ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Куда пропадает бензин

Экспорт топлива стал выгодной альтернативой внутреннему рынку на фоне сдерживания цен в России. В результате из-за растущего спроса на внутреннем рынке стал ощущаться дефицит нефтепродуктов. Благополучие для рядовых потребителей может в скором времени завершиться

Куда пропадает бензин
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - На российском топливном рынке складывается критическая ситуация: сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается вымыванием объемов с внутреннего рынка, вызванным выгодной экспортной альтернативой на фоне сдерживания цен внутри страны.

На совещании, проведенном в начале февраля 2011 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным, была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. После совещания Федеральная антимонопольная служба инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Топливо стремится на экспорт

Обычно отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно внутренняя цена растет вслед за net-back. Наоборот, снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России. Как говорится в обзоре ИАЦ "Кортес", сложившаяся с февраля ситуация на топливном рынке РФ привела к тому, что внутренние цены перестали соотноситься с мировыми котировками.

В результате объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России.

Внутреннее потребление автобензина в 2010 году в целом выросло на 5,7% и составило 33,1 млн тонн. С учетом продолжения роста российского автопарка и посткризисного восстановления экономики страны было бы логичным увидеть увеличение потребления бензина в I квартале 2011 года, однако этого не произошло, отмечает "Кортес".

По данным Минэнерго РФ, в I квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн т автобензина, а за аналогичный период 2011 года - 7 млн т (на 6,2% меньше). В то же время, если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн тонн, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн тонн. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.

Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2011 года выросли на 4,1% - до 7,43 млн тонн. Экспорт дизельного топлива за I квартал вырос на 2,7% - до 10,39 млн тонн.

Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензина и летнего ДТ был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, крупные трейдеры, закупавшие топлива у ВИНК, имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль.

В сложившейся ситуации независимые оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке, отмечают эксперты.

Биржа не спасает

Дефицит на внутреннем рынке сказался и на динамике биржевых торгов топливом. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение.

Это вызвало значительный рост биржевых котировок. Так, за прошлую неделю индексная цена на Регуляр-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 8% (до 30877 руб./т), на Премиум-95 - почти на 6% (до 31212 руб./т), на летнее дизтопливо - на 6,4% (до 25712 руб./т).

По данным "Кортеса", ТНК-ВР 1 марта продавала на биржах бензин Регуляр-92 со своих НПЗ по ценам 25000-25350 руб./т, а 22 апреля - уже по 30000-30110 руб./т. По словам трейдеров, эта компания - одна из немногих, реализовывавших бензин в апреле в адрес независимых участников рынка. Трейдер "Сургутнефтегаза" - "Сургутэкс" - продавал Регуляр-92 1 марта по цене 25547 руб./т, а 22 апреля - по 29205-29323 руб./т.

Цены на бензины НПЗ "ЛУКОЙЛа" обычно одни из самых высоких из-за премиального качества и развитости собственного сбыта. Несмотря на это, в апреле автобензин "ЛУКОЙЛа" пользовались высоким спросом на биржевых торгах. С 1 по 22 апреля компания продала на биржах 61,32 тыс. тонн автобензина, а завесь март - только 7,86 тыс. тонн.

Дефицит ударил по потребителю

"Участники рынка сходились во мнении, что майские объемы высокооктанового бензина подорожают на спотовом рынке по сравнению с апрельскими, как минимум, на 3000 руб./т, ДТ летнего - на 1000 руб./т, объясняя этот рост цен значительным превышением спроса над предложением", - говорится в материалах "Кортеса".

Мелкооптовые цены на Регуляр-92 на нефтебазах ВИНК за месяц выросли на 2%, летнее дизтопливо с начала марта подорожало на 5,1%. Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значительным. Более того, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.

Показательна в этой ситуации стабильность цен на бензины и дизельное топливо на заправках ВИНК. В среднем по России бензин Регуляр-92 4 марта стоил 23.51 руб./л, а 22 апреля - 23.60 руб./л. Дизельное топливо 4 марта стоило 23.77 руб./л в среднем по стране, а 22 апреля - 23.78 руб./л.

Пока ограниченное предложение топлив на спотовом и мелкооптовом рынке замаскировано для большинства рядовых потребителей доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен. Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться, полагают эксперты.

В минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину Регуляр-92 и ДТ летнему была значительно ниже 20%-ного порога рентабельности, составив 11,9% и 14,8% соответственно. С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Значит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться.

Кроме того, уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с заправок ВИНК.

Например, в понедельник стало известно, что на ряде автозаправок Брянской области исчез бензин марок Аи-92 и Аи-95. Дефицит бензина этих марок испытывают и другие области Центрального федерального округа. Однако заместитель генерального директора ЗАО "Брянскнефтепродукт" (входит в "Роснефть") Валерий Чечеткин сообщил "Интерфаксу", что дефицит связан с ремонтами в марте-апреле на 4 НПЗ страны.

Ситуация на заправках Брянской области. ФОТО

Известно об ограничении продаж топлива на АЗС в Алтайском крае. По данным Алтайского топливного союза, собственники АЗС столкнулись с проблемой нехватки ГСМ в начале апреля, когда основные оптовые поставщики бензина в регион - ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" - ограничили его продажу без объяснения причин. В минувшие выходные ряд заправок края ограничил или приостановил продажи ГСМ. На АЗС выдают продукцию или по внутренним сетевым картам, или в один автомобиль заливают не более 20 литров бензина или просто не продают продукцию, отметил Алтайский топливный союз.

Эксперты "ОМТ-Консалт" также прогнозируют подорожание бензинов в рознице в РФ из-за дефицита. Как сообщали Агентству нефтяной информации (АНИ) в "ОМТ-Консалт" в конце прошлой недели, дефицит бензинов образовался в столичном регионе, в Ленинградской области, на уфимском оптовом рынке нефтепродуктов.

Как сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) представитель НК "Роснефть", руководство компании в конце прошлой недели приняло решение о выделении дополнительное объема дизельного топлива для поставки в Алтайский край с целью сокращения дефицита. По его словам, с начала года поставки дизельного топлива в регион увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% до 110 тыс. тонн. "Но с учетом сложившейся ситуации руководство компании приняло решение переориентировать поставки. В частности, в Алтайский край на АЗС "Роснефти" было направлено 5 тыс. тонн дизтоплива с Ачинского НПЗ, большая часть этих объемов уже отгружено", - сообщил он. По мнению руководства НК, это поможет сбалансировать рынок и выровнять ситуацию. При этом он отметил, что в первую очередь топливо отпускается в адрес сельхозпроизводителей и служб экстренной помощи (скорая, пожарная, правоохранительные органы). "В приоритетном порядке обеспечиваются сельхозпроизводители, которые вступают в активную фазу полевых работ, и социальный сегмент", - сказал представитель НК. В компании отмечают, что дефицит топлива на рынке региона вызван резким сокращением поставок топлива другими поставщиками, а также тем, что независимые трейдеры, пользуясь низкими ценами на топливо "Роснефти", проводили масштабную скупку нефтепродуктов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });