В ходе исследования НАФИ и Ассоциации "Россия" было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });