ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

Худшие экономические идеи-2011

Политики в США, Европе и России в уходящем году наломали дров: давили экономику налогами, не смогли остановить рост неравенства, безуспешно сокращали дефициты бюджетов и играли в страусов, когда рынки указывали им на ошибки

Худшие экономические идеи-2011
Фото: Reuters

29 декабря. В конце года принято подводить итоги, называя достижения в различных областях жизни. Но Джефф Мэдрид, старший научный сотрудник Института Рузвельта, поставил перед собой обратную задачу: он рассказал о десяти худших американских экономических идеях уходящего года.

Мы рассказали о нескольких пунктах, выбранных Мэдридом, и добавили несколько не оправдавших себя идей в Европе и России.

1. Мэдрид - "левый", поэтому самой неудачной идеей он считает регрессивные налоги (недавно президент США Барак Обама продлил действие налоговых льгот для богатых). Налоги не должны быть регрессивными, уверен Мэдрид: это только увеличивает разрыв между богатыми и бедными и лишает бюджет необходимых средств.

2. Второй неудачной идеей Мэдрид считает сокращение социальных пособий, предпринятое администрацией США ради сокращения бюджетного дефицита. Эта мера не поможет значительно сократить дефицит бюджета и тоже увеличивает неравенство. Ошибочной оказалась и идея, что в США растет инфляция, поэтому стимулирование экономики необходимо приостановить, иначе рост цен выйдет из-под контроля. Инфляция пока низка, а экономика очень слаба.

2. Еще одна ошибка, по версии Мэдрида, - попытка сократить дефицит бюджета в равной мере за счет повышения налогов и сокращения расходов. Сокращение дефицита за счет снижения налогов "левые" считают вредным, а их грамотное повышение не должно повредить экономическому росту, считают они. Спор о том, как сокращать налоги, будет продолжен в 2012 году - он станет основным содержанием выборной кампании в США.

3. В еврозоне не оправдал себя подход "убей вестника" (услышав дурную весть, прикончить почтальона, который ее принес). Европейские политики пытались запретить рейтинговым агентствам пересматривать рейтинги проблемных стран еврозоны, а участникам рынка - совершать "короткие" (на заемные средства) продажи акций банков и гособлигаций. Этот подход себя не оправдал: акции падали, а доходность облигаций стран с большим долгом росла вне зависимости от запретов.

4. Ошибочными оказались и многочисленные попытки сделать вид, как будто проблемы еврозоны не существует, или преуменьшить ее величину. Когда инвесторы уже вовсю рассчитывали на реструктуризацию греческого долга, европейские политики говорили, что ни одна страна еврозоны не будет реструктурировать долг. Когда рынку стало понятно, что необходима как минимум 50%-ная реструктуризация, европолитики согласились на 20%-ную. А в итоге реструктуризация организована таким образом, что уровень греческого долга лишь вернется к докризисным значением.

5. Серьезной ошибкой оказался и национальный эгоизм - именно различие в подходах, неспособность европейских стран находить компромисс привели к тому, что кризис оказался сильно запущен. Неверным было как бесконечное оттягивание Грецией момента введения жесткой бюджетной экономии (рынок все равно заставил страну это сделать), так и чересчур резкое затягивание поясов, вредящее экономическому росту.

6. В России главной ошибкой в экономической политике последних лет можно назвать бесконечные игры со ставками соцналога. Повышение, а затем понижение ставки и введение дополнительного сбора с зарплат свыше 512 тыс руб. в год - пример лихорадочных действий, вводящих сумятицу в планы экономических агентов, не позволяющих четко рассчитывать будущие финансовые потоки. Новый налоговый сбор станет серьезной нагрузкой на все компании, в чьих затратах значительный вес составляют интеллектуальные. И списком IT-экспортеров этот кластер далеко не исчерпывается.

7. Ошибкой можно считать и отсутствие изменений в инвестиционном климате. Обычно дорогая нефть делает Россию привлекательной без серьезных усилий со стороны чиновников. На этот раз высокая благодаря волнениям на Ближнем Востоке цена нефти не помешала оттоку капитала, который по итогам года может достичь $80 млрд.

8. Неудачной идеей оказалось и очередное откладывание повышения налогов на сырьевые отрасли, не связанных с нефтью (газ, металлы, химудобрения). Результат - резкий рост дефицита ненефтяного бюджета (с 1% ВВП десятилетие назад до 11-13% ВВП сейчас) и повышение цены нефти, при которой бюджет сводится без дефицита, как минимум до $120 за баррель. Такая бюджетная конструкция делает Россию крайне неустойчивой к понижению цены нефти, которое во время глобального спада весьма вероятно.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });