ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Потребители теряют уверенность

Результаты обследования, проведенного Росстатом в первом квартале, свидетельствуют о снижении уровня потребительской уверенности населения РФ

Потребители теряют уверенность
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 апреля. FINMARKET.RU - В первом квартале российские потребители почувствовали себя менее уверенно, чем в конце прошлого года, свидетельствуют данные Росстата . Впрочем, настроения жителей многих европейских стран были еще более минорными.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в первом квартале снизился на 3 процентных пункта, до минус 13%. В четвертом квартале 2010 года значение индекса составляло минус 10%.

В соответствии с данными Евростата, которые приводит российское статведомство, потребители из 16 стран ЕС в феврале чувствовали себя более неуверенно, чем жители РФ. Самое низкое значение индекса зафиксировано в Греции (минус 67,3%), Румынии (минус 46,3%) и Португалии (минус 45,1%). Значение индекса, близкое к российскому, отмечено в Чехии (минус 13,3%). Также в числе потребителей-пессимистов - жители Испании (минус 15,2%), Польши (минус 18,9%), Франции (минус 19,5%), Литвы (минус 22,7%), Словакии (минус 23,5%), Италии (минус 23,9%), Великобритании (минус 24,1%), Латвии (минус 24,4%), Словении (минус 26,3%), Венгрии (минус 28,5%), Кипра (минус 34,2%) и Болгарии (минус 36,3%).

Между тем, в девяти странах Евросоюза потребительские настроения были более позитивными, чем в РФ. Это Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Швеция и Эстония. Разброс индексов уверенности в этих государствах - от минус 0,7% в Эстонии до плюс 24,4% в Швеции.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается Росстатом как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Как отмечается в сообщении статведомства, в первом квартале в наибольшей степени снизилась величина индексов ожидаемых и произошедших изменений в экономике страны и произошедших изменений личного материального положения за год.

Так, индекс ожидаемых изменений в экономике России на краткосрочную перспективу составил минус 5%, снизившись по сравнению с четвертым кварталом прошлого года на 4,5 процентного пункта. Ухудшение экономической ситуации в стране в течение следующих 12-ти месяцев прогнозирует 25% респондентов (в ноябре 2010 года - 22%). Положительных изменений в экономике ожидают 21% опрошенных против 24% в четвертом квартале прошлого года.

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 5 процентных пунктов и в первом квартале составил минус 12% против минус 7% в ноябре. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 37% (33% - в четвертом квартале 2010 года), доля положительных оценок снизилась на 3 процентных пункта (с 23% до 20%).

Более пессимистично россияне начали смотреть и в свое личное финансовое будущее. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 8%, что на 2 процентных пункта ниже уровня четвертого квартала (минус 6%). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составляет 13%. Ухудшение своего материального положения прогнозирует 23% респондентов. Более половины (53%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении также снизился - на 4 процентных пункта, до минус 14%. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, снизилась на 3 процентных пункта и составила 12% (в четвертом квартале 2010 года - 15%). Около 35% респондентов считают, что их материальное положение ухудшилось.

Все меньше наших соотечественников готовы тратить и откладывать деньги. Индекс благоприятности условий для крупных покупок и индекс благоприятности условий для сбережений снизились на 3 процентных пункта и составили соответственно минус 28% и минус 43%.

Как отмечают аналитики UniCredit Bank, такое ухудшение потребительской уверенности, возможно, стало одной из основных причин наблюдавшегося замедления роста показателей потребительских расходов, в том числе продаж в розничной торговле, который замедлился в январе-феврале 2011 года до менее 2% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года (в середине прошлого года - более 6%).

"Мы считаем данную новость негативной для российского сектора розничной торговли в целом, так как она подразумевает замедление роста потребления в стране. Впрочем, мы также признаем, что в значительной мере данное замедление происходит за счет оптовых и розничных открытых рынков, что может оставить пространство для дальнейшего расширения розничной торговли современных форматов. Последнее обстоятельство может сократить воздействие данной новости на акции российских торговых сетей", - говорится в обзоре банка.

Росстат проводит опросы потребительского поведения населения в России ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах РФ. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });